Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 749

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


67. Управление в сфере экономики.

Конституционные положения об основах государственного управления (административно-правового регулирования и государственного управления – терминология учебника ИГП РАН) – это принципы обеспечения единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, единой денежной системы, поддержки конкуренции и противодействия монополизму, признание всех форм собственности. В то же время Конституция РФ не содержит прямого закрепления роли и влияния государства на экономические процессы. Это отражение существовавшей в то время идеологии либерализма, направленной на разгосударствление социальных процессов. Есть указание на социальный характер государства и рыночной экономики.

Основные направления государственного воздействия на экономику:

- правовое регулирование (в том числе, административно-правовое регулирование) осуществляется через законы и подзаконные акты; удельный вес и роль подзаконных актов чрезвычайно велики;

- координация экономической деятельности;

- влияние на приоритеты, стимулирование желательных для государства направлений развития экономики;

- управление государственной собственностью;

- защита прав и законных интересов участников хозяйственных отношений;

- государственная регистрация;

- лицензирование;

- государственный контроль и надзор.

Воздействие по этим направлениям осуществляется различными методами – от методов властного вмешательства, в том числе, обязывания, применения принуждения (разрешение-лицензирование, государственный контроль – включая меры принуждения) до методов стимулирования, убеждения, рекомендаций, предоставления прав и различных льгот.

Соответственно функциям и методам государственного воздействия образуются органы исполнительной власти, осуществляющие в сфере экономики функции выработки политики и правового регулирования (федеральные министерства), функции контроля и надзора, регистрации (федеральные службы), функции предоставления услуг и управления государственным имуществом (федеральные агентства) или органы, осуществляющие все перечисленные функции относительно специальной сферы (государственные комитеты).

Основные задачи административной реформы в данной сфере – ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, избавление государства от несвойственных (избыточных) функций, передача функций негосударственным структурам (аутсорсинг).


Органы исполнительной власти в сфере экономики.

1. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти, осуществляющий функции общего руководства нормативно-правового регулирования. Это орган общей компетенции, осуществляет все функции относительно объектов любой отраслевой принадлежности. Правительство РФ разрабатывает и реализует экономическую политику государства, в том числе, структурную и инвестиционную, регулирует экономические процессы, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Федеральные программы представляют собой современный механизм государственного воздействия. Это комплекс государственных мероприятий, направленных на достижение определенного результата (например, развитие той или иной отрасли промышленности). Порядок разработки, принятия и реализации целевых программ регулируется ФЗ от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

2. Можно выделить общеэкономические федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие координационные функции и функции межотраслевого характера:

- Министерство экономического развития и торговли;

- Федеральная таможенная служба;

- Федеральное агентство по государственным резервам;

- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

- Министерство финансов;

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральная служба страхового надзора;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- Федеральная служба по финансовому мониторингу;

- Федеральное казначейство (федеральная служба).

Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:

- Федеральная антимонопольная служба;

- Федеральная служба по тарифам;

- Федеральная служба государственной статистики;

- Федеральная служба по финансовым рынкам;

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Федеральное агентство по атомной энергии;

- Федеральное космическое агентство.

3. Иные федеральные органы исполнительной власти можно сгруппировать по комплексам отраслей: промышленность, сельское хозяйство (АПК – агропромышленный комплекс), транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, экология и природопользование.

Промышленность и энергетика:



- Министерство промышленности и энергетики;

- Федеральное агентство по промышленности;

- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

- Федеральное агентство по энергетике.

Сельское хозяйство:

- Министерство сельского хозяйства;

- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

- Федеральное агентство по сельскому хозяйству.

Транспорт и связь:

- Министерство транспорта;

- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

- Федеральное агентство воздушного транспорта;

- Федеральное дорожное агентство;

- Федеральное агентство железнодорожного транспорта;

- Федеральное агентство морского и речного транспорта;

- Федеральное агентство геодезии и картографии;

- Министерство информационных технологий и связи;

- Федеральная служба по надзору в сфере связи;

- Федеральное агентство по информационным технологиям;

- Федеральное агентство связи.

Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство:

- Министерство регионального развития;

- Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Особое место занимают органы, осуществляющие государственное управление в области экологии и природопользования:

- Министерство природных ресурсов;

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

- Федеральное агентство водных ресурсов;

- Федеральное агентство лесного хозяйства;

- Федеральное агентство по недропользованию;

- подведомственный непосредственно Правительству РФ Государственный комитет по рыболовству.

Защиту отдельных сфер природной среды осуществляет от воздействия осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Правовое регулирование их деятельности осуществляется соответствующими федеральными законами и подзаконным актами (в первую очередь, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, утверждающими положения об этих органах). Например, Положение о Министерстве экономического развития и торговли РФ: утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г., Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. приказом ФАС РФ от 13 октября 2004 г., Положение о Министерстве регионального развития РФ: утв. постановлением Правительства РФ от 25 января 2005 г., О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г.


Так, Минэкономразвития осуществляет следующие полномочия:

- вносит в Правительство проекты законов и иных нормативных правовых актов;

- принимает нормативно-правовые акты в области развития экономики и торговли;

- осуществляет мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку прогнозов социально-экономического развития;

- координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику иностранных инвестиций;

- выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций.

Подведомственные Минэкономразвития службы и иные федеральные службы осуществляют контроль и надзор в сфере экономики непосредственно и через свои территориальные органы – инспекции, рассматривают дела об административных правонарушениях.

Положение о Федеральной антимонопольной службе (ФАС) утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.. ФАС вносит в Правительство проекты законов, иных нормативных правовых актов в сфере антимонопольной деятельности, самостоятельно принимает нормативные правовые акты в данной сфере, осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, выдает заключения, обязательные для исполнения предписания, осуществляет согласование реорганизации хозяйствующих субъектов и т.д.
68. Управление в социально-культурной сфере.

Россия – социальное государство, это означает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (инвалидов, пожилых людей) и т.д.

Административная реформа в сфере социальной политики направлена на повышение качества предоставляемых государственных услуг, на передачу части функций от государственных структур негосударственным, на передачу части функций от государственных органов государственным учреждениям, на закрепление и гарантирование стандартов государственных услуг.

Основные отрасли социальной сферы:

- образование и наука;

- социальная защита и здравоохранение;

- культура;

- физкультура, спорт, туризм.

Органы, осуществляющие государственное управление, в данной сфере.


Образование и наука:

- Министерство образования и науки;

- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам

и товарным знакам;

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

- Федеральное агентство по науке и инновациям;

- Федеральное агентство по образованию.

Здравоохранение и социальное развитие:

- Министерство здравоохранения и социального;

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

- Федеральная служба по труду и занятости;

- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Физкультура, спорт, туризм:

- Федеральное агентство по физической культуре и спорту;

- Федеральное агентство по туризму;

- Государственный комитет по делам молодежи.

Культура и средства массовых коммуникаций (СМИ):

- Министерство культуры и массовых коммуникаций;

- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;

- Федеральное архивное агентство;

- Федеральное агентство по культуре и кинематографии;

- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Нормативно-правовое регулирование государственного управления в социально-культурной сфере.

Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г., Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. Данная служба осуществляет контроль и надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением стандартов социального обслуживания, медицинского обслуживания, за осуществлением различных медицинских экспертиз, производством, оборотом, безопасностью лекарственных средств, выдает лицензии на осуществление медицинской деятельности и т.д.

Закон РФ «Об образовании» (в ред. от 13 января 1996 г. с изм. и доп.), ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (от 22 авг. 1996 г. с изм.), типовые положения об образовательных учреждениях, уставы образовательных учреждений (организаций), иные многочисленные акты. Например, Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г.