Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования донецкий национальный университет Институт физической культуры и спорта Кафедра спортивных игр Направление подго.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далее рассчитаем общий уровень физической подготовки по каждой группе после проведения эксперимента:
ОУФП (экспериментальная группа) = (-0,051) + 0,019 + 0,056 + 0,116 + + 0,052 + (-0,019) = 0,173;
ОУФП (контрольная группа) = (-0,159) + (-0,077) + (-0,077) + (-0,182) + + 0,134 = -0,361
Оценка уровня физической подготовленности в экспериментальной группе приблизилась к «отлично», в контрольной группе достигла «удовлетворительно».
Таким образом мы видим, что за период исследования уровень физической подготовленности в обеих группах улучшился, что отображено на рисунке 3.3
Рисунок 3.3 - Динамика показателей уровня физической подготовки экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента и после его проведения
Положительная динамика уровня физической подготовленности испытуемых говорит о том, что уроки физической культуры в целом оказывают положительное влияние на развитие физических качеств обучающихся.
Регулярные занятия физической культурой, которые рационально входят в режим отдыха и труда, благоприятствуют укреплению здоровья, и значительно увеличивают эффективность производственной деятельности.
ВЫВОДЫ
1. Изучив состояние проблемы агрессивности и агрессии, проявления особенностей агрессивного поведения подростков мы пришли к выводу, что агрессивность в индивидуальных характеристиках подростка складывается в целом как модель протеста против непонимания старших, из-за неудовлетворенности собственным положением в окружении, что выражается в соответствующих действиях. На становление агрессивного поведения детей влияют следующие источники: семья, взаимодействие со сверстниками, символические примеры агрессивного поведения, предлагаемые масс-медиа. Подростковый период онтогенеза — это остропротекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции развития. Несмотря на то, что данный возраст различается массой позитивных факторов: возрастает независимость подростка, наиболее существенно разнообразным и содержательным делается его подход к иным подросткам и старшим, значительно меняются и также становятся больше сферы его деятельности
, развивается ответственное отношение к себе, иным людям, в поведении подростка присутствуют волнительные моменты - такие как повышенная враждебность, агрессивность, жестокость получают устойчивый характер, как правило в процессе стихийно – массового общения, складывающегося в различных компаниях.
2. Исследовав выраженность агрессивных и враждебных реакций подростков 14-15 лет было выявлено, что наиболее выраженными являются такие реакции, как: косвенная агрессия, негативизм, угрызения совести, чувство вины, раздражение. Индексы агрессивности и враждебности достигают повышенного, а в некоторых случаях даже высокого уровня. В течение исследования я пришла к выводу, что такая большая выраженность по многим показателям агрессии связана с тем, что многие подростки этого возраста прибегают к агрессивным формам поведения, желая привлечь на себя внимание, показать, что они изменились, повзрослели, что у них есть свои права и обязанности.
3. Результаты педагогического эксперимента позволили констатировать достоверно значимое снижение показателей выраженности агрессивных и враждебных реакций в экспериментальной группе: физическая агрессия снизилась на 26%; косвенная агрессия снизилась на 26%; раздражение снизилось на 21%; негативизм снизился на 17%; обида снизилась на 36%; подозрительность – 47%; вербальная агрессия – 27%; угрызение совести снизилось на 23%. На основе проведенного эксперимента, а также используемых литературных источников можно сделать вывод, что столь значительное снижение выраженности агрессивных и враждебных реакций у подростков экспериментальной группы связано с тем, что разработанная нами методика, которая использовалась на занятиях внеурочной деятельности способствует повышению нервно-психической устойчивости, развивает координацию, творческие способности, выносливость и постановку дыхания у детей, повышает тонус мышц, улучшает социализацию, двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение, воспитывает морально-волевые и эстетические качества. Таким образом, можно говорить о том, что занятия физической культурой в целом оказывают положительное влияние на уровень агрессивности подростков 14-15 лет, и снижают у них выраженность агрессивных и враждебных реакций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамов изд. - Екатеринбург, 1999. – 86 с. -
Аверин, В.А. Психология детей и подростков / Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с. -
Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А.Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с. -
Байков, В.Л. Воспитание психической устойчивости у юношей 9-10 классов на уроках гимнастики / В.Л.Байков // Физическая культура в школе. -2012. - № 5. - С. 19-22. -
Багдарян, Г.И. Физическая культура и спорт — важное средство профилактики правонарушений несовершеннолетними и перевоспитание «трудных» подростков / Г.И.Багдарян // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - C.35-36. -
Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт. 1988. – 207 c. -
Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, А. Уолтерс. -М.: Изд- во «Эксмо пресс», 2000. – 43 с. -
Большая иллюстрированная энциклопедия Йога / Джуди Смит, Дорил Холл, Бел Гиббс - г. Москва издательство «Эксмо» 2006 г. -
Власова З.Н. Физическая культура для всех и для каждого. / З.Н. Власова, Т.В. Забалуева // Технологии образования в области физической культуры; Под ред. Г.Б. Мейксона и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - 140 с. -
Вяткин, В.А. Спорт и развитие индивидуальности человека / В.А. Вяткин // Теория и практика физической культуры. – 1993. - № 2. – С. 1 – 5. -
Геше Майкл Роуч Тибетская книга йоги Издательство: Открытый мир, 2006 г. -
Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / сост. Н.Ф. Гребень. - Минск: Современная школа, 2008. – 496 с. -
Гужаловский, А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / А.А.Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1977. - №7. - C. 37-39. -
Демина В.В., Тимофеева Е.М. Проблемы детской и подростковой агрессии и пути ее снижения / Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 11. - С. 18-22. -
Дроздов, А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации / А.Ю. Дроздов. - Социс, 2003. - № 4. – С. 95-98. -
Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. — М.: Медицина, 1994. - 112 с. -
Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. Сб. «Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии». - Москва - Архангельск, 1993. – 87 с. -
Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2008. - 39 с. -
Кабанов, Ю.М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия школьников 1-11 классов / Ю.М.Кабанов // Теория и практика физической культуры. - 2009 - № 1. - C. 17-18 -
Каминская Е.Ю. Социальное становление подростков в процессе занятий хореографией // Психология образования в XXI веке: теория и практика. – C. 246-247 -
Каневкая Ж.О., Кириллова Л.С. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 42. – С. 7-11. -
Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. Канд. Дисс. – СПб., 1996. – 22 с. -
Крючек Е.С., "Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий" / Е.С. Крючек, - М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64 с. -
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина - М.: Издво УРАО. 1997. – 140 с. -
Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец / Т.С. Лисицкая. - М.; Советский спорт, 1988. – 135 с. -
Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц - М.: 1994. – 56 с. -
Луков В. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147–151. -
Макаренко А. С. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5 / А.С. Макаренко. - М.: Правда, Огонек, 1971. – 133 c. -
Мария Путкисто «Стретчинг. Метод глубокой растяжки» Изд: София, 2004 г. -
Мельник Л. «Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа» Ростов-на-Дону: Кубанский государственный университет, 2007. - 154 с. -
Меньшиков А. История развития хип-хопа №1, М., «Хип-хоп инфо №6», 1999. -
Меньшиков А. История развития хип-хопа №2, М., «Хип-хоп инфо №7», 2000. -
Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 03.03. «Физ. культура» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с. -
Михеев, А.И. О некоторых условиях снижения тревожности, агрессивности у детей в процессе физического воспитания / А.И.Михеев, В.И.Сиваков // Физическое воспитание как средство привлечения подростков к общественно полезной деятельности в условиях непрерывного педагогического процесса: Тезисы I Всесоюзн. научно-практ. конф., М., 2010. - C.42-43. -
Общая психология. / А. А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: 1987. – 110 с. -
Ольховская Е.Б. Возможности физкультурно-спортивной деятельности в оптимизации психического и социального здоровья школьников» // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - №. 1 (13) – 34 с. -
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: 2000. – с.74. -
Психологические тесты. / А. А. Карелина. - М.: 1999. – 77 с. -
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс - СПб.: Изд-во «Питер». 2000. – 342 с. -
Ратов, И.П. К перспективам оптимизации подбора упражнений для массовой физической культуры и условия их применения / И.П.Ратов // Теория и практика физической культуры. — 2008. - №1. - C. 11-14. -
Ремшмидт, Х. С. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. С. Ремшмидт – М., 1994. – 320 с. -
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 592 с. -
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 460 с. -
Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва-Воронеж. 1996. - 17 с. -
Сиваков, В.И. Значение физического воспитания в снижении агрессивности и тревожности в поведении подростков / В.И.Сиваков // Теория и практика физической культуры. — 2009. - № 2. - C. 21-22. -
Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики -
Уэйнберг, Р.С., Основы психологии спорта и физической культуры / Р.СУэйнберг., Д. Гоулд - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с. -
Фурманов, И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов психодиагностика и коррекция. Минск: 1996. – 64 с. -
Челепева, Л.Н. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. псих. н. Краснодар. 2001.- 3 с. -
Шумакова, Н.Ю. Взаимосвязь физических упражнений с агрессивным поведением подростков // Теория и практика физической культуры 2002 № 9, С. 53-56 -
Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты физического воспитания / М.Г.Яновская. — М.: РГУФК (ГЦОЛИФК), 2011. — 157 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Опросник Басса-Дарки
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам".
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.