Файл: Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формационное членение не тождественно реальному историческому процессу: одни из стран более полно выражают формационный тип, другие – дальше от него, реальная история с трудом укладывается в выверенные логические схемы. Но при этом, учитывая сложности, своеобразие, вариативность, необходимо знать общую закономерность поступательного движения истории. Именно эту объективную «логику» исторического процесса как раз и воспроизводит марксистское учение об общественно-экономических формациях.
3. Движущие силы и субъекты исторического процесса.
В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои поступки. Но поскольку речь идет об истории, то было бы неверно ограничивать понятие субъекта, трактуя его только в индивидуально-личностном плане. В то же время понятие субъекта, примененное к любому надличностному социальному образованию, например, социальная группа, приобретает несколько иной смысл. Группа может быть субъектом, если у нее есть общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность. В отличие от выступающей в качестве субъекта личности (т.е. индивидуального субъекта), группу можно рассмотреть как социальный субъект, в качестве которого могут выступать та или иная социальная группа, социально-историческая общность, народ, все человечество.

В соответствии с марксистской теорией основными социальными субъектами исторического процесса в послепервобытной истории являлись общественные классы. Процесс социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо дифференцированной общности – рода или общины – пришли классы с различными или даже прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития на определенной его стадии.

Под классами в марксизме понимают большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы это такие группы людей, из которых одни могут присваивать труд других, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.


Фундаментальное значение классовой дифференциации общества определяется тем, что ее основой является базисные отношения собственности на средства производства.

Роль исторического субъекта могут играть и играют такие социальные общности как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели. Отнюдь не принижая организационного значения национально-освободительного движения для судеб человечества, все же следует иметь ввиду, что такое движение не только не отодвигает на задний план борьбу классов, но зачастую выступает лишь как только оболочка последней. Нации всегда возглавляются теми или иными классами, которые и в этом случае остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса. Поэтому очень важно видеть, чьи интересы представляют те или иные лидеры, претендующие на роль выразителей национального самосознания.
4.Общество как целостная саморазвивающаяся система. Общество и природа.
При обсуждении этого вопроса необходимо обратить внимание на то, что термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - это определенный этап развития человеческой истории. Об­щество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе со­вместных интересов и договора.

Далее необходимо отметить различия между философским и общесоциологическим подходами к изучению общества. Социологию в основном интере­сует то, что обозначается термином "социальная структура". Это способ орга­низации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Фи­лософия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII-XVIII вв.), материальные, ос­нованные на взаимодействии людей (К. Маркс).



Для понимания феномена общества необходимо уяснить противоречия человека как "социального атома" и разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный организм. Выде­ляются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый подход – натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космос. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной ак­тивности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностя­ми географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Меч­ников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, ра­совыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии). Общество предстает здесь как своеобразный эпифеномен природы.

Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В качестве примера можно рассмотреть теократиче­ские государства, где единство обеспечивается одной верой, которая становит­ся государственной религией, а также тоталитарные режимы, основанные на единой государственной идеологии.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Так, согласно атомистической теории, общество есть сумма индивидов, связанных тем или иным взаимным догово­ром. В данной модели общество представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями. В органистической модели общество предстает как целое, как определенная система, структурированная особым образом на части, к которым она полностью не сводится.

К. Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории, суть которой составляет положение о способе производства, который складывается объективно, независимо от воли и сознания людей. Согласно Марксу, людей в социальный организм связывает не общая идея или общий Бог, а способ производства, в который входят производительные силы- систе­ма субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществ­ляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного произ­водства и
производственные отношения, под которыми понимается совокуп­ность материальных экономических отношений между людьми в процессе об­щественного производства и движения общественного продукта от производст­ва до потребления. Их видоизменения составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эти системообразующие факторы зависят, в свою очередь, от ряда природно-климатических усло­вий, средств общения, языка, культуры и других факторов. Однако определяю­щим является общественное бытие людей - материальное отношение людей к природе, друг к другу, возникающее вместе со становлением общества и суще­ствующее независимо от общественного сознания. Под общественным созна­нием понимается целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающее различные уровни (теоретический, обы­денный) и формы сознания (политическое, правовое, нравственное, религиоз­ное, эстетическое, философское, научное).

Следует указать на то, что в изучении общества важнейшая роль отводит­ся проблеме взаимосвязи природы и общества. На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои способности воздейство­вать на окружающую среду, тем самым изменяя и характер взаимоотношения общества с природой.

До эпохи великих географических открытий XVI - XVII вв. люди обитали на сравнительно небольших, ограниченных территориях. Первобытный человек удовлетворял свои потребности присвоением готовых продуктов, он довольст­вовался тем, что давала ему природа. По мере перехода от собирательства к производству необходимых для жизни материальных благ он все в большей степени стал вовлекать природу и ее ресурсы в хозяйственный оборот, сущест­венно изменяя среду своего обитания. Буржуазные революции в Европе дали мощный толчок экстенсивному освоению природы, что выразилось в тенден­ции к постоянному увеличению объема и разновидностей природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. За последнее столетие во взаимоотно­шениях людей с природой произошли серьезные перемены. Негативные по­следствия человеческой деятельности выразились в наступлении экологическо­го кризиса. В результате, наступает глубокое расстройство взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы "общество - природа".

Следует сделать акцент на том, что общество представляет собой слож­ную систему, развивающуюся на своей собственной основе. В XX в. было сформировано представление о социальной системе, под которой понимается все относящееся к системной организации общества, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. Характер объединения людей в сис­тему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Основной системообразующий признак может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей.


Первым источником саморазвития общества являются противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ. При любых формах социальности человек остается частью Природы и Космоса, специфи­ческим проявлением феномена жизни. Второй источник саморазвития социаль­ных систем связан с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, которые подразделяются на материальные и духов­ные (идеальные) отношения. Выделяются также и межличностные отношения – отношения между отдельными индивидами по различным основаниям, как пра­вило, не имеющим отношения к их вхождению в большие социальные группы.

Для сверхсложных самоуправляемых систем, какими являются социаль­ные системы, характерна многофункциональность. Однако все функции соци­альной системы могут быть сведены к двум основным - функции сохранения системы, ее устойчивого состояния (гомеостаза) и функции совершенствования системы, ее оптимизации по отношению к природной и социальной среде.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменения­ми природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гу­милев), другие искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методов организации производства (К Маркс, У. Ростоу), третьи связывали процесс социального развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин). Каждый из этих факторов оказыва­ет определенное воздействие на развитие общественной жизни, но движущими силами социальной жизни также являются и природные, биосферные факторы.
5. Политическая система общества
Рассмотрение этого вопроса следует начать с определения понятия политической системы общества. Под ней понимается совокупность государст­венных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Необходимо указать на то, что централь­ным элементом политической системы является государство, осуществляющее свои функции по регулированию политических отношений в обществе приме­нением легитимного, узаконенного принуждения по отношению к гражданам. Основными признаками государства являются: публичная власть, обособленная от общества; суверенитет; территория, на которой распространенны законы и полномочия власти; исключительное право на создание законов и норм, обяза­тельных для всего населения; право па взимание налогов с населения для со­держания государственных служащих, армии, органов принуждения.