Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 763

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46. Понятие, признаки, состав, виды административного правонарушения. Отличие от других видов правонарушений.

Ст. 2.1 КоАП РФ. - Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность - указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

Состав административного правонарушения - совокупность объективных и субъективных признаков характеризующих совершенное деяния в качестве административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1. Объект административного правонарушения;

Объект-это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок.

2. Объективная сторона административного правонарушения;


Объективная сторона

(это действие или бездействие, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение. Рефлекторные движения свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Бездействие — это пассивное поведение, в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов. Необходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много правонарушений, основанных на неисполнении обязательных правил.

3. Субъект административного правонарушения;

Субъект

Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам РФ, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий или руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния.

4. Субъективная сторона административного правонарушения.

Субъективная сторона

показывает психическое отношение к деянию и последствиям. К административной ответственности применимо классическое определение форм вины:

- прямой умысел;

- косвенный умысел;

- самонадеянность;

- небрежность.

Виды административных правонарушений. В КоАП в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на три категории: 1) административные проступки; 2) значительные административные правонарушения; 3) грубые административные правонарушения (часть 1 ст.2.2).

Все правонарушения являются опасными (вредными) для общества, государства, и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм. Однако они различаются по иным признакам.

По основному, материальному, признаку – степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.



Административные проступки следует отличать от иных непреступных правонарушений и, прежде всего, от дисциплинарных проступков. Административные и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях (учреждениях, предприятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений, по общему правилу, не являются.

Кроме того, если административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение всех граждан независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок – это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены, как на работника определенного предприятия (учреждения, организации).

И, наконец, в отличие от административных правонарушений дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. Последние отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений (правоограничений), правовыми последствиями применения, порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право применять их. Дисциплинарные взыскания устанавливаются нормами трудового, аграрного и некоторых других отраслей права. Они налагаются и действуют в пределах иных давностных сроков (по сравнению с административными взысканиями). Виды и размеры дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к нарушителям, нормативно не предопределены конкретными видами совершенных дисциплинарных проступков. Дисциплинарные взыскания, по общему правилу, налагаются руководителями организаций (предприятий, учреждений), в подчинении которых находится нарушитель. Административные взыскания налагают суд и иные указанные в законе органы административной юрисдикции.
47. Понятие, особенности, принципы административного процесса.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.


Особенности: - АП представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти, он направлен на решение определенных управленческих дел и урегулирован нормами административного права

Принципы процесса:

-Законность - реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.,

- объективность (материальной истины). Принцип материальной истины - решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения. ,

- гласность- административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.,

- экономичность- административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.,

- ведение на родном языке.

Источниками, содержащим АП нормы, явл-ся КоАП, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ и другие акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности.

Основными субъектами процесса явл-ся органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать все предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению адм. проступ¬ков. В производстве участвуют и другие субъек¬ты. В зависимости от вы¬полняемых участниками производства процессуальных функций, их можно подразделить на несколько групп: 1. Должностные лица, наделенные государственно-властными пол¬номочиями (сотрудники органов внутренних дел, про¬куроры). 2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к адм.й ответственности, потерпевший и их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, адво¬каты). Никто из них не пользуется властными полномочиями. 3. Лица, содействующие осуществлению производства: свидетели, эксперты, переводчики и понятые. Одни из них (свидетели, эксперты) явл-ся источниками доказательств, причем объект исследования составляют не сами свидетели или эксперты, а те данные, которые они сообщают полномочному должностному лицу. Другие (переводчики, понятые) нужны для закрепления доказательств либо обеспечения не¬обходимых условий адм. производства. Решение задач производства по делам в процессе осущ-ется посредством доказывания, включа¬ющего в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств. А процесс разви-вается во времени как последовательный ряд закономерно связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаим¬ных обязанностей.

48. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, структура.

Термин «административная юрисдикция» производен от термина «юрисдикция», который имеет латинское происхождение от слова jurisdictio –суд, судопроизводство (от jus - право и dictio – произнесение).

В юридической литературе к юрисдикции, в широком ее понимании, относят круг любых полномочий какого-либо государственного органа. Более узкий подход к данному вопросу, позволяет рассматривать под юрисдикцией совокупность правомочий государственных органов только по разрешению правовых конфликтов (споров) и применению предусмотренных законом санкции.

Административная юрисдикция— установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция — это, по существу, подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполномоченными на то органами в порядке, определенном законодательством.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;

• направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;

• выступает средством реализации охранительной функции административного права;

• характеризуется множественностью субъектов осуществления;

• состоит из определенных административных производств;

• результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.
49. Стадии и структура административного процесса.

Основными стадиями административной процедуры является: возбуждение производства по делу; рассмотрение административного дела; принятие процессуального решения по делу; пересмотр решения по делу; исполнение вступившего в законную силу решения по делу.