Файл: Малое предпринимательство как элемент современной рыночной экономики.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Роль и проблемы малого предпринимательства в современной рыночной экономики
Субъекты малого предпринимательство чаще существуют и развиваются как самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Такие субъекты для государства имеют важное социально – экономическое значение, так как могут обеспечить социальную и политическую стабильность и быстро адаптируются к меняющимся потребностям рынка. Малые предпринимательства вносят огромный вклад развитие регионов и используют технические, организационные нововведения.
Роль и вклад малого предпринимательства можно оценивать по разным критериям: по влиянию на отрасль, регион или государство. Но не стоит забывать, что нужно роль малого предпринимательства рассматривать с разных точке зрения, например:
- с экономической точки зрения, то есть создают ли они конкурентную среду, делаю ли налоговые отчисления в бюджеты разных уровне;
- с точки зрения разработки стратегии развития, так как именно малые предпринимательства связывают крупный бизнес с потребителем и являются основой для развития государственной экономики;
- с общественной точки зрения, то есть создают ли малые предпринимательства новые рабочие места, способствуют ли экологической обстановке в государстве и мире, удовлетворяют потребности различных социальных групп.
Все таки, малое предпринимательство играет огромную роль в рыночной экономике. Без него рыночная экономика не может в полном объеме функционировать и развиваться. Становление и развитие малого предпринимательства является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малое предпринимательство является сектором, который определяет темпы экономического развития, структуру и размер внутреннего валового продукта и внутреннего национального продукта (в развитых странах на долю малого предпринимательства приходится до 70% ВНП).
Роль малого предпринимательства нельзя оценить по количественным показателям, так как это будет поверхностная оценка. Но для усиления роли малого предпринимательства в Россий Федерации необходимо определить основные проблемы и найти пути решения.
В настоящее время малому предпринимательству для выхода на высокие темпы развития необходим переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста. Существует ряд предпосылок, которые позитивно влияют на развитие малого предпринимательства в таких сферах, как производственная, то есть предприятия, которые в первую очередь занимаются производством российских товаров для населения, а так же оказанием услуги и выполнением работ.
Общероссийская общественная организация «Опора России» выявила основные три проблемы для предпринимателей на текущем развитии экономики и экономической политики страны: ослабленное состояние рубля и инфляция, спад спроса на продукцию и дефицит финансовых ресурсов. Второстепенными проблемами «Опора России» считает: высокий уровень налоговой нагрузки, административные барьеры, устаревшее оборудование и коррупция.
Рассмотрим более подробно основные проблемы:
-
Ослабление рубля и инфляция. Хоть в феврале 2022 г. Курс рубля и врос, но введенные санкции, закрытие платежных систем, кризисы делают рубль не стабильной валютой, которая может в любой момент снова упасть в цене и в из-за этого уровень инфляции может вырасти. Основным фактором инфляции является снижение цен на нефть марки Urals, ограничение доступа на мировой рынок, отток капитала.
-
Спад спроса на продукцию. С каждым годом происходит снижение уровня доходов у населения, что повлияло негативно на спрос на продукцию. Значительное снижение спроса произошло весной 2022 г. И этому способствовало начало специальной операции, уход с рынка огромных ритейлов.
Для поддержания спроса на продукция малое предпринимательство может использовать:
-
Обеспечить доступ малых предпринимательств к государственному и муниципальному заказу;
-
Распространить на закупки государственных корпораций и естественных монополий требования законодательства о государственном заказе , включая квоты для малого предпринимательства;
-
Использовать потенциал развития электронных аукционов.
-
Высокий уровень налоговой нагрузки. В последнее время было введено новых видов налогообложения таких, как :
- торговый сбор;
- налог на недвижимое имущество;
- пересчет взносов в государственные страховые фонды;
- увеличение ставки налога на добавленную стоимость;
- акциз на топливо.
Все эти выплаты ложатся на стоимость продукции и ведет к снижению покупательской способности потребителя.
-
Сокращение доступа к банковским услугам. Субъекты малого предпринимательства часто для пополнения оборотных средств обращаются банки за банковскими услугами. Но главным препятствием для получения кредита являются высокие ставки и требование залога.
Существует еще множество различных препятствий
, которые мешают быстрыми темпами развивать малое предпринимательство. Для увеличения роли и снижения количества препятствий необходимо вводить новые государственные поддержки и снижать требования для пользование банковскими услугами, а так же сделать ресурс с высококвалифицированными кадрами, в которых нуждаются малые предпринимательства.
1.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в современных реалиях
Многие предприниматели или будущие предприниматели считают, что сейчас очень сложно развивать свое дело, так как не верят в государственную поддержку. На самом же деле государственная поддержка существует и она очень большая и ощутимая.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства состоит из:
- финансовой, имущественной, информационной поддержки;
- поддержки внешнеэкономической деятельности и межрегиональной сотрудничества;
- мер по защите прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью;
- создания механизмов участия малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд;
- создания и развития инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях;
- создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства.
В 2022 г. В Российской Федерации запустили цифровую платформу МСП и благодаря этой платформе можно быстро отрыть юридической лицо, а так же контролировать всю деятельность, получить консультацию от специалистов онлайн.
Помимо этого государство оказывает финансовую помощь в виде:
-
Льготного кредитования и поручительства. Благодаря этому можно получить до 10 000 000 руб. и снизить ставку по кредиту на 1 – 2 %. В свою очередь поручительство обеспечивает до 50% суммы займа.
-
Небанковских финансирований. Финансирование предоставляют не только банки, но и фонды, лизинговые и факторинговые компании. Бизнес-инкубаторы содействуют в привлечении инвестиций, предоставляют помещения, консультируют, помогают в запуске рекламных проектов;
-
Субсидий. Данная финансовая помощь оказывается не всем и только на определенные цели, например: развитие технопарков, кластеров, инжиниринг; обучение сотрудников; онлайн продвижение; возмещение затрат на платежи по некоторым договорам;
-
Грантов. Гранты выдаются на конкурсной основе. Приоритет в получении грантов у предприятий в агропромышленной отрасли, сфере развития экотуризма;
-
Налогообложения. Государство предоставляет различные формы налогообложения, при которых новое малое предпринимательство может экономить на оплате налогов (УСН, патенты и т.д.).
Государство постоянно ведет разработку новых законодательных и нормативно – правовых актов, которые дают упрощенный порядок регистрации, лицензирования, новые системы налогообложения и бухгалтерского учёта, защиту от посягательств на безопасность. Так же, постоянно происходит формирование региональных центров поддержки предпринимательство для обеспечения широкого спектра услуг, таких как: услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга и другие. В Российской Федерации постоянно создаются новые информационные сети для предпринимателей, которые помогают сформировать в одном месте информацию юридического и делового характера.
Существует огромное разнообразие для всех сфер малого предпринимательства формы государственной поддержки, как на начальном этапе развития, так и если малое предпринимательство существует не первый год.
Малое предпринимательство – это достаточно сложное и неоднородный сектор современной рыночной экономики, который имеет проблемы и нуждается в государственной поддержке. В тоже время государственная политика в отношении малого предпринимательства строится на основе самых общих и формальных представлений, так как с одной стороны государство видит, чтобы получить высокое экономическое развитие нужно развивать малое предпринимательство, а с другой стороны – малое предпринимательство это часть податного сословия, которое должно нести доход в бюджет.
Взаимодействие между малым и крупным предпринимательством зависит от ряда факторов и является специфичной, так как обусловлена ходом экономических реформ и состоящем из экономического симбиоза предприятий, так как огромная первоначальная нагрузка ложилась на малое предпринимательство, которое обеспечивало выживаемость крупного бизнеса.
Роль малого предпринимательства неуклонно возрастает и необходимо поддерживать данный рост. Устранять и смягчаться те проблемы, которые возникают малого предпринимательства на всех этапах развития и жизни, а так же проводить обучение среди населения как они могут открыть свое малый бизнес и к чему это может привести.
Глава 2. Основные средства и оборотные средства предприятия.
2.1 Расчет показателей характеризующих использование основных средств за год.
Вариант 10
2.1 Расчет показателей, характеризующих использование основных средств за год.
На основании отчетных данных рассчитать показатели, характеризующие использование основных средств в 2022 году:
1.Показатели технического состояния основных фондов на начало и конец 2022 года.
2. Показатели движения основных фондов.
3. Показатели, позволяющие судить о степени использования основных фондов.
Отчетные данные за 2021 год:
Фондоотдача- 6,8 руб.
Фондоемкость- 0,16 руб.
Фондовооруженность труда -4420 руб.
Данные для расчета 2021 года:
1)Первоначальная стоимость основных фондов на начало года-850 100 руб.
2)Сумма амортизации на начало года- 92 400руб.
3)Введено основных фондов с 01.08.2020-301 700руб.
4)Выбыло основных фондов с 01.11.2020- 86 500руб.
5)Начисленная амортизация за год- 102 300 руб.
6)Объем реализации продукции за год- 5 750 000руб.
7)ССЧ рабочих-145 чел.
Рассчитать:
1.Остаточную стоимость основных фондов на начало года.
2.Полную первоначальную стоимость и остаточную стоимость основных фондов на конец года.
3.Среднегодовую стоимость основных фондов.
4.Показатели использования основных фондов.
5.Фондовооруженность труда
Решение:
1)Остаточная стоимость основных фондов на начало года = Первоначальная стоимость на начало года – сумма амортизации на начало года.
Ф остаточн. На нач. года= 850 100-92 400= 757 700 руб.
2)Полная первоначальная стоимость основных фондов на конец года=Первоначальная стоимость на начало года + вводимые основные фонды-выбывшие основные фонды.
Ф полная перв. На кон. Года =850 100+301 700-86 500= 1 065 300 руб.
Остаточная стоимость основных фондов на конец года=Полная первоначальная стоимость основных фондов на конец года – (Сумма амортизации на начало года+ Начисленная амортизация за год)
Ф остаточн. На кон. Года= 1 065 300-(92 400+102 300)=870 600 руб.
3)Среднегодовая стоимость основных фондов=Ф1+ (Фв*n1/12)-(Фвыб.*n2/12)
Ф ср.год=850 100+(301 700*5/12)-( 86 500*2/12)= 961 391,667 руб.
4)Показатели использования основных фондов:
Фондоотдача=Годовой обмен реализованной продукции/Среднегодовую стоимость основных фондов.
Фо=5 750 000/961 391,667=5,9 (в 2022 году, а в 2021 было 6,8)
Фондоотдача понизилась, а значит основные фонды используются не эффективнее, это плохо.