Файл: История возникновения и создания оригами История бумаги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История возникновения и создания оригами

История бумаги

Бумага является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу, но редко кто задумывается о том, что бумага -необыкновенное изобретение человека.

Изобретение бумаги справедливо приписывают китайцам. Еще до нашей эры они писали на деревянных бамбуковых дощечках и шелке. Способ фиксации знаний на дощечках был объемен и поэтому неудобен (известен факт, когда литератор династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) Дуфань Шо написал для императора статью на трех тысячах древесных стволов). А шелк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, был слишком дорогим. Поэтому в дело шли даже самые малые его обрезки, которые смачивали и растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на ровную поверхность и сушили под гнетом. Это была еще не бумага в строгом смысле слова, но уже шаг к ее изготовлению. Подобную технологию использовали и восточные туркмены для изготовления тончайшего войлока. Для этого они распускали в воде небольшие кусочки шерстяной нити. Их затем отлавливали ситом, отбрасывая на специальный пресс, отжимали и сушили.

К 3 в. до н.э. китайцы заменили шерсть и шелк более дешевым и доступным материалом – растительными волокнами, используя для этого толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получился совершенно новый материал-бумага. Официальной же датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. до н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии.
Высушенные листки спрессованного волокнистого материала оказались прекрасным материалом для письма. Император Хен Сюай даже издал специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма только бумагу.Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на ее изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей. Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был «богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добирается до Японии, где раскрывает секрет. Произошло это, как утверждают «Японские хроники» («Нихонги») в 610 году. А спустя столетие японцы уже производят свою собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую. Первоначально бумагу в Японии получали из коконов шелкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой, или шелковую вату, удаляли, а на
циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после высушивания превращался в лист бумаги.
Вскоре дорогое сырье заменили более дешевым — теми же стеблями бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьем. Появляется много мелких мастерских, производящих бумагу. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникает в 1871. К тому времени в стране уже было открыто более 3,5 тысяч мастерских по изготовлению бумаги.

Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства овладели и в Индии, Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старых парусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов. Как известно из книги Боданова В.В. «Энциклопедия обыкновенных вещей» , секрет изготовления бумаги становится известен в Самарканде. В 751 г в результате военного конфликта в плен к арабскому халифу попадают мастера - бумагоделы. Далее искусство изготовления ценного материала медленно проникает на Запад. В 1150 году испанцы перенимают секрет, затем технология переходит в Германию, Венгрию, Францию, Швецию.

В России производство бумаги начинается позже, чем в Европе. На протяжении 200 лет бумагу закупали за рубежом. Древнейший из известных в настоящее время русский документ на бумаге- договорная грамота князя Симеона Гордого- составлена в 1340 г, а старейшая рукописная книга на бумаге- «Поучения Исаака Сирина»- относится к 1381 г. Собственное изготовление бумаги в России появляется во времена царствования Иоанна Грозного, когда под Москвою на реке Уче построили первую бумажную мельницу. Несколько крупных бумажных мельниц, построенных по европейским образцам, появились при Петре I.

Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. Мастерам, овладевшим тайнами древних ремесел, присваивается звание «живое сокровище» и выделяется значительная стипендия. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги в рулонах, работают маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные дорогостоящие листы бумаги «васи». Эта бумага очень прочная — она выдерживает несколько тысяч сгибов.

В настоящее время создан Музей бумаги, который находится в г. Базеле (Швейцария). При музеи работает старинная бумажная мельница ХVвека, которая приводит в действие небольшая речушка. Она исправно толчет в каменной ступе сырье-лохмотья тканей,

куски картона и разной бумаги, и любой желающий может самостоятельно изготовить с ее помощью собственный бумажный лист.

История оригами

У историков не вызывает сомнения, что бумага была изобретена в Китае. Однако, не смотря на существование небольшого числа изделий, сложенных из бумаги, традиционно считающихся китайскими, родиной оригами стала именно Япония. Возможно, это объясняется тем, что в Японии процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен. Немаловажным оказалось сходство звучания слов, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками»- «бумага» и «бог» одновременно. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Так возникла связь между религиозным культом и складыванием из бумаги. Не случайно первое оригами появляются в синтоистских храмах. Дин из ритуалов с их использованием состоял в изгибании небольших бумажных коробочек Санбо. В коробочки помещали кусочки рыбы и овощей, которые верующие преподносили в дар божествам.

Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания. Ими удавалось выразить больше внимания, любви, чем словами. В период Адзути- Момояма и Эдо оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Именно в это время изобретаются новые формы, которые стали классическими. Английский исследователь оригами Эрик Кенневей считает, что Якко-сан - так называется традиционный японский клоун, является одной из древнейших бумажных фигурок, способ складывания которой был зафиксирован в период Муромати (1394-1572) и передавался из поколение в поколение. Цуру – в переводе с японского «журавль», символ удачи и долголетия, в изданной в 1797г книге « Сембадзуру ориката» приводятся десятки конструкций журавлей, соединенных вместе в гирлянды. Старинная легенда утверждает, что если сложить тысячу бумажных журавлей
, то исполнится загаданное желание.

Появление авторских моделей и бурное развитие оригами, как направления современного искусства началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного японского мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигуры.

Материалы, приемы и методы создания модели.

Слово «оригами» переводится с японского как « сложенная бумага». Существует несколько приемов и способов выполнения фигурок оригами. Традиционно принято считать, что фигурки выполняют из бумаги, но существуют и другие материалы для выполнения моделей. Для достижения художественного эффекта для каждой работы необходимо подобрать подходящую бумагу или другой материал. В Японии существует десятки разновидности бумаги: данси- песчано-древесная бумага( период Нара 710-794), газенси-бумага для каллиграфии и рисунков тушью, сенси-рисовая бумага для рисования и др. Приемы работы с бумагой могут быть разными, например английский дизайнер Поль Джексон создавал объемные композиции из жатой бумаги, которые демонстрировал на выставках абстрактного искусства. Метод мокрого складывания используют в своих работах Акира Йошизава, Майкл Ляфосс и др. С помощью мокрого складывания оригами можно придать природную живость форм и заставить бумагу держать форму. Для достижения этих целей можно использовать фальгу.

Любопытный метод разработали японские технологи для придания оригами прочности. Для этого фигурки складываются из специальной волокнистой бумаги, бумага хорошо держит складки и не раскисает при намачивании. Готовые модели смачивают водой, содержащей глину, высушивают и обжигают в печи. В 1999г директором японского центра керамики была разработана специальная «керамическая бумага», которую можно складывать как обычную бумагу. Другой способ керамических оригами придумала Е. Колесникова, она изготовила фигурки оригами из тонко раскатанных пластов глины. После покрытия глазурью и обжига фигурки становятся вечными. Свой метод придания прочности оригами предложил художник из Саратова В.Чернов. Он начал складывать не бумагу, а листы жести. Фигурки складывают по намеченным линиям паттерна. Такое направление развития оригами представляется интересным , способным придать оригами функции городской скульптуры.

Складывать можно не только бумагу, но и ткань. Различные гофрировки находят свое применение в оформлении складок-плиссе, манжет и воротников. Моделирование головных уборов из квадратного куска ткани без надрезов и сшивок. В Японии уже в ХI в монахи используют во время изотерических ритуальных церемоний камико- нижнее одеяние из бумаги.


Роль оригами в воспитании, обучении и развитии ребенка

Педагогические теории Фребеля

Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе принадлежат немецкому гуманисту Ф. Фребелю. В ХIХ он один из первых создал детские сады и внедрил в них искусство оригами. Фребель считал, что жизнь, движение и знание - есть три основные части. Его философия воспитания и образования включает в себя четыре важных компонента: свободная активность, творчество, участие в жизни социума, мышечная активность. Основываясь на этих идеях, он предлагал детям развивающие игры, основы геометрии изучать через осязаемые реалии складывающиеся бумаги. Для реализации этих идей он организовал частную школу в Кейлау. Сельское окружение позволяет Фребелю воплощать в жизнь свою идею о том, что постоянная практическая деятельность ребенка является составной частью воспитания и способствует умственному росту. Для Фребеля ручной труд был направлен « Не на подготовку ремесленника, но на выработку более совершенного человека». Его педагогические идеи дали плодотворные плоды. Система детских садов выжила , окрепла и стала общепризнанной. Уже в 1892г. В Англии был основан специальный Фребелевский колледж, основной задачей которого было распространение педагогических идей немецкого гуманиста в среде английских педагогов. Идеи Фребеля не остаются застывшими. Каждое поколение педагогов наполняет их своим творческим содержанием. Не удивительно поэтому, что в наши дни оригами играет определенную роль в деле образования и воспитания подрастающего поколения.

Обучение предметным дисциплинам через оригами

В конце ХХ века возник новый термин «оригаметрия» обозначающий область геометрии, в которой задачи решаются методом складывания. Оригаметрия –область очень молодая, и пока не существует учебников и соответствующих программ. С точки зрения живущего в Италии японского математика Хуми аки Хузита, оригаметрия базируется на шести аксиомах. Существует единый сгиб: проходящий через две данные точки; совмещающий две данные точки; совмещающий две данные прямые; проходящий через данную точку и перпендикулярный данной прямой; проходящий через данную точку и помещающий другую данную точку на данную прямую; помещающий каждую из двух данных точек на одну из двух данных.