Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 752
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) общефедеральные нормы, имеющие силу на всей территории России;
б) нормы субъекта Федерации, действующие на территории одного субъекта РФ;
в) местные нормы, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования;
г) межтерриториальные, нормы, предназначенные для нескольких территориальных образований.
4. По сроку действия административно-правовые нормы делятся на:
а) временные (или срочные) нормы, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;
б) постоянные (или бессрочные) нормы, в которых такой срок не указан.
Существует четыре формы (способа) реализации норм административного права: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение — это пассивное поведение субъекта административного права. Оно характеризуется добровольным подчинением субъекта административно-правовых отношений требованиям норм. – соблюдение норм- запретов. Например, гражданин, выполняя решение органа местного самоуправления, в позднее время не нарушает тишину и не создает тем самым неудобств для отдыхающих соседей.
Исполнение — это действия субъектов административно-правовых отношений по выполнению требований, установленных нормами, точное следование субъектов тем юридическим предписаниям, запретам или дозволением, которые содержатся в нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным, планомерным поведением субъекта.
Например, пассажир городского транспорта, выполняя правила пользования общественным транспортом, оплачивает свой проезд (компостирует талоны на проезд).
Использование состоит в добровольном совершении субъектами права действий, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. (выбор предложенных вариантов поведения по своему усмотрению)
При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом. Например, гражданин сам решает, обжаловать ли ему действия должностного лица, нарушившие его права, или нет.
Применение — это особая форма реализации права, которая осуществляется только субъектами административного права, имеющими компетенцию на осуществление исполнительных функций. Применение административно-правовой нормы состоит в принятии на ее основе соответствующим органом исполнительной власти, или уполномоченным на то должностным лицом юридически властного решения. Практически применение осуществляется в виде издания в соответствии с нормой индивидуальных правовых актов.
Применение административно-правовых норм является прерогативой субъектов, осуществляющих исполнительные, административные функции. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
8. Источники административного права.
Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.
Виды источников административного права:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.
3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.
4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации .
5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности.
6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.
7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.
Формы источников административного права:
– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;
– кодексы – группируют нормы института административной ответственности.
9. Понятие, особенности и классификация административно-правовых отношений. Содержание административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, т. е. отношения в сфере деятельности системы исполнительной власти.
Административно-правовые отношения, обладая основными признаками любого правоотношения, имеют свои специфические особенности. Административно-правовые отношения:
1) урегулированы нормами административного права;
2) возникают в сфере государственного управления и по сути представляют организационные отношения;
3) в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть—подчинение»;
4) могут возникать по инициативе любой из сторон, при этом в отличие, например, от гражданско-правовых отношений согласия или желания второй стороны не требуется;
5) характеризуются большим количеством субъектов, при этом одной из обязательных сторон (участников) административно-правовых отношений являются органы исполнительной власти (их должностные лица), обладающие властными полномочиями. Дело в том, что в административно-правовых отношениях прямо и непосредственно выражаются воля л интересы государства, публично-правовой, т.е. государственный, интерес.
Рассматривая особенности административно-правовых отношений, следует также указать, что между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Для разрешения этих споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что исполнительный полномочный орган (должностное лицо) рассматривает спор и принимает по нему одностороннее юридически властное решение. При этом граждане и нижестоящие звенья системы исполнительной власти используют для разрешения спорных ситуаций институт административного обжалования. Законодательство в целях усиления гарантий законности рассмотрения административных споров нередко предусматривает также возможность их судебного разрешения.
Классификация по некоторым критериям:
По сущности управления они подразделяются на:
а) основные административно-правовые отношения, т. е. собственно властеотношения между соподчиненным субъектом и объектом управления. Это отношения между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, между руководителями и подчиненными, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности;
б) не основные административно-правовые отношения, т. е. отношения между не соподчиненными сторонами управленческого процесса. Например, отношения двух равноправных органов исполнительной власти при подготовке совместного Р. правового акта или решения взаимных управленческих вопросов.
По содержанию норм административного праадминистративно-правовые отношения подразделяются на:
а) материальные административно-правовые Р отношения, т.е. возникающие на основе материальных норм административного права. Например, отношения по реализации субъективных прав и обязанностей;
б) процессуальные административно-правовые отношения, т. е. отношения в связи с разрешением конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами. Например, Отношения, возникающие при привлечении к административной ответственности, при рассмотрении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.
По характеру связей участников административно-правовых отношений они подразделяются на:
а) вертикальные административно-правовые отношения, т. е. между соподчиненными сторонами отношений. При этом равенство сторон исключено. Например, вышестоящий орган по отношению к нижестоящему, орган исполнительной власти и гражданин и т. д.;
б) горизонтальные административно-правовые отношения, т. е. отношения равноправных субъектов управления. Например, отношения _между несоподчиненными исполнительными органами, между государственными служащими одинакового должностного уровня и т. д.
По характеру юридических фактов административно-правовые отношения подразделяются на:
а) административно-правовые отношения, по рождаемые правомерными деяниями. Например, поступление гражданина на государственную службу;
б) административно-правовые отношения, порождаемые неправомерными деяниями. Например, совершение лицом административного правонарушения;
в) административно-правовые отношения, порождаемые событиями. Например, призыв на военную службу в связи с объявлением войны и др.
Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.
10. Понятие, система субъектов административного права.
Субъект административного права можно определить как носитель прав и обязанностей, установленных данной отраслью права.
Субъект административного права выступает первичной основой для появления субъекта административно-правовых правоотношений. Но чтобы он стал таковым, должны появиться конкретные жизненные обстоятельства (действия, бездействие, события), которые, как отмечалось, называются юридическими фактами. ^ Таким образом, субъект административного права — это носитель прав и обязанностей, которыми он наделен административным правом.
Любой субъект права, в том числе и административной правоспособностью, должен иметь свой правовой статус. Ядро правового статуса субъекта составляют его права и обязанности. Однако чтобы стать субъектами административно-правовых отношений, субъекты административного права должны обладать способностью реализовать предоставленные им права и обязанности. Для этого требуется, чтобы они были наделены административной -правоспособностью и административной дееспособностью.
Административная правоспособность — это установленная и охраняемая государством способность субъектов административного права обладать правами и обязанностями в административно-правовой сфере (в сфере государственного управления).
Административная дееспособность — это способность субъектов административного права своими действиями приобретать и осуществлять права и юридические обязанности в административно-правовой сфере (в сфере государственного управления).
11. Понятие, элементы административно-правового статуса субьектов административного права.