Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 1 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Рубежный контроль 1

по дисциплине «Человек и его права в контексте современной реальности»


ФИО студента




Направление подготовки




Группа




Москва

Внимательно изучите главу 1 учебника (стр. 8 – 38). Файл расположен по ссылке «Учебные материалы».

Письменно ответьте на следующие вопросы, используя изученные материалы:


  1. Что такое права и свободы человека?

Права и свободы человека — это грандиозный и не всегда видимый глазу комплекс естественных и рукотворных условий, факторов и действий, необходимых для нормального функционирования индивидуума как человека и гражданина, творца и работника. Это естественные и безусловно гарантирующие человеку достойную жизнь предпосылки, фундаментальные основы бытия, обязательные условия его оптимизации

и рационализации.

Возможность делать необходимое для своего и окружающих людей благополучия, счастья и безопасности, защиты своей и близких жизни, для ее всестороннего и полноценного функционирования.
Право человека — это дозволение (природы или общества) на действие или акт, необходимый для жизнеподдержания и повышения ее качества, совершаемый в соответствии с требованиями природы и нормами общественной морали.


  1. Почему права человека связываются с его достоинством?


Потому что (цитируем учебник) – «Без признания и уважения достоинства человека на всех этапах его жизни не может быть и речи о каких-то реальных правах и свободах, без этого трудно будет понять их природу, содержание, конкретные формы их реализации…»
Достоинство, с одной стороны, есть нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со стороны других, со стороны общества. С другой стороны, достоинство – это признание обществом социальной ценности, уникальности, неповторимости конкретного человека, значимости каждой конкретной личности как частицы человеческого сообщества.


Только обладание правами и свободами является той предпосылкой, которая дает человеку возможность самораскрыться, самореализоваться как личность. Права человека служат защите человеческого достоинства».
Потому что человеческое достоинство - некая ценность, которая должна быть достигнута, - должно существовать для прав человека.
Право человека-это то, что кто-то по своей сути обязан в силу своей человечности. Для того чтобы это право существовало, должна существовать неотъемлемая человеческая ценность - достоинство.
Также еще можно добавить, что права человека тесно связаны и с его обязанностями. А достоинство произрастает от осознания своей ценности благодаря тому, что есть определенные обязанности. Не будь обязанностей, человек не осознавал бы своего достоинства.



  1. Как, по вашему мнению, можно добиться уважительного отношения членов общества к правам и свободам друг друга?


Нужно доносить людям, что уважение прав и свобод других людей, позволяет им реализовать свои права и свободы. Процитируем учебник –

«приучение всех людей к уважению прав и свобод друг друга, к глубокому пониманию ими природы этих прав способно смягчить, а затем и вовсе устранить такие разделяющие и раздирающие современный мир явления, как дискриминация человека человеком по признакам пола, возраста, имущественного положения, языка, религии, расовые, религиозные, национальные и иные предрассудки, нетерпимость людей друг к другу и многое другое».



  1. Как вам видится роль образования в этом процессе?


Роль образования в этом ключевая. Опять цитата «Если бы все граждане страны были достаточно образованы и хорошо знали принципы взаимоотношений гражданского и политического обществ, гражданина и государства, свои собственные права человека и гражданина, а также права и обязанности государства как института служения гражданскому обществу, и поступали в соответствии с этим пониманием, то не осталось бы почвы для бюрократизма, злоупотреблений властью, безответственности, коррупции и бесправия людей».


  1. Установите соотношение между правами и свободами человека.


Соотношение понятий "право" и "свобода" характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации.

Но иногда между этими понятиями проводится различие. Иногда "правом" называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а "свободой" - возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделяет права от свобод. Нередко термином "свобода" обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже "право". При этом "право" может самой Конституцией включаться в состав "свободы". Так, в ст. 28 Конституции РФ не только установлена "свобода совести, свобода вероисповедания", но в состав этой свободы включено "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Нередко "свободами" называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.


Если отойти от юридической стороны вопроса, то поскольку эти слова взаимосвязаны и синоминичны, то можно сказать, что свобода человека заканчивается там, где и заканчивается его право на что-то, а также когда идет противоречие с правами и свободами других людей.


  1. Кто является субъектами прав и свобод?


Субъектами прав и свобод являются люди, воспринимающие проблемы жизни в соответствии со своим миропониманием.

Правовед рассматривает человека, прежде всего, как субъекта права, гражданина, имеющего предусмотренные законом права и обязанности.

Правами обладают не только человек, гражданин, но и народ в целом, общество и государство, а также человечество в целом.


  1. Как вы понимаете известную формулу «разрешено все, что не запрещено законом»?

Фраза «Разрешено всё, что не запрещено законом» буквально означает, что в спорных случаях человек имеет право делать то, что делать, если закон это не запрещает. Человек свободен проявлять свою инициативу. Это утверждение характерно для либералов, частную инициативу как раз приветствовавших во всех сферах, особенно в экономике.


  1. Какое влияние оказывают системы общественных ценностей на понимание прав, свобод и обязанностей человека?

Общие обязанности человека, обусловленные самим фактом принадлежности индивида к человеческому роду или определенному социуму, а также общечеловеческими ценностями, мыслители делили на три категории: 1) обязанности человека в отношении Бога и природы, 2) обязанности человека в отношении своего общества и других людей и 3) обязанности человека в отношении самого себя. Часть их, прежде всего обязанности человека как разумного существа и представителя определенного социума и человеческого рода,закреплена в социальных и религиозных нормах жизни, а обязанности индивидов-членов политических обществ — в их конституциях.

Человек обязан не причинять вреда другим людям, бережно относиться к окружающей среде, соблюдать чистоту, овладевать знаниями,необходимыми для безопасной жизни, слушаться родителей, пока он несовершеннолетний, и растить своих детей до их совершенноле тия, соблюдать общественный порядок и законы государства, принятые правовым путем, нести расходы, установленные обществом правовым путем для покрытия расходов на общественные нужды, принять участие в той или иной форме в защите страны от агрессоров, когда достигает совершеннолетия. Важной обязанностью человека является верность своему слову, единство слова и дела.

Каждый человек обязан признавать и уважать честь, достоинство и права окружающих их людей и общества в целом, участвовать в функционировании, развитии и совершенствовании своего общества и государства, уважать системы ценностей других народов, быть терпимым к национальным, религиозным, социальным, культурным и иным различиям.
Человек является членом одновременно и семьи, и народа, и конкретных обществ (гражданского, политического, религиозного). Каждому из социумов свойственно свое собственное понимание того, в каком взаимоотношении между собой находятся его составляющие (индивидуумы, их группы и социум в целом), что принадлежит каждому индивидууму в отдельности, а что — всем вместе, и какова роль каждого человека в своем социальном целом. Всем людям присуще свое понимание и смысла жизни, ее составляющих и качества. Это понимание обусловлено определенными природными, историческими, географическими, этническими, религиозными и иными факторами. При этом данные факторы настолько связаны друг с другом, что порою трудно ранжировать их по степени важности. Так, религиозные доминанты сами обусловлены историческими, географическими, национально-этническими и другими факторами.



  1. Покажите это на примерах России и других стран.

Требует глубокого осмысления положение дел с правами человека и их пониманием в России. Здесь происходило и продолжает происходить нечто алогичное и противоестественное. В монархической России права, свободы и обязанности человека привязывались исключительно к его происхождению. Правившие здесь слои людей, смотревшие на страну и на ее народ как на свою собственность и относившиеся к ним как к таковой (наглядным подтверждением истинности чего является практиковавшаяся веками купля-продажа земли вместе с проживавшими на ней крестьянами), олицетворяли собой только одни права. А девять десятых населения России относились к так называемым низшим сословиям, имевшим лишь одни обязанности. Правителей здесь именовали не иначе, как богом избранными или богом венчанными, венценосцами. Их портреты, как иконы, висели во всех официальных учреждениях и в присутственных местах1. Власть видела свое предназначение главным образом в расширении границ государства, в защите страны от вторжений извне ценой жизни ≪своих поданных≫ и в поддержании существующего общественного строя. Царь считался ≪хозяином земли русской≫. Абсолютное большинство россиян, прежде всего русского народа, были превращены в бесправных, находившихся в крепостной зависимости людей, продаваемых и покупаемых, подобно скоту, правящими кругами России. Земля, богатства ее недр, как и право участвовать в формировании власти были полностью отчуждены от народа. Бесправие русского человека и правовой беспредел в России вошли во множество пословиц и поговорок.


И Февральская, и Октябрьская революции 1917 г. происходили под лозунгами свободы, равенства и социальной справедливости. Монархия и сословные привилегии были ликвидированы, особенно решительно после Октябрьской революции. Однако, хотя многие права и свободы человека, особенно экономические и социальные права,

своим происхождением, гуманистическим содержанием, современным пониманием и защитой обязаны социалистической мысли, в советское время о них почему-то не было принято писать и говорить.

Кто-то решил, по собственному недомыслию или со злым умыслом, будто права и свободы человека — это выдумки буржуазной науки, а потому и незачем-де серьезным людям заниматься такими глупостями, повторять зады буржуазной науки. В лучшем случае права человека сводились преимущественно к социально-экономическим

и культурным правам. В результате подобных установок права и свободы человека стали не предметом глубоких размышлений, а полем спекуляций со стороны критиков разного рода — как беспринципных апологетов ложно понимавшегося социализма, так и недовольных теми или иными аспектами общественной жизни в СССР. Последние,

не понимая проблемы во всей ее полноте, и, не видя тесной взаимосвязи и взаимозависимости общественных явлений, акцентировали свое внимание на поверхностных явлениях — на тех производных__правах и свободах, которые нарушались и нарушаются во всем мире (свободе слова, печати, информации, въезда в страну и выезда из нее и т. д.). Статьи и материалы подобного рода публиковались преимущественно в зарубежных журналах и газетах, либо в рукописных хрониках, недоступных массовому читателю.

Так называемые перестройка в СССР и демократическое реформирование России сопровождались привлекательными лозунгами защиты прав и свобод человека, на этот раз с акцентом на права на частную собственность, предпринимательскую деятельность, на создание политических партий и объединений. Появились и специальные работы,

посвященные этим проблемам. Однако следует отметить, что проблема не столько решалась, столько лишь постулировалась, формализовалась и дискредитировалась, поскольку ставилась поверхностно, видимо, для того только, чтобы ≪не отстать от цивилизованного мира≫.

Внимательный анализ всей мировой практики в области прав и свобод человека показывает, что часто права и свободы человека провозглашаются и пропагандируются лишь в демагогических целях. Как правило, пишут и говорят о правах и свободах вообще, а человек при этом как бы отсутствует. Нередко даже в странах, где дорожат свободой