Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования донецкий национальный университет Институт физической культуры и спорта Кафедра спортивных игр Направление подго.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее рассчитаем общий уровень физической подготовки по каждой группе после проведения эксперимента:

ОУФП (экспериментальная группа) = (-0,051) + 0,019 + 0,056 + 0,116 + + 0,052 + (-0,019) = 0,173;

ОУФП (контрольная группа) = (-0,159) + (-0,077) + (-0,077) + (-0,182) + + 0,134 = -0,361

Оценка уровня физической подготовленности в экспериментальной группе приблизилась к «отлично», в контрольной группе достигла «удовлетворительно».

Таким образом мы видим, что за период исследования уровень физической подготовленности в обеих группах улучшился, что отображено на рисунке 3.3


Рисунок 3.3 - Динамика показателей уровня физической подготовки экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента и после его проведения

Положительная динамика уровня физической подготовленности испытуемых говорит о том, что уроки физической культуры в целом оказывают положительное влияние на развитие физических качеств обучающихся.

Регулярные занятия физической культурой, которые рационально входят в режим отдыха и труда, благоприятствуют укреплению здоровья, и значительно увеличивают эффективность производственной деятельности.
ВЫВОДЫ

1. Изучив состояние проблемы агрессивности и агрессии, проявления особенностей агрессивного поведения подростков мы пришли к выводу, что агрессивность в индивидуальных характеристиках подростка складывается в целом как модель протеста против непонимания старших, из-за неудовлетворенности собственным положением в окружении, что выражается в соответствующих действиях. На становление агрессивного поведения детей влияют следующие источники: семья, взаимодействие со сверстниками, символические примеры агрессивного поведения, предлагаемые масс-медиа. Подростковый период онтогенеза — это остропротекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции развития. Несмотря на то, что данный возраст различается массой позитивных факторов: возрастает независимость подростка, наиболее существенно разнообразным и содержательным делается его подход к иным подросткам и старшим, значительно меняются и также становятся больше сферы его деятельности
, развивается ответственное отношение к себе, иным людям, в поведении подростка присутствуют волнительные моменты - такие как повышенная враждебность, агрессивность, жестокость получают устойчивый характер, как правило в процессе стихийно – массового общения, складывающегося в различных компаниях.

2. Исследовав выраженность агрессивных и враждебных реакций подростков 14-15 лет было выявлено, что наиболее выраженными являются такие реакции, как: косвенная агрессия, негативизм, угрызения совести, чувство вины, раздражение. Индексы агрессивности и враждебности достигают повышенного, а в некоторых случаях даже высокого уровня. В течение исследования я пришла к выводу, что такая большая выраженность по многим показателям агрессии связана с тем, что многие подростки этого возраста прибегают к агрессивным формам поведения, желая привлечь на себя внимание, показать, что они изменились, повзрослели, что у них есть свои права и обязанности.

3. Результаты педагогического эксперимента позволили констатировать достоверно значимое снижение показателей выраженности агрессивных и враждебных реакций в экспериментальной группе: физическая агрессия снизилась на 26%; косвенная агрессия снизилась на 26%; раздражение снизилось на 21%; негативизм снизился на 17%; обида снизилась на 36%; подозрительность – 47%; вербальная агрессия – 27%; угрызение совести снизилось на 23%. На основе проведенного эксперимента, а также используемых литературных источников можно сделать вывод, что столь значительное снижение выраженности агрессивных и враждебных реакций у подростков экспериментальной группы связано с тем, что разработанная нами методика, которая использовалась на занятиях внеурочной деятельности способствует повышению нервно-психической устойчивости, развивает координацию, творческие способности, выносливость и постановку дыхания у детей, повышает тонус мышц, улучшает социализацию, двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение, воспитывает морально-волевые и эстетические качества. Таким образом, можно говорить о том, что занятия физической культурой в целом оказывают положительное влияние на уровень агрессивности подростков 14-15 лет, и снижают у них выраженность агрессивных и враждебных реакций.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамов изд. - Екатеринбург, 1999. – 86 с.

  2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

  3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А.Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.

  4. Байков, В.Л. Воспитание психической устойчивости у юношей 9-10 классов на уроках гимнастики / В.Л.Байков // Физическая культура в школе. -2012. - 5. - С. 19-22.

  5. Багдарян, Г.И. Физическая культура и спорт — важное средство профилактики правонарушений несовершеннолетними и перевоспитание «трудных» подростков / Г.И.Багдарян // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - C.35-36.

  6. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт. 1988. – 207 c.

  7. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, А. Уолтерс. -М.: Изд- во «Эксмо пресс», 2000. – 43 с.

  8. Большая иллюстрированная энциклопедия Йога / Джуди Смит, Дорил Холл, Бел Гиббс - г. Москва издательство «Эксмо» 2006 г.

  9. Власова З.Н. Физическая культура для всех и для каждого. / З.Н. Власова, Т.В. Забалуева // Технологии образования в области физической культуры; Под ред. Г.Б. Мейксона и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - 140 с.

  10. Вяткин, В.А. Спорт и развитие индивидуальности человека / В.А. Вяткин // Теория и практика физической культуры. – 1993. - № 2. – С. 1 – 5.

  11. Геше Майкл Роуч Тибетская книга йоги Издательство: Открытый мир, 2006 г.

  12. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / сост.  Н.Ф. Гребень. - Минск: Современная школа, 2008. – 496 с.

  13. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / А.А.Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1977. - №7. - C. 37-39.

  14. Демина В.В., Тимофеева Е.М. Проблемы детской и подростковой агрессии и пути ее снижения / Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 11. - С. 18-22.

  15. Дроздов, А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации / А.Ю. Дроздов. - Социс, 2003. - № 4. – С. 95-98.

  16. Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. — М.: Медицина, 1994. - 112 с.

  17. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. Сб. «Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии». - Москва - Архангельск, 1993. – 87 с.

  18. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2008. - 39 с.

  19. Кабанов, Ю.М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия школьников 1-11 классов / Ю.М.Кабанов // Теория и практика физической культуры. - 2009 - 1. - C. 17-18

  20. Каминская Е.Ю. Социальное становление подростков в процессе занятий хореографией // Психология образования в XXI веке: теория и практика. – C. 246-247

  21. Каневкая Ж.О., Кириллова Л.С. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 42. – С. 7-11.

  22. Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. Канд. Дисс. – СПб., 1996. – 22 с.

  23. Крючек Е.С., "Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий" / Е.С. Крючек, - М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64 с.

  24. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина - М.: Издво УРАО. 1997. – 140 с.

  25. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец / Т.С. Лисицкая. - М.; Советский спорт, 1988. – 135 с.

  26. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц - М.: 1994. – 56 с.

  27. Луков В. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147–151.

  28. Макаренко А. С. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5 / А.С. Макаренко. - М.: Правда, Огонек, 1971. – 133 c.

  29. Мария Путкисто «Стретчинг. Метод глубокой растяжки» Изд: София, 2004 г.

  30. Мельник Л. «Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа» Ростов-на-Дону: Кубанский государственный университет, 2007. - 154 с.

  31. Меньшиков А. История развития хип-хопа №1, М., «Хип-хоп инфо №6», 1999.

  32. Меньшиков А. История развития хип-хопа №2, М., «Хип-хоп инфо №7», 2000.

  33. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 03.03. «Физ. культура» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.

  34. Михеев, А.И. О некоторых условиях снижения тревожности, агрессивности у детей в процессе физического воспитания / А.И.Михеев, В.И.Сиваков // Физическое воспитание как средство привлечения подростков к общественно полезной деятельности в условиях непрерывного педагогического процесса: Тезисы I Всесоюзн. научно-практ. конф., М., 2010. - C.42-43. 

  35. Общая психология. / А. А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: 1987. – 110 с.

  36. Ольховская Е.Б. Возможности физкультурно-спортивной деятельности в оптимизации психического и социального здоровья школьников» // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - №. 1 (13) – 34 с.

  37. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: 2000. – с.74.

  38. Психологические тесты. / А. А. Карелина. - М.: 1999. – 77 с.

  39. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс - СПб.: Изд-во «Питер». 2000. – 342 с.

  40. Ратов, И.П. К перспективам оптимизации подбора упражнений для массовой физической культуры и условия их применения / И.П.Ратов // Теория и практика физической культуры. — 2008. - №1. - C. 11-14. 

  41. Ремшмидт, Х. С. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. С. Ремшмидт – М., 1994. – 320 с.

  42. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 592 с.

  43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 460 с.

  44. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва-Воронеж. 1996. - 17 с.

  45. Сиваков, В.И. Значение физического воспитания в снижении агрессивности и тревожности в поведении подростков / В.И.Сиваков // Теория и практика физической культуры. — 2009. - 2. - C. 21-22.

  46. Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики

  47. Уэйнберг, Р.С., Основы психологии спорта и физической культуры / Р.СУэйнберг., Д. Гоулд - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.

  48. Фурманов, И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов психодиагностика и коррекция. Минск: 1996. – 64 с.

  49. Челепева, Л.Н. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. псих. н. Краснодар. 2001.- 3 с.

  50. Шумакова, Н.Ю. Взаимосвязь физических упражнений с агрессивным поведением подростков // Теория и практика физической культуры 2002 № 9, С. 53-56

  51. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты физического воспитания / М.Г.Яновская. М.: РГУФК (ГЦОЛИФК), 2011. 157 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Опросник Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.   

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.   

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.   

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.   

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.   

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.   

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.   

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.  

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.   

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.   

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.   

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.   

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.   

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.   

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.   

21. Меня немного огорчает моя судьба.   

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.   

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.   

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.   

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.  

26. Я не способен на грубые шутки.   

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.   

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.   

30. Довольно многие люди завидуют мне.   

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.   

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.   

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".   

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.  

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.


36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.   

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.   

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.   

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.   

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.   

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.   

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.   

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.   

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.   

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам".   

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.   

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.   

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.   

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.   

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.   

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.   

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.   

54. Неудачи огорчают меня.   

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие.   

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.   

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.   

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.  

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.   

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.   

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.  

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.   

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.   

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.