ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 3 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС
Главного управления МЧС России по КБР
майор внутренней службы
Р.Х. Кодзов
______________ 2023 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий по психологической подготовке с личным составом дежурных караулов 3 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по КБР 11-14 апреля 2023 года .
Тема №10: Ведение информационно – разъяснительной работы с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС).
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 1 час
Цель занятия: Изучить с личным составом дежурных караулов 3 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике, Ведение информационно – разъяснительной работы с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС).
Литература, используемая при проведении занятия:
-
Вельдер Р. К. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности//Общественные науки и современность.1993. №3-4. -
Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.,2000.. -
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.,1995. -
Лоренц К. Агрессия (та называемое «зло»).М.,1994. -
Миртов Ю.Н. беспорядки на стадионе: попытки научного подхода к проблеме.//Теория и практика физической культуры.1988.№2. -
Московичи С. Век толпы.М.,1996.
2.Развернутый план занятия:
Учебный вопрос № 1-Ведение информационно – разъяснительной работы с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС) (45 мин)
Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности.
При передаче слуха подразумевается, что он представляет собой достоверную информацию, даже если рассказчик предваряет свое повествование словами «по слухам»:
-
высокая степень обобщенности отличает слух от сплетни, доноса, дезинформации; -
привязка ко времени и среде своего возникновения от байки, поверья; -
наличие свежей новости — от легенды, анекдота; -
неофициальность — от официальной информации;
Информационно-разъяснительная работа
Классификация слухов
-
слух-желание -
слух-пугало -
агрессивный слух
Интенсивность слухов (вероятность возникновения, скорость и размах распространения, а также их влияние на поведение толпы) является функцией, производной от степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенностей имеющейся информации по интересующему людей вопросу.
интенсивность слуха = заинтересованность Х неопределенность.
45 минут. В течение первых 45 минут (может быть, на несколько минут больше или меньше) вы наиболее полно контролируете ситуацию. Слух еще не распространился широко.
6 часов. После того как информация получила широкую огласку, ситуация выходит из-под вашего контроля.
3 дня. Когда история попадет в ежедневные газеты, можете быть уверены, что она будет на слуху еще несколько дней.
2 недели. Если не взять ситуацию под свой контроль, история может быть раздута до масштабов грандиозного скандала.
При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений
Социально-психологические условия, побуждающие людей воспринимать слухи:
1.Тревожная, напряженная, трудная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой люди ищут пути обезопасить себя и своих близких.
2.Стремление предупредить наступление неприятных событий, заблаговременно к ним подготовиться и уменьшить возможный урон, если избежать его невозможно.
3.Наличие психологического заражения, подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.
4.Уверенность в достоверности сообщения. Не зная откуда исходит слух, люди склонны предполагать, что информация представлена из надежных источников. Это создает иллюзию достоверности сообщения и формирует эффект ложного консенсуса, т.е. уверенности в том, что слух разделяют большинство людей.
5.Психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов, Здесь, во-первых, следует выделить высокую внушаемость части людей, их неспособность самостоятельно и критически оценить правдоподобность и обоснованность слуха. Во-вторых, особой подверженностью слухам отличаются люди чрезмерно любопытные, вечно «принюхивающиеся», прислушивающиеся к любому разговору, каким бы далеким он от них ни был. Наконец, в большей степени восприимчивыми к слухам оказываются люди, испытывающие недовольство, фрустрацию, усталость, не занятые какой-либо деятельностью, находящиеся в состоянии длительного ожидания.
6.Социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Отмечается, что слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.
Информация должна быть:
-
Достоверной; -
Дозированной; -
Лаконичной; -
Непротиворечивой; -
Своевременной;
Информирование должно быть с периодичностью 3 - 4 часа.
Информатором может быть уполномоченное лицо (авторитетное лицо, администрация, духовенство, родственник пострадавших, врачи, представители силовых структур и др.)
Пресечение слухов:
1. Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демонстрацией опровергающих фактов.
2. Активное разоблачение слухов с использованием технологий:
-
«Контраргументация» -
«Таблица слухов» оформляется таким образом, чтобы в ней в одной колонке были перечислены «бродившие» некоторое время слухи, а в другой — реально наступившие события. Такая таблица может публиковаться в СМИ и отражаться в настенной информации. -
Прием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их групповое обсуждение.
3. Развенчание источников (распространителей) враждебных слухов. В некоторых ситуациях (война, социальные конфликты, чрезвычайное положение, трагические последствия) виновники распространения слухов (особенно агрессивных и разобщающих) должны нести суровое наказание.
Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.
Впрочем, даже заразительное веселье не всегда бывает совершенно безобидным. Есть и страшные примеры. В 14 веке Европу охватила «черная смерть»- эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное соблюдение всех церковных обрядов. В разгар этого бедствия наступил праздник Святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать
, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее и заразительное веселье передавалось от одного района к другому, от одной деревни к другой, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.
Циркулярная реакция — важнейший механизм, управляющий поведением и действиями людей в толпе.
Циркулярная реакция (эмоциональное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных, ситуациях.
Например, при возникновении паники страх одних участников панических действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно сравнить с процессом формирования снежного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы поведения людей резонируют, усиливаются путем многократного отражения и возбуждают толпу.
Циркулярная реакция способна захватывать в свою орбиту большое количество людей, эмоционально стимулируя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмоций: радости, грусти, злобы и т.д.
Считается, что циркулярная реакция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных черт личности.
Исследователи феномена толпы также отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности людей, т.е. их способности самостоятельно и рационально оценивать происходящее вокруг. Одновременно увеличивается внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник которых находится вне толпы.
Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, который обусловливает только иррациональное и общественно опасное поведение людей. Выраженная в достаточно умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллективного восприятия искусства или политической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об
щественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реакция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отрицательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.
Вероятность возникновения циркулярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода
кризисами, поскольку при этом значительное число людей может испытывать сходные эмоции и их внимание будет сосредоточено на общих проблемах.
Помимо циркулярной реакции в толпе действуют и другие социально-психологические механизмы, например подражание и внушение.
Итак, циркулярная реакция - это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.
Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость.
Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, более примитивные пласты психики. Регрессия способна подчас достигать невероятных глубин.
У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной.
Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться подальше.
Добавлю, что всякая циркулярная реакция, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы, но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами.