Файл: Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ.



1. Основные функции философии и ее роль в обществе.
Этот вопрос не имеет однозначных решений. В зависимости от места и роли философии в жизни человека и общества можно выделить многие функции. Вопрос: для чего нужна философия? Необходимо конкретизировать уточнением «как форма общественного сознания». А отсюда уже переходить к выявлению основных социальных функций философии:

  1. Философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайность – необходимость, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие «универсалии», всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всемирной истории.

  2. Как теоретическая форма мировоззрения философия берет на себя и задачу рационализации – перевода в логически понятийную форму, а также систематизации теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Выполняя эту функцию, философия как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить с помощью общих понятий не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт.




  1. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию. По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стараются сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить.





  1. Прогностическая функция. Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструирующими возможностями творческого формирования новых идей, мировоззренческих образцов, идеалов. Философия способна выстраивать, мысленно «проигрывать» различные варианты миропонимания («возможные миры»), как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей.

Только выполняя эти функции, философия может требовать от общества самостоятельного статуса.
2. Философия и наука. Роль философии в ВУЗе.
Этот вопрос предполагает демаркацию философии и «большой науки». Хотя отдельные науки могут сращиваться и питать философское сознание, но последнее не является закрытым и для других форм общественного сознания и для полемики с «оккультными», т.е. тайными науками, типа астрологии, хиромантии, магии. Касаясь роли философии в ВУЗе, необходимо подчеркнуть то, что исторически за ней сохраняется роль «подготовительного фактора» для дальнейшей специализации в ВУЗах. Контактируя со всеми научными и иными знаниями, философия выполняет интегрирующую функцию, а потому ей отводится центральное или высшее место в мировоззрении человека. Также, как и медицина, философия способна работать на благо и на здоровье человека, его тела и души.

Сопоставление познавательных возможностей философии и конкретных наук, выяснение места философии в системе человеческих знаний имеет давние традиции в европейской культуре. Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Обращение к истории познания позволяет установить их неразрывную диалектическую связь, взаимовлияние, конечно, также подверженные историческим изменениям. В соотношении философии и специального научного знания различают три основных исторических периода:

  • первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся «философией» и обращенные к самым разным предметам. Наряду со всевозможными конкретными наблюдениями, выводами практики, зачатками различных наук оно охватывало обобщенные размышления людей о мире и о себе, которым в будущем предстояло развиться в философию в более специальном, собственном смысле этого слова. Первичное знание заключало в себе одновременно пранауку и прафилософию. По мере развития той или другой, в процессе формирования собственно науки и философии постепенно уточнялась их специфика, четче определялось родство и различие познавательных функций (Например, философия, как самая умозрительная из наук, вызывала восхищение у Аристотеля, знавшего толк и в специальных науках. Он называл философию «госпожой всех наук» и «наукой всех наук»).





  • специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от совокупного знания. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII – XVIII вв.




  • формирование теоретических разделов целого ряда наук, их постепенная интеграция, синтез. Начавшийся в XIX в. третий период переходит затем в ХХ в. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. Попытки же философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными. Все яснее осознается, что универсальную, теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.


С середины XIX в, а еще резче ХХ в. – на новом этапе развития знаний – зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившее под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом, пытавшееся развенчивать «королеву» в «служанку». В позитивизме был сформулирован вывод о том, что философия – это «суррогат» науки, имеющий какое-то право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное знание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука – сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, мучившие умы в течение столетий.

Научно-философское мировоззрение – это такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Значение философии для науки: интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их «стыковке», согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль.


Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры и науки, в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Достаточно задаться вопросом, можем ли мы, шагнув в новое тысячелетие с уверенностью сказать, что перспективы человечества связаны с достижениями НТП.

Основная же задача философии в любом ВУЗе – это повышение культурного и образовательного уровня студентов до уровня, определяемого государственными или общественными стандартами.
3. Генезис философии. Истоки и предпосылки западной философии.
Этот вопрос приводит к проблеме исторической реконструкции мировой философии, от предпосылок ее зарождения, причин и механизмов ее становления в особую форму общественного сознания. Мировая философия возникла как форма общественного (планетарного) сознания в «свое время» (800-200 гг.) до н.э., одновременно в трех крупных культурно-политических регионах: в Китае, Индии и на Западе (Египет, Персия, Палестина, Греция). Среди важнейших предпосылок становления философии необходимо остановиться на политических (наличие особых групп, заинтересованных в свободе философского духа), экономических (высокий уровень доходов общества и торговли с развитыми странами, социальных (наличие особой прослойки грамотных людей, профессионально закрепляющих развитие философии в образовательных школах) и культурных (богатая традиция духовной культуры и особый философский язык). Истоки западной философии находятся в Древней Греции, которая аккумулировала духовный опыт более старших цивилизаций (Египта, Персии, Месопотамии) и создала античную философию, определившую все дальнейшее развитие Западной философии. Основные философские учения в России также ориентированы на западные философские, научные и религиозные ценности.

ТЕСТЫ
1. Философия – это …

А) накопление фактов

Б) вера в сверхъестественное

В) создание фантастических образов

Г) особая форма мировоззрения
2.До возникновения философии ……. господствовала в мировоззрении людей

А) гносеология

Б) риторика

В) методика

Г) мифология
3. Философия представляет собой ………

А) набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей

Б) систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру


В) сложившуюся картину мира, принятую специалистами

Г) мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы
4. …. – это философское учение о развитии

А) монизм

Б) плюрализм

В) диалектика

Г) аксиология
5. Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называют …

А) эстетикой

Б) онтологией

В) логикой

Г) гносеологией
6. … – это учение, согласно которому дух первичен

А) механицизм

Б) идеализм

В) дуализм

Г) гносеология
7. Агностицизм это:

А) Учение о познании

Б) Убеждение о несостоятельности познания

В) Утверждение приоритета опытного знания

Г) Утверждение логической сути знания.

ГЛОССАРИЙ

АГНОСТИЦИЗМ – учение, отрицающее, полностью или частично возможность познания мира.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ познания, при котором вещи, свойства, отношения объективного мира, а также их отражение в сознании человека (понятия) рассматриваются во взаимосвязи и развитии.
ДУАЛИЗМ – философское учение, исходящее из признания равноправными, свободными друг к другу двух начал: духа и материи, идеального и материального.
ИДЕАЛИЗМ – философское направление, представители которого утверждают первичность сознания и вторичность материи.
МАТЕРИАЛИЗМ – философское направление, которое утверждает первичность материи и вторичность сознания.
МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД – антидиалектический способ познания, отрицающий или упрощающий всеобщую связь и развитие в мире.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это совокупность взглядов, оценок принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия людей.
МИРОВОСПРИЯТИЕ – опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.
МИРООЩУЩЕНИЕ – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств.
МИРОПОНИМАНИЕ – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
МИФОЛОГИЯ – фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве.