Файл: Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Форма государства определяется формой правления, т.е. способом орга­низации власти и формой государственного устройства. По формам правления различаются монархия и республика. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Политическая система включает также совокупность разнообразных партий, движений, организаций, институтов, церковных учреждений, групп давления, участвующих в политической жизни страны. Политические органи­зации влияют на формирование государственных структур, выражают интересы социальных общностей и групп в соответствующих лозунгах, социальных про­ектах и участвуют в их реализации легитимными, узаконенными средствами.

Закончить обсуждение вопроса следует указанием на то, что одним из важнейших элементов политической системы является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и рациональные, ценностные и нормативные, ра­циональные и интуитивные представления граждан об их связях с институтами власти и между собой по поводу их участия в управлении обществом и госу­дарством. Элементами политического сознания выступают идеология как осоз­нание интересов социальных групп и их значимости в системе потребностей общественного развития и политическая психология, характеризующая политическое поведение масс, их настроения, установки, стереотипы и привычки.
6. Духовная подсистема общества; структура общественного сознания.
Этот вопрос следует начать с указания на то, что духовная подсистема включает в себя органически связанные между собой элементы, направленные на удовлетворение общественных и личных духовных потребностей, важней­шими из которых выступают познавательные, нравственные, эстетические, ре­лигиозные, а также потребности в общении. В обществе постепенно возникают особые отрасли духовного производства и института, которые соответствуют многообразным духовным потребностям. Научные институты и разнообразные объединения ученых осуществляют познание природы, общества человека и тем самым научно обеспечивают деятельность людей. Средства прямого ин­формирования населения направлены на удовлетворение потребности в обмене информацией и духовном общении.

Особой областью духовного производства является воспитание и образо­вание человека. В обществе создается разветвленная система учреждений обу­чения и воспитания: высшие учебные заведения, детские дошкольные учреж­дения, разнообразные формы школьного обучения. Воспитательную функцию выполняют семья, круг друзей и знакомых,
государственные учреждения, орга­ны правопорядка средства массовой информации. Нравственное и эстетиче­ское воспитание, формирование мировоззрения осуществляются также искус­ством и учебными религиозными учреждениями.

Центральным звеном духовной подсистемы является общественное соз­нание, проявляющееся во всем многообразии знаний, идей, взглядов, мнений, мировоззренческих установок, ценностных ориентации. Общественное созна­ние является идеальным образом мира, формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов - материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанными с ними повседневными условиями жизни и отношениями людей. Оно отличается синкретичностью (нерасчлененностью), бедно­стью содержания, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Теоретическое сознание опи­рается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

В общественном сознании выделяются также общественная психология и идеология. Как структурный элемент общественного сознания общественная, или социальная, психология характеризует особенности массового поведения людей, определенный тип отношений социальных общностей и групп к явлени­ям общественной жизни. Они выражаются в форме верований, убеждений, установок и чувств, привычек и стереотипов. Социальная психология включает также психический склад, т.е. стабильную совокупность психических особенностей и форм коллективного поведения, типичных для конкретной социальной группы. Идеология представляет собой совокупность идей и взглядов, отра­жающих в теоретической, систематизированной форме потребности общественного развития и служащих закреплению или изменению общественных от­ношений. Она выражает точку зрения социальных групп на потребности общественного развития и обосновывает их социально-политические действия.

Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие виды общественного сознания, как научное, религиозное, нравст­венное, эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материали­зации, по социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания представляют собой многоуровневые образования, включающие обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию.





ТЕСТЫ





  1. Человеческое общество рассматривается как естественное продолже­ние закономерностей природы, мира животных, космоса в рамках подхода:

А) натуралистического

Б) идеалистического

В) материалистического подхода к обществу

  1. Социологию как науку, изучающую социальные действия, в которые действующие индивиды вкладывают определенный смысл, развивал:

А) М.Шеллер

Б) Г.Спенсер

В) М.Вебер

Г) Э.Дюркгейм


  1. Одной из главных причин смены общественно-экономических формаций является:

А) психологическая несовместимость классов общества

Б) стремление людей к лучшей жизни

В) диалектика производительных сил и производственных отношений

  1. А.Тойнби считал, что движущей силой цивилизации является деятельность:

А) народных масс В) творческого меньшинства

Б) отдельных индивидов Г) всенародно избранного парламента

  1. Представителем структурного функционализма является

А) Г.Спенсер В) О.Конт

Б) Э.Дюркгейм Г) Т.Парсонс


  1. Общество как общественно-экономическую формацию рассматривал

А) К.Ясперс В) К.Маркс

Б) А.Тойнби Г) О.Шпенглер

  1. В рамках какого подхода человеческое общество рассматривается как продолжение закономерностей природы?

А) идеалистического, В) практического

Б) натуралистического,


  1. Конечным этапом развития общества, с точки зрения теории общества как ОЭФ является…

А) информационное общество, В) общество неограниченного потребления,

Б) коммунистическое общество, Г) общество с развитой сферой услуг


  1. Исходной социальной реальностью для М.Вебера является

А) общество В) государство

Б) народ Г) поведение отдельных индивидов


  1. Идею зарождения цивилизации как ответа на вызовы, предъявляемые людям природой и обществом, развивал

А) Р.Арон Б) Б.Тойнби В) О.Конт Г) Г.Тард


  1. Создателем теории культурно-исторических типов, описанной в книге «Россия и Европа», является…..

А) Н.Я.Данилевский В) А.С.Хомяков

Б) В.С.Соловьев Г) Л.Н.Гумилев


  1. Смысл истории человечества Ф. Ницше видел:


А) в довольстве масс. В) в удовлетворении потребностей всех людей,

Б) в принадлежности к социуму, Г) в высших представителях, гениальных личностях

  1. По мнению К. Ясперса, реальность мировой истории обусловлена

А) духовным единством человечества,

Б) деятельностью выдающихся личностей,

В) воздействием космоса

  1. Осевая эпоха – это время рождения

А) великих государственных реформаторов, В) первого социалистического государства,

Б) человеческой цивилизации, Г) мировых религий и философии

  1. Постиндустриальная цивилизация предполагает

А) бурный рост тяжелой промышленности.

Б) рост городов.

В) развитие сферы услуг и информационных технологий.


  1. Вторичность общественного сознания и его относительная самостоя­тельность - постулат

А) объективного идеализма

Б) субъективного социализма

В) материализма в понимании истории.

  1. Атором концепции «индустриального общества» является:

А) Гоббс

Б) Локк

В) Маркс

Г) Дюркгейм

  1. Термин «философия истории» был введен в науку

А) Платоном

Б) Вольте­ром

В) Гегелем

Г) П. Сорокиным

  1. Создателем теории «географического де­терминизма» был:

А) Декарт

Б) Руссо

В) Монтескье

Г) Вольтер

  1. Кто из мыслителей определял цивилизацию как этап вырождения куль­туры и царство технико-механических элементов

А) Вико

Б) Гердер

В) Маркс

Г) Шпенглер

ГЛОССАРИЙ


БАЗИС – совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества.
ДУХОВНАЯ СФЕРА – необходимая подсистема жизни общества, сущность которой состоит в активном отражении общественным сознанием общественного бытия и удовлетворении тем самым духовных потребностей общества, духовном производстве личности определенного социального типа.
ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – это исторически определенная система идеологических общественных отношений, призванная целенаправленно осуществлять формирование определенного типа человеческой личности в интересах того или иного класса или общества в целом, характеризуется отношениями: собственно производства, распределения, обмена и потребления.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО –