Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 760
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачами Контрольного управления (Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. (в ред. 14.01.2011) № 729) являются осуществление контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений Президента, деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также подразделений самой Администрации. Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений законодательства, ставить перед руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичных органов субъектов Федерации вопрос о наложении на виновных государственных служащих дисциплинарных взысканий и т.п.
Важную роль играет Управление делами Президента РФ, предназначенное для осуществления административно-хозяйственного обслуживания высших федеральных органов государственной власти. Оно выделено в самостоятельное звено со статусом федерального органа исполнительной власти – федерального агентства.
16. Статус Правительства РФ.
Понятие и состав Правительства РФ. Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.
Президент РФ не является главой Правительства РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Государственной думы) Председателя Правительства РФ, назначает (по предложению Председателя Правительства РФ) и освобождает от должности министров - членов Правительства. Таким образом, состав Правительства РФ не может быть определен без решающего участия Президента РФ.
В состав Правительства РФ входят: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.
• Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Определение основных направлений правительственной деятельности происходит путем выбора Председателем Правительства главных участков работы, на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства в рамках целей и приоритетов внутренней и внешней политики, определяемой Президентом РФ. Председатель Правительства РФ представляет Правительство Российской Федерации в России и за ее пределами, ведет заседание Правительства, обладая правом решающего голоса. Он подписывает правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о поощрении министров и наложении на них взысканий.
• Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.
• Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. Они не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также руководитель Аппарата Правительства, имеющий ранг министра РФ. Понятие "федеральный министр" распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других федеральных ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом. Однако в этом случае руководитель ведомства не становится автоматически членом Правительства с правом решающего голоса на его заседании. Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, т.е. министра без портфеля. Таким образом, практическое количество членов Правительства РФ определяется Президентом РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента, и Президенту РФ.
• Президиум. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяется не законом или указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики и торговли. Заседания этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.
17. Административно-правовой статус высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа гос власти) субъекта РФ,
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. В настоящее время указанная должность установлена в подавляющем большинстве субъектов РФ. В редких случаях (например, в Республике Карелия) должность главы субъекта РФ отсутствует, но имеется должность Председателя Правительства субъекта РФ (т. е. руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. Наиболее распространенные наименования:
• президент субъекта РФ (обычно так именуются главы республик в составе РФ);
• глава администрации, губернатор (в остальных субъектах РФ);
• иные наименования.
Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет следующие полномочия:
- представляет субъект РФ в отношениях:
• с федеральными органами государственной власти;
• органами государственной власти субъектов РФ;
• органами местного самоуправления;
• гражданами и организациями;
- подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ,
- обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
- формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
- вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ с правом совещательного голоса, а также инициировать созыв внеочередной сессии;
- вправе досрочно распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в случае: принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
- обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ:
• с иными органами государственной власти субъекта РФ;
• с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;
• органами местного самоуправления и общественными объединениями;
- осуществляет иные полномочия.
Высшее должностное лицо субъекта РФ при осуществлении своих полномочий обязано:
- соблюдать: Конституцию РФ; федеральные законы; конституцию (устав) и законы субъекта РФ;
- исполнять: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ.
До 2005 г. федеральное законодательство, конституции (уставы) подавляющего большинства субъектов РФ предусматривали избрание главы субъекта РФ непосредственно населением субъекта РФ. Таким способом (всенародно) избирались главы почти всех субъектов РФ на протяжении последнего десятилетия (1994 — 2004 гг.). Система избрания глав субъектов РФ непосредственно населением субъектов РФ имела следующие плюсы:
• необходимость для кандидата пройти "сито" выборов, получить "мандат" непосредственно от населения регионов;
• возможность для населения субъекта РФ по своему усмотрению сменить главу региона (например, в ходе выборов глав регионов в очень многих регионах кандидаты от власти "проваливались", а побеждали кандидаты от оппозиции).
В то же время данная система имела свои минусы:
• дороговизна выборов;
• сильное влияние на выборы крупных финансовых структур и местных "денежных мешков", без помощи которых практически невозможно было одержать победу;
• фальсификации;
• излишняя независимость "всенародно избранных" глав регионов от центральной власти, следствием чего были: коррупция; срастание политической и криминальной элит регионов; нарушение прав человека; фактическое отсутствие ответственности главы региона перед центром; принятие в ряде регионов нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству; невыполнение в некоторых регионах Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, иных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти; нарушение управляемости страной как единым целым.
Впервые идея о перемене системы избрания глав субъектов РФ была озвучена Президентом РФ 13.09.2004 г. после трагических событий в г. Беслане 03.09.2004. В первую очередь переход на новую систему объяснялся необходимостью усиления борьбы с терроризмом и противодействия коррупции.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004) установлен новый порядок избрания высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается: законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ.