ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад на тему «Таможенная преступность»
Таможенные преступления — общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере внешнеэкономической деятельности. Их выделение в общую группу обусловлено спецификой таможенного дела, регулирующего порядок ввоза и вывоза товаров и транспортных средств через таможенную границу. Специфическими признаками таможенных преступлений являются: повышенная общественная опасность, совершение преимущественно организованными преступными сообществами, латентность.
Проблема понятия таможенной преступности появилась в науке уголовного права относительно недавно, поскольку УК РСФСР 1960 г. содержала лишь одну статью 78 (контрабанда), которая и имела непосредственное отношение к таможне.
В современных условиях рыночной экономики изменились функций и роль таможни в государстве, что привело к существенному расширению юридической базы, регулирующей таможенные отношения.
В научной литературе, специально посвящённой правонарушениям таможенной сферы, таможенные отношения, таможенные преступления и таможенная преступность рассматриваются как равнозначные понятия, что, на мой взгляд, неправильно.
Понятие «таможенные отношения» значительно шире понятия «таможенное преступление», поскольку первые «вбирают» в себя все многообразие политических, экономических, географических, социальных, культурных и других отношений, в которые вступают различные субъекты (физические и юридические лица) при пресечении и при перемещении предметов материального мира через таможенную границу ЕАЭС.
Развитие понятия «преступность» в российской науке происходит в плоскости ответа на вопрос — следует ли сводить преступность как социальный феномен к совокупности (системе) совершаемых в обществе преступлений (традиционная криминология), или же она представляет собой нечто иное (критическая криминология).
В российской науке переосмысление понятия преступности произошло отчасти под воздействием взглядов Э. Дюркгейма о том, что преступность — нормальное явление, некая функция общества, его неотъемлемая часть. Э. Дюркгейм полагал, что преступность не только определяет направления для необходимых перемен в обществе, но иногда и подготавливает эти изменения.
Главным составляющим признаком в понятии «преступность» есть совокупность условно определённой по какому-либо критерию группы преступлений (в терминологии семантической концепции — множество таможенных преступлений), которые являются объектом конкретного исследования.
Исходя из того, что, классификационная группа таможенной преступности должна включать в себя конкретный перечень видов преступлений, которые мы относим к таможенным, необходимо определиться с соотношением указанных выше терминов, которые могут быть как синонимичными, так и соотносящимися как часть и целое.
Исходя из этого, одной из первичных и актуальных задач борьбы с таможенной преступностью является унификация понятийного аппарата для обеспечения эффективного взаимодействия при внутригосударственном и международном сотрудничестве в данной сфере, в том числе взаимодействия ФТС России и других правоохранительных органов с соответствующими службами государств – членов Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), Всемирной таможенной организации (далее – ВТаО) и Всемирной торговой организации (далее – ВТО).
2 ГРУППЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
1)непосредственно связана с нарушением требований различных аспектов осуществляемого ими в рамках своих функций таможенного, экспортного и валютного контроля. Указанные преступления по своей сути являются нарушениями таможенных правил и зачастую имеют менее опасные аналоги в гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».
все виды контрабанды (ст. 200.1, 226.1 и 229.1 УК РФ), незаконный экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК РФ), невозвращение на территорию РФ культурных ценностей (ст. 190 УК РФ), уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ), совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
2) преступления, совершаемые в сфере таможенного дела и выявляемые таможенными органами при проверке перемещаемых через границу товаров и соответствующих документов, а также в рамках таможенного контроля, осуществляемого после выпуска товаров, можно отнести сопряженные с ними преступления, не связанные непосредственно с нарушением таможенных правил.
- экономические преступления (например: легализация имущества, полученного преступным путем, незаконное предпринимательство, незаконное использование товарного знака);
- служебные преступления (например: взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями);
- иные сопутствующие преступления, сопряженные с таможенными (например: организация преступного сообщества, незаконный оборот оружия, наркотиков).
Таким образом, на сегодняшний день указанная выше часть сопряженных с таможенными преступлениями, совершаемыми в сфере таможенного дела, относится к компетенции таможенных органов, и круг преступлений, по которым они вправе возбуждать и расследовать уголовные дела, расширился с 6 до 12 статей УК РФ.
Исходя из изложенного необходимо отметить, что широко используемый ранее термин «таможенные преступления» представляется в настоящее время не вполне корректным, т.к. объединяющий их ранее критерий основного непосредственного объекта, связанного с нарушением порядка перемещения товаров через таможенную границу, применим далеко не ко всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов действующим законодательством.
Тем не менее, следует учитывать, что, несмотря на законодательные изменения, все преступления, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов, так или иначе связаны со сферой таможенного регулирования.