Файл: Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Маркузе Г. Одномерный человек. М., Real book,1994.
Мошнин В.Ф. Свобода и социальные роли личности.В сб.:"Свобода,
Творчество .Перестройка. "Ярославль, 1991.
Резвицкий И.И. Личность,индивидуальность,общество.М.,1984.
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс."ВФ",1989,№4.
Сартр Ж.-П. Основания свободы.В сб.: Долгов К.М. От Киркегора до
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм-это гуманизм. // "Сумерки богов".М.: Политиздат,1989.
Самченко В.Н. Размышления о свободе.-"ФН".1991. №4.
Фромм Э. Душа человеками. М. :Республика. 1992.
Фромм Э. иметь или быть. М.:Прогресс.1986.
Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведения личности имеет огромное значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственном и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в своего рода «лотерею».
В действительности, в своей повседневной практической деятельности люди сталкиваются с конкретно-историческим воплощением необходимости в виде реально существующих условий жизни, социально-экономических отношений, наличных материальных и технических средств и т.д. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, более того сами эти условия во многом определяет круг их интересов, их стремления, чаяния и т.п. Однако, люди обладают, несомненно, значит свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый исторический момент существует не одна, но несколько реальных возможностей развития. Даже тогда, когда, казалось бы, нет разумной альтернативы, люди в состоянии отдалить наступление нежелательных для них явлений либо ускорить приближение желательных. Наконец, люди более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Свобода, следовательно, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действия. Она тем больше, чем лучше люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств находится в их распоряжении для достижения поставленных целей, чем в большей мере они могут воспользоваться благоприятными для них тенденциями общественного развития и противодействовать неблагоприятным.
3. Исторические типы взаимоотношений человека и общества.
Необходимо обратить внимание при рассмотрении этого вопроса на то, что хотя между личностными качествами отдельного человека и условиями его бытия нет и не может быть однозначной и жесткой связи, в каждую историческую эпоху формируется совместимость условий – материальных, социальных, духовных, - которые определяют социальные типы человека и характер его взаимоотношений с обществом. Это может быть слияние индивида и общества (коллектива), антагонистические отношения между ними или, напротив, их единство. В каждом конкретном обществе тот или иной тип его взаимосвязи с индивидом оказывается доминирующим.
Основой для выделения конкретных типов социальности, представляющих собой синтетическую характеристику совокупности условий, формирующих тип человеческой личности, является формационное членение мировой истории. К. Маркс выделял три основных исторических типа социальности: отношения личной зависимости, отношения вещной зависимости при личной независимости и отношения свободных индивидуальностей.
А. Отношения личной зависимости.
Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ. Общим для них является включенность индивида в жестко регламентированную систему общественных связей (род, община, сословие, каста и т.д.). Различие же заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид в этом случае еще не оторвался, по выражению Маркса, «от пуповины естественных связей», а потому не является личностью в собственном смысле слова. И реально, и в своем сознании он не выделяется из коллектива и осознает себя принадлежащим к роду.
Становление и развитие личности происходит на основе развития и усложнения трудовой деятельности, разделения труда, формирования частной собственности. Все эти социальные процессы периода разложения первобытности приводят к тому, что у человека появляются частные интересы, он начинает обособляться от других.
Выход за пределы первобытности – одновременно с позиций марксизма и «грехопадение» человечества, выразившееся в появлении разнообразных форм эксплуатации трудящихся, основанной на внеэкономическом принуждении. В древности самым распространенным видом принудительного труда было рабство, в средние века – крепостничество. В обоих случаях труженик был лично не свободен, зависим от рабовладельца или феодала, присваивающего «львиную» долю результатов его труда.
Рабством и крепостничеством отнюдь не ограничивается многообразие форм господства и подчинения, основанных на внеэкономическом принуждении. В древневосточных деспотиях, например, для строительства пирамид, храмов, ирригационных сооружений собирали огромные массы подневольного люда. Формой внеэкономического принуждения было также взимание дани с покоренных народов. Различные формы внеэкономического принуждения существовали и в более поздние времена – рабство американских негров, принудительный труд в фашистской Германии.
Помимо господства и подчинения, отношения личной зависимости проявлялись и в несколько иной форме, связанной с включенностью человека в различные общественные структуры. В докапиталистических обществах классовая дифференциация скрыта за делением людей на сословия, касты, корпорации, к которым человек принадлежит от рождения, либо в которые включается в зависимости от характера деятельности (цех, гильдия). Эти структуры являлись весьма устойчивыми, замкнутыми и довлеющими над человеком, определяют существенным образом его поведение. Подчас они приобретают в жизни человека большее значение, чем его индивидуальные особенности. Дворянин, скажем, защищает не просто свою честь, а себя как дворянина. Деятельность средневекового ремесленника регламентируется традицией и уставом определенного цеха.
Б. Личность и отношения вещной зависимости.
С развитием капиталистического товарного производства ломаются косные социальные структуры: сословные и прочие перегородки рушатся. Одновременно происходит своеобразная атомизация общества, его разделение на множество индивидов – частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимся при переходе к капитализму глубоким изменениями в характере труда. Ликвидируется система внеэкономического принуждения к труду. Формально капиталист и пролетарий равны: один свободно продает, другой свободно покупает рабочую силу. И в целом отношения людей в своей основе становятся отношениями товаропроизводителей, частных собственников, то есть в своей сути – вещными отношениями. Иначе говоря, меновая стоимость, деньги выступают главной формой социальных связей и определяют принципиально новый тип социальности – вещную зависимость и личную независимость.
С развитием капитализма преодолевается местная замкнутость, расширяются возможности общения, человек включается в широкие общественные связи. Перед индивидом открывается возможность приобщения к накопленным человечеством богатствам материальной и духовной культуры. Но реализация этой возможности ограничивается частной собственностью, противопоставлением людей друг другу, отношениями эксплуатации, различными формами отчуждения, когда созданный человеком продукт отделяется от него.
К. Маркс вскрыл суть этого отчуждения и указал пути выхода из него, рассмотрев механизм капиталистического товарного производства. Если в условиях натурального хозяйства человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь производится для продажи. И для капиталиста, и для рабочего в общем не важно (по разным причинам, правда), что именно они производят. Рабочий трудится, чтобы иметь средства к существованию, а капиталист вкладывает свой капитал, чтобы его увеличить. Капиталисту безразлично, кому продается созданная в процесса производства вещь, ему важно, чтобы она была продана. Поэтому капитализм порождает безразличие и к определенному виду труда, и людей друг к другу. Одновременно развивается индивидуализм как идеологическое, нравственное, психологическое отражение и оправдание частной собственности и атомизации человека в обществе.
Таким образом, становление личности в рамках вещных отношений представляет собой противоречивый процесс: наряду с освобождением от сословных и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.
В. Отношения свободных индивидуальностей.
Развивая мощные производительные силы и всемирные общественные связи, капитализм формирует материальные и духовные предпосылки для использования всего богатства культуры, созданного в истории человечества, в интересах развития самого человека. Однако это всемирно историческая задача наиболее полно реализуется в ходе социальных преобразований общества. На основе общественной собственности складывается новый, коллективистский тип личности. Условием его появления в современных условиях становятся качественно новые по сравнению со всеми предшествующими условия взаимодействия общества и личности, открывающие возможность для добровольно-гармонизированного сочетания личных и общественных интересов., личности и коллектива. Этот тип отношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладает антагонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения. Современный коллективизм связан не с отрицанием прав и свобод личности, а, напротив, с признанием, утверждением того, сто свобода и развитие одной части общества не может и не должна осуществляться за счет несвободы и недоразвития другой.
Общественная собственность на средства производства – необходимые, но недостаточные условия для развития нового типа социальности. Для этого требуется также высокий уровень производительности труда, увеличение свободного времени, демократизации общественной жизни, развитие творческой инициативы масс.
ТЕСТЫ
-
Философское направление, рассматривающее личность как высшую ценность, называется:
А) марксизмом
Б) фрейдизмом
В) неотомизмом
Г) персонализмом
-
Тема свободы как условия творчества является одной из центральных в работах:
А) Н.Бердяева
Б) Э.Фромма
В) Ф.Достоевского
Г) А.Шопенгауэра
-
Приоритет целей отдельных личностей над общественным утверждает …:
А) гедонизм
Б) коллективизм
В) прагматизм
Г) индивидуализм
-
Свобода это:
А) Я делаю, что хочу
Б) в изменении обстоятельств
В) я не делаю того, что не хочу делать
Г) в выборе своей линии поведения
-
Социальная роль – это:
А) установленные обществом модели поведения
Б) защитный фасад, который помогает приспособиться к социальной ситуации
В) утрата индивидуальности
Г) неподлинное поведение
-
Детерминизм – это:
А) отрицание свободы воли
Б) свобода выбора
В) иллюзия свободы
Г) исключение необходимости
Д) независимость от законов природы и общества
-
Индетерминизм – это:
А) причинная обусловленность поступков человека
Б) зависимость от законов природы и общества
В) свобода выбора
Г) отсутствие свободы выбора
-
Согласно учению Спинозы:
А) свобода воли – фундаментальное основание духовной жизни человека
Б) свободной воли нет
В) свобода есть познанная необходимость
Г) свобода – умение управлять своими страстями
-
Какая свобода является для экзистенциалистов темой их размышлений
А) гражданская
Б) внешняя
В) внутренняя
Г) нравственная
-
«Человек есть свобода, он обречен на свободу». Кому принадлежат эти слова?
А) Камю
Б) Маркс
В) Сартр
Г) Фромм
-
Работа «Бегство от свободы» написана…
А) Э. Фроммом, В) Ж.-П. Сартром,
Б) К. Марксом, Г) А. Камю
-
Человек, приспосабливающийся к существующим порядкам, социально-политическому режиму, называется…
А) позитивистом, В) конформистом,
Б) экзистенциалистом, Г) персоналистом
ГЛОССАРИЙ
ДЕТЕРМИНИЗМ – утверждение о причинной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.