Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования донецкий национальный университет Институт физической культуры и спорта Кафедра спортивных игр Направление подго.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Агрессивное поведение субъекта рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Факторами агрессивности выступают несоблюдение эмоциональных связей в семье, условия семейного воспитания, конфликтность. Агрессивные действия могут быть направлены на самого себя (аутоагрессия) – самоубийство, самоунижение, самообвинения [43, 47].

Агрессия – это действие, целью которого считается причинение ущерба определенному объекту либо человеку. Агрессия является результатом искаженного процесса социализации, злоупотребление близкими людьми, наказаниями, ожесточенным отношением к детям. А. Басс, рассматривая агрессию особенно останавливает свое внимание на значимости темперамента. Определяя темперамент как «свойство поведения, какие возникают в начале жизни и остаются сравнительно постоянными», А. Басс к неустойчивому характеру, оказывающему большое влияние на агрессивность, причисляет интенсивность реакций, порывистость, степень самостоятельности и активности. В случае если значимость первых трех переменных сравнительно понятна, в таком случае четвертая требует определенного объяснения. Согласно Бассу самостоятельность имеет непосредственное отношение к рвению, к самоуважению и охране от массового давления. Имеется больше раздражителей, для данных индивидов, в их ежедневных взаимодействиях [47].

Агрессия предполагает собой комплекс показателей: косвенной, вербальной, физической агрессии.

Физическая агрессия – нанесение боли либо повреждения иному человеку: человек просыпается с зажатыми кулаками, скрипит зубами, сводит скулы и шею, любит посмотреть агрессивные кинофильмы, сцены насилия.

Вербальная агрессия – применение речевых средств, причиняющих боль, оскорбления. Ими могут являться: а) множественные отпоры; б) критические замечания и негативные отклики; в) выражение негативных чувств – возмущение иными в форме недоверия, злобы, затаенной обиды, бешенства, брани; г) высказывание желаний и мыслей негативного нрава, проклятий; д) укоры, предъявление обвинения, оскорбления; е) вымогательства, принуждения, угрозы. Помимо этого, легкий крик – чаще всего носит негативный характер [48].


Прямая агрессия ориентирована против жертвы. При косвенной агрессии – жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия способна выражаться у отдельных индивидов либо в группе в различных формах: ярко проявленной – драчливость, задиристость, дерзость; в тайной форме – ожесточенность, недоброжелательность. По многим мнениям считается, что человек не злится, если он чувствует себя ущемленным, обиженным. Злость очень опасная вещь, которой можно причинить боль иному живому существу [44].

Качества агрессии носят скрытую и явную форму:

• всплеск бешенства, ярость;

• гнев;

• страх, полное бездействие;

• скука;

• сознательный уход от деятельности;

• депрессия – продолжительно подавленный гнев;

• жестокие шутки, оскорбление иного, сарказм;

• гордость, эгоцентризм.

Таким образом, агрессия, в той или иной форме, представляет такого рода действия, ориентированные на нанесение вреда иному живому существу, не хотящему с собой подобного обращения. Проблемы агрессии, насилия стали предметом изучения многих теоретических направлений.

Необходимо выделить, что ни одна из теорий не способна предоставить полные и всеобъемлющие решения в данных проблемах, но позволяет исследовать и объяснить конкретный аспект проблемы [43].

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Предпосылки агрессивного поведения человека



Мы исходим из гипотезы, что агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями его индивидуального развития. В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, провоцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т.п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение. Рассмотрим некоторые, ведущие факторы, вызывающие или поддерживающие агрессивное поведение личности [40].

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Так, в самом раннем возрасте дети, по всей видимости, демонстрируют агрессию: если часто, громко и требовательно плачут; если у них отсутствует улыбка; если они не вступают в контакт. Психоаналитические исследования свидетельствуют об огромном количестве гнева, переживаемом младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Также хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре [44].

К наиболее тяжелому этапу в онтогенезе относится подростковый возраст. Во время этого этапа совершается основная перестройка ранее сформировавшихся психологических структур, однако появляются новые образования, устанавливаются основные принципы социального поведения, вырисовывается общая нацеленность в создании нравственных взглядов и общественных установок. Подростковый период онтогенеза — это остропротекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для такого тяжелого периода показательные отрицательные проявления подростка, дисгармоничность в формировании личности, свертывание прежде заложенной концепции интересов и сопротивляющийся характер поведения согласно взаимоотношениям со старшими. С другой точки зрения, данный возраст различается массой позитивных факторов: возрастает независимость подростка, наиболее существенно разнообразным и содержательным делается его подход к иным подросткам и старшим, значительно меняются и также становятся больше сферы его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, иным людям [26].


Волнительные моменты в поведении подростка - такие как повышенная враждебность, агрессивность, жестокость получают устойчивый характер, как правило в процессе стихийно – массового общения, складывающегося в различных компаниях. Свойственно, что необходимость в стихийномассовом общении замечается только лишь у 14,5% молодых людей, в то время как истинное присутствие данной формы отмечено у 56% 11 -15- летних.

А.С. Макаренко в области развития высоконравственной личности сложных молодых людей определил, что ни состав, ни характерные особенности прецедентов асоциального действия не являются «прирожденным механизмом», т.е. практически «никаких естественных сложных нравов нет». А.С. Макаренко действительно обосновал, что в том числе и более педагогически заброшенные молодые люди – простые дети, «умеющие жить, функционировать», могут быть благополучными и являться творцами». В данном уверяет и изучение, проделанное к примеру Д.И. Фельдштейном согласно исследованию молодых людей – правонарушителей (предметом которого являлись психически и на физическом уровне крепкие ребята). Оно выявило, что центром остроконфликтной ситуации, повергнувшей к высоконравственной деформации личности данных ребят, считаются не биологические особенности, а минусы школьного и домашнего воспитания, у данных молодых людей, в частности, утеряна заинтересованность к учебе, по сути утрачены связи со школой. В итоге они, отстают на 2-4 года согласно собственному образованию от ровесников. Но обнаружилось, что данное запоздание ровно, как и деформация познавательной и иных внутренних нужд, ни в коей мере не обуславливается психическим формированием этих ребят. Они владеют обычными интеллектуальными способностями и нацелены на вовлечение их в установленную концепцию разносторонней работы. Подросток желает не простого внимания, а доверия, понимания старших. Он пытается играть конкретную роль в компании сверстников и взрослых. В зрелом обществе утверждается позиция, мешающая развитию социальной активности молодых людей – подросток обязан подчиняться. В таком случае формируется между старшими и подростками психологические препятствия, стремясь справиться с которыми, некоторые подростки прибегают к агрессивным формам поведения, стремясь привлечь к себе внимание, продемонстрировать то, что Я поменялся, что у Меня имеются свои права и обязанности [28].


В анализе мотиваций выражается суть агрессивного поведения. Значительную роль в данной мотивации играют эмоции и чувства негативного нрава – месть, ярость, неприязнь, агрессивность, гнев, вина, тревожность, боязнь, возмущение. Агрессивные действия, связанные с такими чувствами, проявляются в побоях, драках, физических повреждениях, оскорблениях, изнасиловании отчасти убийствах, в уничтожении или повреждении собственности. В целом на одного и того же человека, одна и та же эмоция оказывает различное влияние и по-разному влияет на разных людей. Это влияет на напряжение мышц, тела, лица, на функционирование дыхательной, кровеносной систем, на уровень активности мозга. Эмоции имеют силу менять восприятие окружающего мира. Индивидуальные черты, различие эмоциональных порогов у ребенка, воздействуют на частоту, с которой он выражает свои чувства, характеризуют вид реакций на них у находящихся вокруг. Характер же реагирования на эмоциональное поведение детей объясняет их экспрессивный образ, индивидуальные характерные черты [1, 2].

Недостатки воспитания, осуществляемые в различных институтах социализации, и в том числе не только школы, семьи, но и средствах массовой информации, способствуют проявлению агрессивности. Агрессивный подросток – это, в первую очередь всего лишь обычный человек, которому характерна обычная наследственность. Качества, особенности агрессивности он обретает под действием недоработок, ошибок, упущений в воспитательном труде, сложностей в окружающей его среде. Агрессивность в индивидуальных характеристиках ребенка складываются в целом как модель протеста против непонимания старших, из-за неудовлетворенности собственным положением в окружении, что выражается в соответствующих действиях [15].

Что окружает детей, то их и учит: Если часто стыдить детей – они учатся ощущать себя выноватыми. Если часто проявлять снисходительность к ребенку – он обучается терпеливости. Если быть честным к ребенку – он становится справедливым. Если часто враждовать с детьми – они учатся драться. Если детей постоянно критиковать – они учатся осуждению и т.д.

Предпосылки агрессии подростка также следует искать в воспитании, в семье. Наказание подростка способно содействовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, в том числе освоение форм агрессивных действий [15].

Одна из острых и актуальных задач современности является своевременная диагностика, изучение, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии подростков.