Файл: Понятие и признаки правового государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Верховенство закона предполагает обязательность соблюдения всех норм как субъектами и федеральным Центром, так и обществом с его индивидами. Однозначное восприятие норм права, государственных законов должно быть всеобщим и гарантированным, должно существовать такое положение вещей, при котором закон без каких-либо изъятий распространяется на все субъекты власти и подкрепляется такими юридическими нормами и процедурами, которые способны предотвратить его невыполнение или устранить последствия невыполнения.

Требования принципа верховенства закона предполагают необходимость конституционного контроля законности принимаемых субъектами Российской Федерации и центром законов и нормативных актов с точки зрения недопущения обеими сторонами ущемления прав друг друга. В отличие от предыдущего, союзного законодательства, на данный момент Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ закладывают основы устойчивого правового режима в отношениях между РФ и ее субъектами, между самими субъектами, между каждым из них и третьей стороной.

Как видно из вышеизложенного, российское государство пытается создать предпосылки для эффективной законотворческой деятельности, опирающейся прежде всего на Основной закон страны - Конституцию. Действующая Конституция должна создавать правовые гарантии законодательной инициативы, так как, только опираясь на закон, возможно регулирование существующих или складывающихся общественных отношений в цивилизованном обществе. На основании анализа можно выделить наиболее существенные признаки принципа верховенства закона, которые пытаются воплотить в жизнь:

  1. безраздельное верховенство в государстве и обществе закона;
  2. закон должен регулировать принципиально важные, основополагающие вопросы государственной, общественной жизни, соблюдение прав и свобод человека;
  3. организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей, причем каждая из властей обладает собственными специфическими функциями[19].

Все вышеперечисленные признаки правового государства являются неотъемлемой характеристикой общественных отношений внутри каждого из субъектов Российской Федерации. Верховенство закона в таком государстве, безусловно, испытывает потребность в систематической, комплексной законотворческой деятельности, поскольку с принятием закона не останавливается общественное развитие, что, в свою очередь, диктует необходимость развития и законодательной базы правового государства.


В современных условиях Россия - государство, которое старается обеспечить целостную организацию власти, народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности, то есть это развивающееся политическое образование, содержащее комплекс таких институтов демократии, которые должны привести к развитию правового законодательства всех ее субъектов. С точки зрения автора, чем адекватнее правовая система отражает сущность Российской Федерации и ее субъектов, тем эффективнее будет ее действие как фактора, регулирующего эти отношения и ее законотворческий потенциал.

2.3 Характеристика гражданского общества общество как признака правового государства

На современном этапе проводимой в России административно-правовой реформе важнейшее значение имеет формирование такого государственного механизма, который сможет в полной мере обеспечить реализацию прав и свобод человека как высшей ценности в государстве. Функционирование указанного государственного механизма невозможно без построения гражданского общества в государстве, поскольку именно развитое гражданское общество способствует реализации основных принципов правового государства, именно как государства, связанного правом и находящемся на службе у общества. Не случайно Президент Российской Федерации обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия личности, общества и государства с позиции их взаимной ответственности в контексте реализации конституционных норм, провозглашающих Россию правовым государством . Все это, безусловно, позволяет говорить о высокой степени актуальности вопросов, связанных со становлением, развитием и функционирование гражданского общества в государстве.

В научной литературе нет единого подхода к определению понятий «гражданское общество» и «правовое государство», как и нет четкой устоявшейся позиции о том, чем выступает гражданское общество по отношению к правовому государству - одним из основных принципов его функционирования или все- таки специфическим признаком, позиционирующим его именно как государство правовое. Многие правоведы не выделяют и не рассматривают признаки правового государства, ограничиваясь лишь анализом его принципов[20]. Однако некоторые ученые все же разделяют такие понятия как «признаки правового государства» и «принципы правового государства»[21]. С нашей точки зрения это вполне справедливо и оправдано, так как принципами правового государства выступают основные идеи, начала, в соответствии с которыми правовое государство формируется, то есть принципы характеризуют динамику формирования и функционирования правового государства. Данную динамику следует раскрыть в виде реализации таких основных принципов как верховенство права, разделение властей и взаимная ответственность государства, общества, личности[22].


Признаки же правового государства позволяют выделить его основные черты и сформулировать понятие правового государства.

Признаки правового государства можно представить в виде двух групп: общие признаки и специфические. Общие признаки характерны для всех видов государств, они позволяют отличить государство от других видов и форм социальных организаций. К ним следует отнести: наличие обособленной территории, наличие института гражданства (подданства), наличие аппарата публичной власти и государственный суверенитет. Специфические признаки свойственны только правовым государствам, они помогают выделить именно правовые государства из всей остальной массы государств. Специфическими признаками правовых государств являются: демократический политический режим, развитое гражданское общество и признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности[23].

Сущность гражданского общества как специфического признака правового государства можно раскрыть по нашему мнению в следующих основных тезисах:

  • оно выражает интересы и потребности, прежде всего самих граждан, позиционируя их, как минимум, не ниже интересов и воли правящих кругов;
  • это общество с высокой степенью саморегулирования, общество устойчивого порядка, поддерживаемого не столько силой государства, сколько самостоятельными усилиями граждан;
  • в нем реализуется принцип - государство для общества, а не общество для государства[24].

Отдельно следует акцентировать внимание на вопросе становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации.

Согласно конституционным нормам Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Тем не менее, все же следует указать на то, что процесс создания гражданского общества в России и формирования правового государства на сегодняшний день сталкивается с определенными трудностями[25]. Среди них можно выделить такие как присутствующий в обществе правовой нигилизм, заключающийся в том, что довольно значительная часть граждан неуважительно относится к правовым нормам; нарушение принципа верховенства закона, подтверждающегося например наличием коллизий среди норм федерального законодательства и норм законодательства субъектов Российской Федерации; декларативность некоторых конституционных норм, провозглашающий социальные права граждан, в то время как на данный момент объективно еще не функционирует механизм административно-правового регулирования реализации обозначенных социальных гарантий на практике.


На наш взгляд решению указанных проблем может способствовать реализация следующих мер:

  • повышение уровня правосознания и правовой культуры в обществе путем правового воспитания и правовой пропаганды;
  • совершенствование юридической техники;
  • принципиальное ужесточение контроля за соблюдением и исполнением норм действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов;
  • создание реально административно-правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан;
  • дальнейшее реформирование правоохранительной системы государства в контексте реализации таких важнейших принципов деятельности сотрудников правоохранительных органов как пресечение правонарушений и тесное взаимодействие с обществом, а также с позиции закрепления степени удовлетворенности населения как основного критерия оценки деятельности правоохранительной системы[26].
  • Подводя итог вышеизложенному, можно привести следующие обобщающие выводы:
  • развитое гражданское общество выступает специфическим признаком правового государства, позволяющим отличить его от государств не правовых;
  • при развитом гражданском обществе государство является наемным «слугой» общества и в нем действует принцип - государство для общества, а не общество для государства;
  • на сегодняшний день в Российской Федерации гражданское общество находится еще на стадии становления и для его скорейшего развития и функционирования необходимо решить ряд насущных проблем.

Заключение

Исходя из поставленных целей и задач можно сделать следующие выводы:

Под правовым понимает государство, основанное на верховенстве закона, неуклонном исполнении и соблюдении всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривающем взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базирующемся на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, что закрепляется и гарантируется нормативно-правовыми актами государства, обеспечением прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества.

Идея правового государства, является полной противоположностью деспотизма, произвола, диктатуры и тоталитарному режиму. Эта идея преследует ряд целей:

-Ограничение и направление процесса осуществления власти. Не является целью правового государства стремление принизить важность руководителей. Целью является установление стандартов легитимности методов руководства.


-Формирование чувства правомерных ожиданий и определённости в отношении поведения субъектов права.

- Охрана устоявшихся общественных представлений о свободе и равенстве, справедливости и морали, а также защита прав и достоинства граждан согласно этим представлениям.

В правовом государстве обязательны следующие правовые институты:

-Назначение наказаний за правонарушения и преступления только на основании нормативно определенным и опубликованным положениям и процедурам.

-Равенство всех граждан перед законом и судом. В свою очередь нарушители правопорядка подлежат наказанию, независимо от их политического, социального, экономического или национального положения.

- Наличие независимых, беспристрастных и доступных судов, правоохранительных органов, адвокатуры и правозащитных организаций.

В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) определяется, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Однако в последнее время в средствах массовой информации и в научных кругах имеют место дискуссии по поводу справедливости этого тезиса, прописанного в основном законе РФ. Не всегда то, что прописано в основном законе дает нам право утверждать, что это на самом деле так.

При этом в Конституции РФ устанавливается

- Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, который опирается на конституционно - правовое закрепление признания этих прав и свобод, а также обязанность государства соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам человека и гражданина закрепляется в Конституции РФ и других законах. Так, в гл. 1 Конституции РФ определяются гуманистический подход основ конституционного строя, а в гл. 2 закрепляются права и свободы человека и гражданина.

- Главный механизм гарантий прав и свобод - независимость суда. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур. Принцип независимости суда закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению - ст. 22 Конституции РФ, ч. 2 ст. 29 Уголовно - процессуального кодекса РФ и др.)