Файл: Р. Х. Кодзов 2023 г. Планконспект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УТВЕРЖДАЮ

Начальник 3 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС

Главного управления МЧС России по КБР

майор внутренней службы

Р.Х. Кодзов

______________ 2023 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий по психологической подготовке с личным составом дежурных караулов 3 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по КБР 11-14 апреля 2023 года .
Тема №10: Ведение информационно – разъяснительной работы с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС).
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 1 час
Цель занятия: Изучить с личным составом дежурных караулов 3 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике, Ведение информационно – разъяснительной работы с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС).
Литература, используемая при проведении занятия:

  1. Вельдер Р. К. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности//Общественные науки и современность.1993. №3-4.

  2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.,2000..

  3. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.,1995.

  4. Лоренц К. Агрессия (та называемое «зло»).М.,1994.

  5. Миртов Ю.Н. беспорядки на стадионе: попытки научного подхода к проблеме.//Теория и практика физической культуры.1988.№2.

  6. Московичи С. Век толпы.М.,1996.


2.Развернутый план занятия:

Учебный вопрос № 1-Ведение информационно – разъяснительной работы с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС) (45 мин)

Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности.

При передаче слуха подразумевается, что он представляет собой достоверную информацию, даже если рассказчик предваряет свое повествование словами «по слухам»:


  • высокая степень обобщенности отличает слух от сплетни, доноса, дезинформации;

  • привязка ко времени и среде своего возникновения от байки, поверья;

  • наличие свежей новости — от легенды, анекдота;

  • неофициальность — от официальной информации;


Информационно-разъяснительная работа

Классификация слухов

  • слух-желание

  • слух-пугало

  • агрессивный слух

Интенсивность слухов (вероятность возникновения, скорость и размах распространения, а также их влияние на поведение толпы) является функцией, производной от степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенностей имеющейся информации по интересующему людей вопросу.

интенсивность слуха = заинтересованность Х неопределенность.

45 минут. В течение первых 45 минут (может быть, на несколько минут больше или меньше) вы наиболее полно контролируете ситуацию. Слух еще не распространился широко.

6 часов. После того как информация получила широкую огласку, ситуация выходит из-под вашего контроля.

3 дня. Когда история попадет в ежедневные газеты, можете быть уверены, что она будет на слуху еще несколько дней.

2 недели. Если не взять ситуацию под свой контроль, история может быть раздута до масштабов грандиозного скандала.

При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений
Социально-психологические условия, побуждающие людей воспринимать слухи:

1.Тревожная, напряженная, трудная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой люди ищут пути обезопасить себя и своих близких.

2.Стремление предупредить наступление неприятных событий, заблаговременно к ним подготовиться и уменьшить возможный урон, если избежать его невозможно.

3.Наличие психологического заражения, подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.

4.Уверенность в достоверности сообщения. Не зная откуда исходит слух, люди склонны предполагать, что информация представлена из надежных источников. Это создает иллюзию достоверности сообщения и формирует эффект ложного консенсуса, т.е. уверенности в том, что слух разделяют большинство людей.

5.Психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов, Здесь, во-первых, следует выделить высокую внушаемость части людей, их неспособность самостоятельно и критически оценить правдоподобность и обоснованность слуха. Во-вторых, особой подверженностью слухам отличаются люди чрезмерно любопытные, вечно «принюхивающиеся», прислушивающиеся к любому разговору, каким бы далеким он от них ни был. Наконец, в большей степени восприимчивыми к слухам оказываются люди, испытывающие недовольство, фрустрацию, усталость, не занятые какой-либо деятельностью, находящиеся в состоянии длительного ожидания.



6.Социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Отмечается, что слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.

Информация должна быть:

  • Достоверной;

  • Дозированной;

  • Лаконичной;

  • Непротиворечивой;

  • Своевременной;


Информирование должно быть с периодичностью 3 - 4 часа.

Информатором может быть уполномоченное лицо (авторитетное лицо, администрация, духовенство, родственник пострадавших, врачи, представители силовых структур и др.)
Пресечение слухов:

1. Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демонстрацией опровергающих фактов.

2. Активное разоблачение слухов с использованием технологий:

  • «Контраргументация»

  • «Таблица слухов» оформляется таким образом, чтобы в ней в одной колонке были перечислены «бродившие» некоторое время слухи, а в другой — реально наступившие события. Такая таблица может публиковаться в СМИ и отражаться в настенной информации.

  • Прием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их групповое обсуждение.

3. Развенчание источников (распространителей) враждебных слухов. В некоторых ситуациях (война, социальные конфликты, чрезвычайное положение, трагические последствия) виновники распространения слухов (особенно агрессивных и разобщающих) должны нести суровое наказание.

Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.

Впрочем, даже заразительное веселье не всегда бывает совершенно безобидным. Есть и страшные примеры. В 14 веке Европу охватила «черная смерть»- эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное соблюдение всех церковных обрядов. В разгар этого бедствия наступил праздник Святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать
, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее и заразительное веселье передавалось от одного района к другому, от одной деревни к другой, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.

Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе.
Циркулярная реакция (эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных, си­туациях.

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна зах­ватывать в свою орбиту большое коли­чество людей, эмоционально стимули­руя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмо­ций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реак­ция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных черт личности.

Исследователи феномена толпы так­же отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности лю­дей, т.е. их способности самостоятель­но и рационально оценивать происходя­щее вокруг. Одновременно увеличива­ется внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник ко­торых находится вне толпы.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, ко­торый обусловливает только иррацио­нальное и общественно опасное пове­дение людей. Выраженная в достаточ­но умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллектив­ного восприятия искусства или поли­тической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об­
щественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реак­ция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отри­цательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.

Вероятность возникновения цирку­лярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода
кризисами, поскольку при этом значительное число людей может ис­пытывать сходные эмоции и их внима­ние будет сосредоточено на общих про­блемах.

Помимо циркулярной реакции в тол­пе действуют и другие социально-пси­хологические механизмы, например подражание и внушение.

Итак, циркулярная реакция - это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость.

Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, более примитивные пласты психики. Регрессия способна подчас достигать невероятных глубин.

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной.

Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться подальше.

Добавлю, что всякая циркулярная реакция, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы, но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами.