Файл: 2. Крепостной театр Шереметьевых. Русский театр xix века. Краткий обзор событий, имена актеров, драматургов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В «Командарме-2» И. Л. Сельвинского (1929), «Последнем решительном» Вс. В. Вишневского (1931), «Списке благодеяний» Ю. К. Олеши (1931), «Вступлении» Ю. П. Германа (1933) режиссеру удались лишь отдельные, преимущественно трагедийные моменты. Многие замыслы, в том числе и постановку «Гамлета» Шекспира, ему так и не удалось осуществить. В 1935 Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Дюма-сына — спектакль высочайшей изобразительной культуры и культуры чувств, гимн любви и красоте, прозвучавший еще мало кем осмысленным, но явно ощутимым диссонансом времени. Роль Маргерит Готье, как и Аксюшу в «Лесе», сыграла З. Н. Райх, жена и муза Мейерхольда. В том же, 1935, году он поставил «Пиковую даму» Петра Ильича Чайковского в Ленинградском Малом оперном театре. Этот спектакль Д. Д. Шостакович считал вершиной не только творчества самого Мастера, но и замечательным достижением оперной сцены вообще. Всеволод Мейерхольд внес существенный вклад в оперную режиссуру, добиваясь контрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актера внутри музыкальной фразы, свободы, построенной на разрушении точного соответствия движений и жестов темпу и ритму музыки.

Во второй половине 1930-х в прессе началась откровенная травля Мейерхольда, его искусство было названо чуждым народу и враждебным советской действительности. В 1938 его театр был закрыт. После этого Станиславский, спасая Мейерхольда, привлек опального режиссера к сотрудничеству в руководимом им оперном театре. Однако вскоре Станиславский умер, а в июле 1939 Всеволод Мейерхольд был арестован. Под пытками признал предъявленные ему обвинения в измене родине, однако нашел в себе мужество и силы отказаться от самооговора. По приговору Военной коллегии Верховного суда Мейерхольда расстреляли.

В 1955 Верховный суд СССР полностью снял с Всеволода Мейерхольда ложные обвинения и посмертно реабилитировал его. Долгое время о месте захоронения Мейерхольда ничего не было известно, и лишь в начале 1990-х выяснилось, что после расстрела он был кремирован и прах его тайно захоронен в общей могиле № 1 на Донском кладбище. Родительский дом в Пензе и московская квартира Мейерхольда в Брюсовом переулке стали музеями. В 1999 в Пензе, на родине Мейерхольда, выдающемуся новатору театра был установлен памятник (скульптор Ю. Ткаченко).

Среди многочисленных учеников Мейерхольда актеры и режиссеры, составившие цвет отечественного театра и кино: И. Н. Певцов, М. И. Бабанова, Э. П. Гарин, И. В. Ильинский, З. Н. Райх, Н. И. Боголюбов, Л. В. Варпаховский, М. И. Жаров, Е. В. Самойлов, С. А. Мартинсон, Н. П. Охлопков, В. Н. В. Н. Плучек, И. А. Пырьев, Борис Михайлович Равенских, Л. Н. Свердлин, И. Ю. Шлепянов, Максим Штраух, Сергей Эйзенштейн, Н. В. Экк, Л. О. Арнштам, Сергей Иосифович Юткевич, В. Н. Яхонтов и многие другие. Всеволод Мейерхольд работал и в кино. Кроме упоминавшихся «Портрета Дориана Грея» по О. Уайльду (1915) и «Сильного человека» по Пшибышевскому (1916), в 1928 снялся в фильме «Белый орел», создав острый, гротескный образ Сенатора. Творчество Мейерхольда оказало и оказывает огромное влияние на развитие театра, кино, изобразительного искусства, фотографии и др. во всем мире. Н. Э. Звенигородская,
энциклопедия Кирилл и Мефодий

Следует отметить и тот факт, что Всеволод Мейерхольд был гомосексуалистом. По словам близко знавшего его И. Романовича, «круг гомосексуальных связей Мейерхольда был достаточно широк, в него входили многие известные люди. Этот факт интимной жизни Мастера, бесспорно, оказывал огромное влияние на отношения с Зинаидой Николаевной. Может быть, меня заклеймят блюстители «чистоты роз», но я предполагаю, что в бисексуальности Мейерхольда наряду со многим иным - ибо человеком он был сложным и противоречивым, многослойным - кроется, хотя бы частично, ответ на вопрос, почему он принял большевистскую революцию. В старой России свобода и нетривиальность сексуальной жизни не поощрялись. Возможно, Мейерхольд связывал с большевистским переворотом и сексуальной. Он не мог предположить, что этот переворот принесет еще большую несвободу, закрепощение всех и каждого, что гомосексуализм будет преследоваться как уголовное или даже государственное преступление.

Касаясь этой щекотливой темы, отмечу, что Всеволод Мейерхольд довольно часто увлекался актерами своего театра. Например, известно, что он сильно симпатизировал Михаилу Цареву и, как отмечает Т. Есенина, «Мейерхольд постоянно тащил Царева в дом, на дачу. Не отпускал от себя. Постоянно восхищался им и своей дружбой с ним.

Подобные же знаки внимания Всеволод Мейерхольд оказывал и другим молодым актерам: Евгению Самойлову, Аркадию Райкину. Известен случай, когда еще молодой Аркадий Исаакович пришел на репетицию к Мейерхольду и тихо сидел в глубине зала. Однако режиссер заметил незнакомого молодого человека, познакомился с ним и стал уговаривать его переехать из Ленинграда в Москву, даже предлагал ему квартиру. Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Их любят, о них говорят.


7. История Московского театра имени Вл. Маяковского.

8. История Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова.

9. История Московского театра «Ленком Марка Захарова».

10.История Московского театра «Современник».

11.История Московского театра сатиры.



12.История театра имени Моссовета.

13.История Театра имени Евг. Вахтангова.

14.История Московского театра на Таганке (с 1964 года).

15.Малый театр второй половины XX века (1950-1999): спектакли,

события, люди.

16.История Московского драматического театра на Малой Бронной.

17.Обзор Санкт-Петербургских театров: кратко о Театре Ленсовета, о театре имени В.Ф. Комиссаржевской, о ТЮЗе им. А.А. Брянцева. 18.Проблемы современного театра, пути его развития.