Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика правового государства
1.1 Понятие и сущности правового государства
1.2 Конституционно- правовые основы России как правового государства
Глава 2 Анализ признаков правового государства
2.1 Общая характеристика признаков правового государства
2.2 Верховенство закона как базовый признаке правового государства
2.3 Характеристика гражданского общества общество как признака правового государства
Верховенство закона предполагает обязательность соблюдения всех норм как субъектами и федеральным Центром, так и обществом с его индивидами. Однозначное восприятие норм права, государственных законов должно быть всеобщим и гарантированным, должно существовать такое положение вещей, при котором закон без каких-либо изъятий распространяется на все субъекты власти и подкрепляется такими юридическими нормами и процедурами, которые способны предотвратить его невыполнение или устранить последствия невыполнения.
Требования принципа верховенства закона предполагают необходимость конституционного контроля законности принимаемых субъектами Российской Федерации и центром законов и нормативных актов с точки зрения недопущения обеими сторонами ущемления прав друг друга. В отличие от предыдущего, союзного законодательства, на данный момент Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ закладывают основы устойчивого правового режима в отношениях между РФ и ее субъектами, между самими субъектами, между каждым из них и третьей стороной.
Как видно из вышеизложенного, российское государство пытается создать предпосылки для эффективной законотворческой деятельности, опирающейся прежде всего на Основной закон страны - Конституцию. Действующая Конституция должна создавать правовые гарантии законодательной инициативы, так как, только опираясь на закон, возможно регулирование существующих или складывающихся общественных отношений в цивилизованном обществе. На основании анализа можно выделить наиболее существенные признаки принципа верховенства закона, которые пытаются воплотить в жизнь:
- безраздельное верховенство в государстве и обществе закона;
- закон должен регулировать принципиально важные, основополагающие вопросы государственной, общественной жизни, соблюдение прав и свобод человека;
- организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей, причем каждая из властей обладает собственными специфическими функциями[19].
Все вышеперечисленные признаки правового государства являются неотъемлемой характеристикой общественных отношений внутри каждого из субъектов Российской Федерации. Верховенство закона в таком государстве, безусловно, испытывает потребность в систематической, комплексной законотворческой деятельности, поскольку с принятием закона не останавливается общественное развитие, что, в свою очередь, диктует необходимость развития и законодательной базы правового государства.
В современных условиях Россия - государство, которое старается обеспечить целостную организацию власти, народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности, то есть это развивающееся политическое образование, содержащее комплекс таких институтов демократии, которые должны привести к развитию правового законодательства всех ее субъектов. С точки зрения автора, чем адекватнее правовая система отражает сущность Российской Федерации и ее субъектов, тем эффективнее будет ее действие как фактора, регулирующего эти отношения и ее законотворческий потенциал.
2.3 Характеристика гражданского общества общество как признака правового государства
На современном этапе проводимой в России административно-правовой реформе важнейшее значение имеет формирование такого государственного механизма, который сможет в полной мере обеспечить реализацию прав и свобод человека как высшей ценности в государстве. Функционирование указанного государственного механизма невозможно без построения гражданского общества в государстве, поскольку именно развитое гражданское общество способствует реализации основных принципов правового государства, именно как государства, связанного правом и находящемся на службе у общества. Не случайно Президент Российской Федерации обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия личности, общества и государства с позиции их взаимной ответственности в контексте реализации конституционных норм, провозглашающих Россию правовым государством . Все это, безусловно, позволяет говорить о высокой степени актуальности вопросов, связанных со становлением, развитием и функционирование гражданского общества в государстве.
В научной литературе нет единого подхода к определению понятий «гражданское общество» и «правовое государство», как и нет четкой устоявшейся позиции о том, чем выступает гражданское общество по отношению к правовому государству - одним из основных принципов его функционирования или все- таки специфическим признаком, позиционирующим его именно как государство правовое. Многие правоведы не выделяют и не рассматривают признаки правового государства, ограничиваясь лишь анализом его принципов[20]. Однако некоторые ученые все же разделяют такие понятия как «признаки правового государства» и «принципы правового государства»[21]. С нашей точки зрения это вполне справедливо и оправдано, так как принципами правового государства выступают основные идеи, начала, в соответствии с которыми правовое государство формируется, то есть принципы характеризуют динамику формирования и функционирования правового государства. Данную динамику следует раскрыть в виде реализации таких основных принципов как верховенство права, разделение властей и взаимная ответственность государства, общества, личности[22].
Признаки же правового государства позволяют выделить его основные черты и сформулировать понятие правового государства.
Признаки правового государства можно представить в виде двух групп: общие признаки и специфические. Общие признаки характерны для всех видов государств, они позволяют отличить государство от других видов и форм социальных организаций. К ним следует отнести: наличие обособленной территории, наличие института гражданства (подданства), наличие аппарата публичной власти и государственный суверенитет. Специфические признаки свойственны только правовым государствам, они помогают выделить именно правовые государства из всей остальной массы государств. Специфическими признаками правовых государств являются: демократический политический режим, развитое гражданское общество и признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности[23].
Сущность гражданского общества как специфического признака правового государства можно раскрыть по нашему мнению в следующих основных тезисах:
- оно выражает интересы и потребности, прежде всего самих граждан, позиционируя их, как минимум, не ниже интересов и воли правящих кругов;
- это общество с высокой степенью саморегулирования, общество устойчивого порядка, поддерживаемого не столько силой государства, сколько самостоятельными усилиями граждан;
- в нем реализуется принцип - государство для общества, а не общество для государства[24].
Отдельно следует акцентировать внимание на вопросе становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации.
Согласно конституционным нормам Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Тем не менее, все же следует указать на то, что процесс создания гражданского общества в России и формирования правового государства на сегодняшний день сталкивается с определенными трудностями[25]. Среди них можно выделить такие как присутствующий в обществе правовой нигилизм, заключающийся в том, что довольно значительная часть граждан неуважительно относится к правовым нормам; нарушение принципа верховенства закона, подтверждающегося например наличием коллизий среди норм федерального законодательства и норм законодательства субъектов Российской Федерации; декларативность некоторых конституционных норм, провозглашающий социальные права граждан, в то время как на данный момент объективно еще не функционирует механизм административно-правового регулирования реализации обозначенных социальных гарантий на практике.
На наш взгляд решению указанных проблем может способствовать реализация следующих мер:
- повышение уровня правосознания и правовой культуры в обществе путем правового воспитания и правовой пропаганды;
- совершенствование юридической техники;
- принципиальное ужесточение контроля за соблюдением и исполнением норм действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов;
- создание реально административно-правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан;
- дальнейшее реформирование правоохранительной системы государства в контексте реализации таких важнейших принципов деятельности сотрудников правоохранительных органов как пресечение правонарушений и тесное взаимодействие с обществом, а также с позиции закрепления степени удовлетворенности населения как основного критерия оценки деятельности правоохранительной системы[26].
- Подводя итог вышеизложенному, можно привести следующие обобщающие выводы:
- развитое гражданское общество выступает специфическим признаком правового государства, позволяющим отличить его от государств не правовых;
- при развитом гражданском обществе государство является наемным «слугой» общества и в нем действует принцип - государство для общества, а не общество для государства;
- на сегодняшний день в Российской Федерации гражданское общество находится еще на стадии становления и для его скорейшего развития и функционирования необходимо решить ряд насущных проблем.
Заключение
Исходя из поставленных целей и задач можно сделать следующие выводы:
Под правовым понимает государство, основанное на верховенстве закона, неуклонном исполнении и соблюдении всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривающем взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базирующемся на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, что закрепляется и гарантируется нормативно-правовыми актами государства, обеспечением прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества.
Идея правового государства, является полной противоположностью деспотизма, произвола, диктатуры и тоталитарному режиму. Эта идея преследует ряд целей:
-Ограничение и направление процесса осуществления власти. Не является целью правового государства стремление принизить важность руководителей. Целью является установление стандартов легитимности методов руководства.
-Формирование чувства правомерных ожиданий и определённости в отношении поведения субъектов права.
- Охрана устоявшихся общественных представлений о свободе и равенстве, справедливости и морали, а также защита прав и достоинства граждан согласно этим представлениям.
В правовом государстве обязательны следующие правовые институты:
-Назначение наказаний за правонарушения и преступления только на основании нормативно определенным и опубликованным положениям и процедурам.
-Равенство всех граждан перед законом и судом. В свою очередь нарушители правопорядка подлежат наказанию, независимо от их политического, социального, экономического или национального положения.
- Наличие независимых, беспристрастных и доступных судов, правоохранительных органов, адвокатуры и правозащитных организаций.
В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) определяется, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Однако в последнее время в средствах массовой информации и в научных кругах имеют место дискуссии по поводу справедливости этого тезиса, прописанного в основном законе РФ. Не всегда то, что прописано в основном законе дает нам право утверждать, что это на самом деле так.
При этом в Конституции РФ устанавливается
- Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, который опирается на конституционно - правовое закрепление признания этих прав и свобод, а также обязанность государства соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам человека и гражданина закрепляется в Конституции РФ и других законах. Так, в гл. 1 Конституции РФ определяются гуманистический подход основ конституционного строя, а в гл. 2 закрепляются права и свободы человека и гражданина.
- Главный механизм гарантий прав и свобод - независимость суда. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур. Принцип независимости суда закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению - ст. 22 Конституции РФ, ч. 2 ст. 29 Уголовно - процессуального кодекса РФ и др.)