Файл: Используя учебную и научную литературу, нормативные правовые акты (со ссылками на них) ответьте на следующие вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 497

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание

Используя учебную и научную литературу, нормативные правовые акты (со ссылками на них) ответьте на следующие вопросы.

1.  Государственный кредит, понятие и виды.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве:

1) заемщика;

2) кредитора;

3) гаранта.

В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы.

Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг и организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

Во втором случае, органы власти кредитуют:

• нижестоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов;

• юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории;

• другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (свтраны СНГ, Индия, Алжир и др.).

Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, так как это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

Как экономическая категория, государственный кредит обслуживает формирование и использование государственных централизованных денежных фондов (рис. 1). Его специфическими чертами являются:


• добровольность;

• возвратность и платность;

• на общегосударственном уровне не имеет целевого характера.

В отличие от банковского кредита, государственный предполагает непроизводительное использование - содержание политической надстройки.

Еще одно отличие состоит в том, что государство выплачивает доходы кредиторам из будущих бюджетных поступлений и ведет к образованию государственного долга и необходимости его обслуживать, иногда за счет недофинансирования учреждений, предоставляющих социальные услуги населению.

Размер и структура государственного долга отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.



(М.А. Хохленкова «Банк России как орган банковского регулирования и надзора». Банковское дело.- 2020. — № 8)

2.  Государственный долг России, понятие и современное состояние. 

Государственный долг России — это долговые обязательства, возникшие в результате государственных заимствований, а также долговые обязательства по государственным гарантиям. Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами. К государственному долгу России не относятся долги людей и компаний, а также обязательства перед получателями социального и медицинского обеспечения.

Как экономическая категория, государственный долг — это совокупность экономических отношений, возникающих между государством в лице органов власти, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, где государство является заёмщиком и гарантом.

Становление государственного долга в Российской империи в XVIII в.

Рынок государственных ценных бумаг начал формироваться в XVIII веке и уже при Екатерине II обращение данных ценных бумаг стало регулярным. В 1769 году Российской империей был взят первый заём у амстердамского банковского дома Раймонд и Теодор де Смет на покрытие военных расходов. Заём был погашен в 1891 году. Первые государственные ценные бумаги были схожи с долговыми расписками, поскольку в первую очередь опосредовали отношения между конкретным заимодавцем и заёмщиком и, по сути, не были рыночными ценными бумагами.



В XVIII в. сообразно указу Павла I от 18 декабря 1797 года берет свое начало Государственный ассигнационный долг, имеющий историографическое название «неотвержденного», ввиду полного признания ассигнаций внутренним долгом. Заметными вехами в истории займов Российской империи в XVIII в. Были.

  • заём в 1 млн пиастров для финансирования средиземноморской экспедиции у генуэзского банкира маркиза Мавруция (1773 г.);

  • новый заём в 2,5 млн гульденов у де Сметов (1773 г.);

  • серия из 18 займов на общую сумму в 53,5 млн гульденов у банкирского дома Гопе и Ко (1788—1793 гг.);

  • принятие на себя долгов польской казны после раздела Речи Посполитой (1795 г.).

Одним из показателей, демонстрирующих финансовую активность Российской империи за рубежом, можно считать суммы, получаемые ежегодно из двух финансовых центров — Лондона и Гамбурга:

Годы

1799

1800

1801

1802

1803

1804

1805

1806

1807

Фунты стерлингов

815

545,494

0

250

63

0

0

0

614,183

В целом финансовая политика государства была целиком направлена на поддержку дворян-землевладельцев[12], а она требовала больших средств на войны, поддержание дворцовой инфраструктуры, жалованье вельможам и придворным, что обуславливало хронический дефицит бюджета и высокую активность по изысканию заёмных средств.

Задача

В бюджетном учреждении, возглавляемом Степановым, после задержки финансирования из бюджета на 1 год 6 месяцев в соответствии с распоряжением, подписанным им, были предусмотрены и по-новому определены объемы бюджетных ассигнованием с последующим уточнением сметы доходов и расходов, о чем был уведомлен распорядитель бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств наложил на Степанова взыскание и потребовал устранить нарушения.


Дайте правовую оценку действиям указанных должностных лиц.

В БК РФ имеется ст. 237,( "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.202) которая устанавливает права бюджетного учреждения при неполном финансировании и задержке финансирования: «Бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования». Однако в отношении данной нормы каждый год принимается закон о приостановлении её действия, поэтому она фактически не действует. Исходя из этого, действия Чернавина не законны. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств государственными и муниципальными унитарными предприятиями, поэтому он может потребовать устранить нарушения, но наложение взыскания не входит в его компетенцию.