ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Память.
Методика обследования.
1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.
2. Д/упр. «Посмотри и запомни!» Фигуры разложены в определенном порядке, ребенок запоминает, закрывает глаза, положение фигур меняется. Затем ребенок открывает глаза, и называет изменения. Точно также можно с цифровым рядом. (Кратковременная память)
3. Хорошо ли ребенок запоминает стихи, загадки, в стихах. (Долговременная память)
Материал для обследования: фигуры разного цвета, формы, величины; цифры.
2. Количество и счет.
Методика обследования.
1. Выявить умение считать в пределах 5 в прямом порядке, в обратном порядке.
2. Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4. Как можно проверить?
3. Отсчитай столько матрешек, сколько у меня кругов? Квадратов?
Материал для обследования: круги, квадраты, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.
3. Порядковый счет.
Методика обследования.
1.Выявить умение использования порядкового счета в пределах 5.
2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Винни-Пух?»
3. Д/упр. «Какая цифра стоит на третьем месте в числовом ряду?..»
Материал для обследования: набор цифр, карточка к заданию «Винни-Пух».
4. Величина.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Найди самую длинную (короткую) полоску, широкий (узкий) шарф, высокое (низкое) дерево, большой (маленький) гриб».
2. Покажи на рисунке: самый широкий шарф, самый узкий; покажи яблоко, которое белочка сможет занести в дупло.
Материал для обследования: полоски разной длины (4-5), полоски разной ширины (4-5), изображение дерева (выс. – низ.), карандаши разной толщины, картинки ко второму заданию.
5. Геометрические фигуры.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Отбери: все квадраты, треугольники, круги, овалы, прямоугольники».
2. Сколько сторон, углов у квадрата, треугольника, круга...?
3. Работа со счетными палочками: построй квадрат (сколько палочек нужно взять для построения?), построй треугольник, круг. (Можно с группой)
Материал для обследования: набор из геометрических фигур, счетные палочки.
6. Формы.
Методика обследования.
1.Наиди в группе и назови предметы круглой формы (квадратной, треугольной…)
2. Вспомни и назови предметы данной формы из домашней обстановки.
Материал для обследования: геометрические фигуры.
7. Ориентировка во времени.
Методика обследования.
1. Д/игра. «Что сначала, что потом». (Ребенку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени).
2. Беседа «Вчера, сегодня, завтра». (На примере НОД в детском саду).
3. Д/ упр. «Покажи по картинке»: «Что раньше? Что потом?»
Материал для обследования: картинки на части суток с природными явлениями и деятельностью людей, картинка к заданию «Что раньше?»
8. Ориентировка в пространстве.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Что где? (Ребенку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).
2. Д/упр. «Пойдешь – найдешь» (ребенку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: «Сделай два шага вперед, повернись налево, сделай три шага вперед, повернись направо. Что ты нашел?)
3. Правильное использование предлогов «над», «под»; слева, справа.
Материал для обследования: игрушка, картинка к заданию №3.
9. Знание цифрового материала.
Методика обследования.
1. Д/упр. «Расставь цифры на свои места» (ребенок должен цифры от 1 до 5 расставить в ряд).
2. Соответствие количества предметов и цифры. Предложите ребенку к каждой карточке с определенным количеством предметов подобрать нужную цифру.
3. Предложить ребенку достать из мешочка нужное количество игрушек, соответствующее указанной цифре.
Материал для обследования: цифры от 1 до 5, карточки с разным количеством рисунков, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.
10. Ориентировка на листе бумаги.
Методика обследования.
1. «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную фигуру на листе бумаги слева, справа, вверху, внизу, в середине. (Можно с группой)
Материал для обследования: чистые листы бумаги, простые карандаши.
11. Логическое мышление.
Методика обследования.
1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.
2. Задание на логическое мышление: «Найди лишнюю фигуру». Объясни, почему она лишняя.
3. «Дорисуй!» (Можно с группой)
Материал для обследования: карточки к заданию №2, листы к заданию «Дорисуй!», простые карандаши.
Задание 4. Составьте педагогические рекомендации воспитателям для работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
-
Необходимо поддерживать у ребенка уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка. -
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т. к. данная категория детей с трудом переключается с предыдущей деятельности. -
Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. -
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.
Задания по теме 6.2. Технологии формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ
Цель: закрепление знаний о технологиях формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 5. Составьте педагогические рекомендации воспитателям для работы с детьми с ОВЗ на занятиях по формированию математических представлений.
-
Необходимо поддерживать у ребенка уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка, для этих детей необходима специальная коррекционная работа с учётом их умственных и психофизических возможностей. -
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т. к. данная категория детей с трудом переключается с предыдущей деятельности. -
Важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения. -
Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. -
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.
Задание 6. Разработайте фрагмент группового занятия по обучению решению задач с индивидуальными заданиями для детей с ОВЗ.
Цель: Обучение решению задач
Задачи:
1. Научить детей решению простейших математических задач.
2. Решение задач в пределах чисел от 1 до 5.
3. Научить ставить вопросы и находить решение задач.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Способствовать развитию памяти, внимания.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формировать психологический контакт, взаимопонимание и сотрудничество, усидчивость, трудолюбие.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Ход занятия
1. Организационный момент. -Здравствуйте, ребята! К нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь. Они пришли не с пустыми руками, и приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны найти правильные ответы.
2. Актуализация ранее полученных знаний:
Воспитатель: Посмотрите, что принесли нам Маша и Медведь. Воспитатель выкладывает на столе карточки с цифрами. Давайте вспомним, как называются эти цифры. Дети поочередно называет цифры. Молодцы, а теперь поиграем!
3. Игра «Вспоминай-ка» (тренировка зрительной памяти и произвольного внимания):
Воспитатель: С первым заданием вы справились, молодцы! Теперь внимательно посмотрите и найдите цифру 1, далее 2, ….. 5 Молодцы. Теперь давайте разложим эти цифры по порядку и проверим, правильно ли у вас получилось! (Воспитатель вместе с детьми находит ошибки. Игра повторяется несколько раз.
4. «Решение задач»
1. Задача на нахождение суммы:
Маша и Медведь ходили на рыбалку. Медведь поймал 3 рыбки, а Маша – 1. Сколько всего рыб поймали мальчики вместе? (показать наглядно на предметах количество пойманных рыбок).
Решение: 3+1=4
Ответ: вместе Маша и Медведь поймали 4 рыбки.
2. Задача на нахождение остатка:
В вазе было 3 яблока. Маша съела 1 яблоко.
Сколько яблок осталось в вазе? (также наглядно показывать количество предметов с показанием цифр данной задачи)
Решение: 3–1=2
Ответ: в вазе осталось 2 яблока.
5. Пальчиковая игра «Котята» (развитие мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики).
Воспитатель: Давайте теперь разомнем наши пальчики! Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).
6. Заключительный этап
Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали, какие задачи решали?
Какое задание было самым трудным?
Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии.
Они обязательно еще придут к вам в гости.
А я жду Вас на следующем уроке. До свидания!
Задания по теме 6.3. Сотрудничество дошкольного учреждения с родителями по вопросам математического развития детей
Цель: закрепление знаний о сотрудничестве дошкольного учреждения с родителями по вопросам математического развития детей, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 7. Разработайте содержание одной из форм работы с родителями по математическому развитию детей (форма работы по выбору обучающегося).
Консультация для родителей «Как научить ребенка считать?»
Математическое развитие ребенка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьми.
Очень важно, научить ребенка логически мыслить. Для этого можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. И чем младше ребенок, тем больше игр должно присутствовать в его жизни, начиная с пробуждения, одевания, умывания, за столом и на прогулке, т.к. именно через игру ребенок обучается.
Уже с утра, как только ребенок проснется, можно начинать с ним заниматься: «Одна ручка, вторая, одна ножка, вторая. Правая ручка, левая, правая ножка, левая. А тапочки ждут наши ножки. Сколько тапочек? Два. Почему? Потому что две ножки. Сколько ножек, столько и тапочек».
Водные процедуры тоже сопровождаются игрой. «Левый глазик, правый глазик, зубки чистим какой рукой? Сколько зубных щеток? Почему? Столько же, сколько человек в семье».
За завтраком, обедом или ужином спросите ребенка: «Сколько тарелочек, ложечек, чашек?», «Всем ли хватит?». Попросите ребенка раздать всем поровну фрукты, конфеты.
Занятия с детьми желательно проводить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, конструирования и др.). Таким образом, у ребенка формируются знания о том, что окружающий мир состоит из множества звуков, движений, предметов, и они отличаются по своей природе, в том числе по количеству, форме, размеру, расположением в пространстве.
Для занятий с детьми дома можно использовать: мелкие предметы и игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы); а также фрукты, овощи, любые предметы домашнего обихода.
В математике важным является количество предметов. Операции с числами сначала не совсем понятны ребенку. Но он понимает, что игрушки, фрукты, различные предметы можно сосчитать. Вы можете учить дошкольника счету на конкретных предметах. При этом учить считать можно «между делом».