Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 761
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18. Понятие, система, принципы государственной службы в РФ.
Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
-
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы); -
субъектов Российской Федерации; -
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации); -
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); -
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации); -
федеральных территорий; -
органов публичной власти федеральных территорий; -
лиц, замещающих в федеральной территории должности, устанавливаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а также уставом федеральной территории для непосредственного исполнения полномочий органов публичной власти федеральной территории.
Система государственной службы включает в себя:
-
государственную гражданскую службу;
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
-
военную службу;
Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
-
государственную службу иных видов.
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
-
федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы); -
законность; -
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; -
равный доступ граждан к государственной службе; -
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; -
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; -
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; -
профессионализм и компетентность государственных служащих; -
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
19. Правовое регулирование реформы гос службы.
Одной из особенностей современного этапа общественного развития Российской Федерации является проведение реформы государственного управления. Совершенствование государственного управления, проведение административной реформы должны обеспечить построение гражданского общества в Российской Федерации, в котором человек, его права, свободы, честь, достоинство будут являться высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства. Решение указанных задач выдвигает на ведущее место вопросы кадрового обеспечения органов государственной власти. Поэтому достижение целей реформы государственного управления невозможно без реформы государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы всех субъектов РФ. Государственная гражданская служба РФ является одним из важнейших институтов государственного управления. Развитие государственной гражданской службы рассматривается как составная неотъемлемая часть проводимой административной реформы. В первую очередь это развитие направлено на совершенствование организационно-правовых основ государственной гражданской службы. В институте государственной гражданской службы особую роль играют лица, непосредственно осуществляющие профессиональную деятельность в сфере гражданской службы, — государственные гражданские служащие. Это проявляется в особом правовом статусе государственного гражданского служащего. Организация государственной гражданской службы основывается на конституционных принципах, обеспечивающих приоритет законности, прав граждан и информационной открытости. Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением гражданской службы, осуществляется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Важной особенностью действующего законодательства о государственной гражданской службе являются заложенные внутренние механизмы развития гражданской службы, знание которых необходимо как будущим государственным служащим, проходящим гражданскую службу в органах управления транспортом, так и
специалистам на транспорте, деятельность которых будет связана с исполнением задач в сфере транспортной деятельности.
20. Государственные должности: понятие, виды, категории, группы, реестры.
Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
Согласно Закону о системе госслужбы (ст. 8) должности государственной службы подразделяются на:
- должности федеральной государственной гражданской службы;
- должности государственной гражданской службы субъекта РФ;
- воинские должности;
- должности правоохранительной службы.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ.
В целом выделяются два типа федеральных государственных органов: первый - органы, ведающие вопросами федерального значения; второй - органы, имеющие полномочия вести вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Второй тип федеральных государственных органов обычно имеет в субъектах Федерации свои территориальные органы. В последнем также учреждаются должности федеральной гражданской службы. В таких государственных органах сочетается единое руководство сферой государственной жизни с разделением полномочий федерального и территориального уровней.
Статья 8 Закона о госслужбе устанавливает, что должность государственной гражданской службы устанавливается с двойной цепью: "...обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность". Понятие "государственный орган" означает государственную структуру органа либо лица, замещающего государственную должность. Поэтому важно отличать понятие должности гражданской службы от близко примыкающего к нему понятия специальности. Специальность характеризует род трудовой деятельности, требует определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем профессионального образования или практического опыта, например, в области финансов, юстиции, экономики и др.
Должность гражданской службы - это должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязательные решения. Полномочия эти воплощаются в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. Следовательно, должность гражданской службы заключает в себе часть полномочий (права и обязанности), которые являются составной частью компетенции данного государственного органа.
Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским служащим. Наименование должности гражданской службы представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального гражданского служащего; ее назначение - обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень - главная (высшая) должность гражданской службы; замещается в порядке назначения. Наименование "главный специалист администрации области" отражает другие признаки - должность гражданского служащего субъекта РФ, а именно области; ее назначение - выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрации области; уровень - старшая (ведущая) должность гражданской службы; замещается в порядке конкурса.
21. Особенности статуса лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.
Государственные должности Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.
Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).
Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 1 января 2008 г. этот перечень включает следующие должности:
Президент Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации
Первый заместитель, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2007 г. № 684 (вступил в силу с 15 февраля 2007 г.) — Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации — Министр Российской Федерации
Федеральный министр
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве) — должность включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. № 1748 (вступил в силу со дня официального опубликования — Собрание законодательства Российской Федерации, № 52 от 23 декабря 1996 г.)
Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) — должность включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. № 1748 (вступил в силу со дня официального опубликования — Собрание законодательства Российской Федерации, № 52 от 23 декабря 1996 г.)
22. Прохождение государственной службы: понятие, основные элементы.
Прохождение военной службы − это регулируемый федеральным законодательством, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания. Содержание прохождения военной службы составляют юридические факты, связанные-