Файл: Практическая работа по дисциплине Основы территориальнопространственного развития, планировки и застройки городов На тему Территориальнопространственное развитие города Чита.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Институт архитектуры, строительства и энергетики

Кафедра «Строительные конструкции»

Практическая работа по дисциплине «Основы территориально-пространственного развития, планировки и застройки городов»
На тему: «Территориально-пространственное развитие города Чита»


Выполнил:
Ст. гр.ВС-122
Ковин Н.Д.


Принял:
ассистент каф. СК
Рева Д.В.


Владимир 2023

Исторические этапы становления и развития территории города

Чита история возникновения города.

Дата основания 1706 год. Впервые упоминание о городе появилось в конце XVI, когда Читинский острог входил в состав Городищенской волости. Чита – Нерчинские серебряные рудники, место ссылки декабристов. С 1851 года поселение становиться центром Забайкальской области.

Первое поселение будущего города было остановка на зимовье у рек Чита и Ингода. Первое поселение составляло не больше сотни человек. Останавливались они на землях Забайкалья у берегов реки исключительно для того чтоб использовать пастбища для выпаса скота. С появлением дощатых плотов лодок легче стало перевозить скот, что послужило началом развития торговли, продажи и обмена различных товаров. Позднее водный путь транспортировки назвали Восточным Забайкальем на Амуре, который расположился от Читы к Тихому океану. Вначале основания город, его жители и все поселение в целом не имела весомого значения в развитии территории острова. Все его достопримечательности можно было перечислить на пальцах, изба приказчика, амбар для хранения зерновых, часовня для отпевания умерших и все это было окружено не очень мощным укреплением из дерева. В остроге проживало пару десятков казаков, приказчик Нерчинский и сын Леонтия Шестакова.


Но так дела обстояли недолго, В 1722 году открылись первые рудники добычи серебра. С тех пор все изменилось. Жизнь в остроге улучшалась с каждым днем. Первые рабочие открывшихся шахт – каторжане, которых засылали в ссылку. Работать на рудниках было нелегко. Мало кто выдерживал и смог вернуться на родину после ссылки.
Для рабочих каторжан в остроге была выстроена тюрьма. В это же время появился первый постояли двор, что-то вроде современной гостиницы, где временно могли проживать важные лица, решившие посетить поселок.
Коренные жители Читы так же не остались без дела. В круг их обязанностей вменили выжигание древесного угля, который доставляли для дальнейшей переработки на заводы. Углежжение на то время было основное занятие, которым занимались жители Читы. Спустя время его дополнили

лесная промышленность и сплав грузов.

С 1797 года Читинский острог стал частью Городищенской волости, который был во владении Нерчинского управления горной отрасли. Спустя пару лет, после вхождения Читы в состав Городищенской волости, на территории острога появились первые переселенцы. Это были крестьяне с других регионов Сибири, получившие во владении участки земли для обработки. Появились первые мосты, с 1821 года Чита перестала называться острогом. Ее стали называть селением и к 23 году Читинское селение превратилось в волость. Жизнь в волости, ничем существенно не отличалась от жизни во времена, когда Чита была острогом. Чита, стала единственным

местом, куда, ссылали всех неугодных.
Территория успешно развивалась, и к концу XIX стало необходимым создать единую территориально-административную единицу, то есть получить титул, который был присвоен поселению в 1851 году Николаем II.
С конца 1883 года, население поселения увеличилось вдвое. В Чите появилась железная дорога и к концу 19  века, город насчитывал порядка 1500 домов, десяток церквей. А так же появился первый монастырь, костел, синагога и первая на территории Читы женская и мужская гимназия, и приют для сирот и обездоленных детей. Чуть позже открылась первая библиотека. Город развивался, работали заводы. Свидетельство тому, развитая инфраструктура и появление телефона и банка.
Сегодня Чита - занимает ведущее место в торговой промышленности, приносящая стране и городу миллионную прибыль, поддерживая экономику

все территории России.



Архитектурно-планировочная организация территории

Селитебная зона города. Жилые районы и комплексы. Оценка

жилого фонда. Планировка промышленных районов города.

Система культурно-бытового обслуживания города.

Внутригородской транспорт и улично-дорожная сеть города.

Система зеленых насаждений города.

Реновация промышленных территорий в центре города и развитие промышленных зон и узлов на окраине города, главным образом в форме промышленных парков, развиваемых в форме кластерной организации.
В центральной части города предпочтение отдается элементам «креативной экономики» и сфере обслуживания.


Развитие туризма:

- развитие туристской инфраструктуры;

- создание площадок для событийного туризма;

- создание и развитие объектов туризма и рекреации;

- поддержка туристической отрасли.

Жилой фонд на расчетный срок:

- в среднем 30 кв. м на одного жителя;

- объем нового жилищного строительства 4,7 млн. кв. м;

- жилищный фонд к концу расчетного срока на уровне 11,7 млн.кв.м.

Транспортная инфраструктура (внешний каркас):

- строительство южного обхода Читинского железнодорожного узла от станции Черновская до станции Антипиха, протяженностью 27 км, для вывода транзитного грузового движения за городскую черту;

создание крупного транспортно-логистического комплекса (ТЛК) на базе

Читинского транспортного узла, совмещающего железнодорожный,

автомобильный и воздушный транспорт;

- формирование транспортно-пересадочного узла "Чита-II", выполняющего функции по перераспределению пассажиропотоков между железнодорожным, внешним автобусным и внутригородскими видами транспорта;

- формирование полноценной широтной транспортной связи ул. Ленина – ул. Генерала Белика – ул. Ивановская – просп. Жукова – ул. Космонавтов – Угданский проезд;

- образование новой общегородской связи Центрального и Железнодорожного района в обход центрального ядра города от улицы Красной Звезды до ул. Трактовая в створе существующей улицы Инструментальная
- организация полукольцевой связи от Дворцовского тракта до Романовского тракта в обход селитебной части города.

Общественный транспорт:


- возобновление внутригородских перевозок муниципальными автобусами большой вместимости по основным внутригородским автобусным маршрутам, в т.ч. организация движения экспресс-автобусов
- развитие троллейбусной сети города в Железнодорожный район, пос. Энергетиков, по кольцевому направлению Ковыльная – Олимпийская – Космонавтов

- создание внутригородского железнодорожного сообщения (аналог рельсового автобуса) по направлению ст. Черновская – ст. Чита-I – ст. Чита-II – ст. Антипиха

Редевелопмент стрелки рек (Ингоды и Читы):

- появление большой туристско-рекреационной зоны и места привлечения людей в исторической части

- возможности комплексного жилищного освоения;

- сокращение зоны отчуждения железной дороги

- при переносе ТЭЦ-2 будут обновлены энергетические мощности (уже

достаточно изношенные – 1935 год ввода)

Охрана окружающей среды в районной планировке

Город Чита. В городах и поселках городского типа проживает 63 % населения Читинской области. На долю Читы приходится около 39 % городского или около четверти всего населения области. Вместе с тем более половины промышленного потенциала области сосредоточено в г. Чите. Вследствие этого на территории города производится более 60 % от общего объема отходов производства, выбросов в атмосферу и сбросов в водный бассейн. Воздушными переносами и через систему рек Амурского бассейна загрязняющие вещества "городской прописки" переносятся на значительную часть Читинской области и попадают в объемы трансграничных переносов.

Имеет место расточительное отношение к земельным, водным и растительным ресурсам. Загрязнение окружающей среды является постоянно действующим фактором, увеличивающим риск генетических, и иных патологических изменений здоровья населения.

Атмосферный воздух. Наблюдение за его загрязнением в г. Чите ведется на шести пунктах. К приоритетным загрязняющим веществам отнесены: формальдегид, фенол, диоксид азота, пыль и оксид углерода.

Суммарный индекс загрязнения атмосферы по этим веществам (ИЗА) в 2003 г., как и в другие предыдущие годы, был высок и составлял порядка 12 (по стране принят максимальный критерий ИЗА равный 14). Наибольшее значение ИЗА отмечалось в Железнодорожном районе. Так же высоким был ИЗА в месте пересечения улиц Набережной и Комсомольской.


Как известно, Чита относится к числу городов России, наиболее загрязненных бенз(а)пиреном. Это вещество 1 класса опасности. Несмотря на снижение его содержания в атмосферном воздухе за последнее время, загрязнение атмосферы бенз(а)пиреном остается высоким. Даже в самые благополучные летние месяцы наблюдается двойное, тройное и более значительное превышение ПДК по этому загрязняющему веществу. Среди других частей города Центральная - является наиболее загрязненной бенз(а)пиреном, а самым загрязненном местом Центральной части - участок, примыкающий к железной дороге между ст. Чита-1 и оз. Кенон, находящийся под факелом ТЭЦ-1.

В 2003 г. по городу продолжались работы по снижению техногенной нагрузки на атмосферный воздух путем закрытия котельных и подсоединением отапливаемых от них жилых микрорайонов к теплосетям ТЭЦ-1, ТЭЦ-2. Закрыто 4 котельных Железнодорожного района в микрорайоне ХабИЖТа.

Не менее значимая проблема загрязнения атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта. Общая доля загрязняющих веществ, выбрасываемых в городскую среду от автотранспортом, в настоящее время составляет 50 % и эта доля растет, т.к. количество автотранспорта увеличивается, а мероприятия по увеличению пропускной способности наших улиц, строительству каких-либо дорожных развязок не выполняются. Мало того, состояние дорог таково, что торможение для объезда какого-либо дорожного препятствия увеличивает во много раз уровень выбросов отработавших газов.

К тому же, при проведении ежегодного технического осмотра сотрудники ГИБДД перестали требовать от владельцев автотранспорта соблюдения норм токсичности и дымности отработавших газов - это при резком ухудшении экологической обстановки в городе. В результате загрязнения окружающей среды от выбросов автотранспорта страдают растительный и животный мир. Понижается урожайность садово-ягодных культур на дачных участках, расположенных у магистралей, лесному хозяйству наносится значительный ущерб, из-за отмирания целых участков лесонасаждений, придорожных полос, что мы и наблюдаем в районе объездной дороги. экологическая природная среда радиационное

Как видно, отрицательное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду может быть значительным и многообразным. Учитывать этот фактор необходимо на всех уровнях, начиная от проектирования автомобиля и кончая обучением водителей рациональным приемам вождения. Меры по оздоровлению экологической обстановки принимаются и в нашем городе, имеется в виду ежегодно проводимая Читинским городским комитетом по охране окружающей среды операция "Чистый воздух", в рамках которой проводится проверка деятельности предприятий и организаций, имеющих автотранспорт по снижению выбросов, выявляется транспорт с превышением норм токсичности и дымности в отработавших газах. В 2003 г. было проверено более 40 автопредприятий, более 1000 автомобилей, выявлено 126 единиц автотранспорта, работающих с превышением норм токсичности и дымности. Это только малая часть того, что удалось выявить инспекторами Читинского городского комитета по охране окружающей среды. К нарушителям природоохранного законодательства применены меры административного воздействия. Также в г. Чите делается попытка перевода автотранспорта с бензина на газ, в городе действуют две газозаправочные станции. Это только робкий шаг в направлении применения альтернативного вида топлива в нашей области. Наши соседи по региону, Иркутская область, давно и успешно внедряют газовое топливо для заправки автотранспорта.