Файл: Контрольная работа по дисциплине оперативно розыскное право Тема вопросы 43 и 44, задача 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Кафедра уголовного права и процесса.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: оперативно – розыскное право
Тема: вопросы № 43 и № 44, задача № 6.

Выполнил Шумайлов Алексей Андреевич

Правовое обеспечение национальной безопасности

Гр. 18306

Проверил

Преподаватель

Заместитель декана факультета

Труфанов Павел Геннадьевич


Новосибирск 2022г.

Содержание

  1. Понятия, признаки ОРМ и их содержание. Категории ОРМ………………………………………………………………. 3 стр

  2. Сочетание гласных и негласных методов и средств…………………………………………………………… 6 стр

  3. Задача ………………………………………………………….. .. 6 стр

  4. Список литературы……………………………………………... 9 стр



Понятие, признаки ОРМ и их содержание. Категории оперативно-

розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия — это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

  • опрос граждан;

  • наведение справок;

  • изъятие образцов для сравнительного исследования;

  • проверочная закупка;

  • исследование предметов и документов;

  • наблюдение;

  • отождествление личности;

  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

  • прослушивание телефонных переговоров;

  • съем информации с технических каналов связи;

  • оперативное внедрение;

  • контролируемая поставка;

  • оперативный эксперимент.


 Признаки ОРМ:

1. Закрытый перечень ОРМ;

2. Проводятся только управомоченным субъектом ОРД;

3. Осуществляется в соответствии с законом;

4. Осуществляется путем использования преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными;

5. Цель проведения ОРМ – выявление и получение фактических сведений;

6. Обязательная фиксация в делах оперативного учета.

Категории ОРМ:

1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:

– ОРМ не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).

- ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).

2. В зависимости от продолжительности проведения:

  • - Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и т.д.)

  • - Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и т.д.).

3. В зависимости от видов санкционирования:

а) не требующие какого-либо санкционирования:

- Опрос

- Наведение справок

- Сбор образцов для сравнительного исследования

- Исследование предметов и документов

- Наблюдение

- Отождествление личности

- Проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего ОРД:

  • - Проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

  • - Оперативный эксперимент

  • - Оперативное внедрение

в) требующие судебного санкционирования(решения):

  • - контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

  • - прослушивание телефонных переговоров,

  • - снятие информации с технических каналов связи

  • - негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.


Сочетания гласных и негласных методов и средств
Данный принцип означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Сочетание гласных и негласных методов позволяет проверять достоверность полученной оперативно-розыскной информации, избегать ошибок в принятии оперативно-розыскных и процессуальных решений. Оно обеспечивает также необходимую конспирацию и зашифровку конфиденциальных источников информации, гарантируя таким образом конституционное право граждан на личную тайну.
Задача 6

Внештатный сотрудник полиции Петров Н. И., работающий на

промтоварном рынке, сообщил сотруднику уголовного розыска о том, что два дня назад к нему подошел неизвестный гражданин с предложением купить у него по низкой цене 30 г героина. Петров Н. И. назначил время для покупки «товара».

Какое ОРМ следует провести для изобличения торговца наркотиками?

Какие документы следует составить оперативно-служебные оперативному сотруднику?
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

6. Наблюдение.

4. Проверочная закупка.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Начальный этап, который предрешает проведение «проверочной закупки», складывается из оформленной надлежащим образом поступившей в правоохранительный орган информации о готовящемся преступлении. Такая информация должна быть оформлена заявлением, с регистрацией последнего в КУСП (книга учета сообщений о преступлениях). Затем заявитель должен быть предупрежден об уголовной ответственности по ст.306 УК РФ за заведомо ложный донос и с него в обязательном порядке должностным лицом правоохранительного органа должны быть взяты  письменные объяснения, в которых должны быть отражены сведения об источнике получения  информации о готовящемся сбыте; о лице,
которое подготавливает сбыт; о виде наркотика и его количестве; о предполагаемом месте и времени сбыта; о возможных соучастниках. Если заявитель изъявляет желание участвовать в ОРМ в качестве покупателя под контролем  оперативных служб, то такое волеизъявление оформляется письменным заявлением.

Итоговым документом подготовительного этапа  ОРМ «проверочная закупка» должен быть рапорт должностного лица, в котором должны быть обобщены поступившие сведения о подготавливаемом преступлении.

На основании указанных документов в соответствии с ч.6 ст.8 ФЗ «Об ОРД» выносится постановление о проведении ОРМ «проверочная закупка», которое должно быть утверждено соответствующим руководителем органа, осуществляющего ОРД. В постановлении о проведении ОРМ «проверочная закупка» должны быть приведены сведения о заявителе, полученной от последнего информации, предполагаемом сбытчике, виде наркотика, месте и времени проведения «проверочной закупки», об использовании денежных средств, а также основания и цели проведения ОРМ Составление документов о ходе и результате ОРМ происходит после окончания «проверочной закупки». Как правило, такой документ оперативные сотрудники обозначают, как акт по результатам проведения ОРМ «проверочная закупка» или протокол фиксации хода и результата ОРМ.

В этом документе в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения: о времени и месте проведения ОРМ; данные о всех лицах, принимавших в нем участие; ход встречи заявителя и сбытчика наркотиков с  момента начала и окончания сделки; обстоятельства задержания сбытчика и дальнейших действиях оперативных сотрудников, связанных с изъятием у заявителя наркотических средств, с изъятием у сбытчика денежных купюр, доставление всех участников ОРМ в помещение правоохранительного органа.

В то же время момент окончания ОРМ имеет важное значение для подтверждения факта сбыта наркотика, поскольку связан с событиями задержания сбытчика, изъятием денежных купюр и оформлением выдачи переданного заявителю наркотического средства.

Все указанные действия в отдельности должны быть оформлены соответствующими протоколами, в частности, протоколом личного досмотра сбытчика наркотиков, где должны быть отражены действия по обнаружения и изъятию денежных купюр, ранее переданных заявителю для передачи за наркотик. В этом же протоколе фиксируются сведения о проверке на тождественность изъятых у сбытчика денежных купюр с ранее произведенными ксерокопиями этих купюр, а также сведения об упаковке, опечатывании изъятых денежных купюр. Такие действия оперативных сотрудников и составление указанного протокола должны производится с участием не менее двух понятых.


Все изъятое, но в то же время каждый предмет (вещество, денежные средства, видео и аудио носители и пр.) в отдельности, упаковывается, оформляется сопроводительной надписью, подписями понятых, других участников проведения ОРМ, а также подписью лица, у которого произведено изъятие, скрепляется печатью правоохранительного органа. Оперативные сотрудники могут принять меры по фиксации физического соприкосновения сбытчика с наркотиками. В этих целях с привлечением и участием специалиста оперативные сотрудники могут произвести, например,  изъятие одежды у заподозренного в сбыте лица, сделать смывы с его ладоней и пр. Данные обстоятельства также должны фиксироваться в соответствующих протоколах.

Для того чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела изъятое в процессе проведения ОРМ вещество в срочном порядке должно быть направлено в ЭКЦ специалисту для проведения первичного исследования и установления принадлежности изъятого к наркотическим средствам, психотропным веществам и пр.

Как правило, в этот период времени все участники ОРМ дают письменные объяснения, в которых сообщают об имевших место событиях.

После получения из ЭКЦ результатов исследования, деятельность оперативных сотрудников заканчивается и в случае выводов о принадлежности изъятого вещества к наркотикам, материалы ОРМ «проверочная закупка» направляются в органы следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020//Официальный интернет-портал правовой информации :гос. система правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения 15.05.2022).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.04.2022)//СЗ РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022)//СЗ РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.

4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 01.04.2022)//СЗ РФ. – 14.08.1995. – № 33. – Ст. 3349.

5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021)//СЗ РФ. – 14.02.2011. – № 7. – Ст. 900.

11. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 11.06.2021)//СЗ РФ. – 13.10.1997. – № 41. – Ст. 8220.