ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1373
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ
Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ
Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД
Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ
Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН
Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ
Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ
Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ
Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ
Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
а) Рабочие в угледобывающей промышленности повысили свой доход и результате роста зарплаты. Следовательно, рабочие всех остальных отраслей выиграют, если и их зарплата увеличится.
б) Рост цен на бензин в России сопровождался расширением объема его продаж. Таким образом, очевидно, что увеличение спроса на бензин вызвано повышением его продажной цены.
в) После распада СССР структурный кризис в СНГ стал углубляться. Следовательно, его развитие вызвано политическими причинами.
г) Совокупный спрос повысился после роста доходов в обществе. Следовательно, динамика дохода определяет изменение потребительского спроса.
ТЕСТЫ
Найдите единственно верный ответ.
1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики?
а) Эффективное использование ресурсов. '
б) Неограниченные производственные ресурсы.
в) Максимальное удовлетворение потребностей.
г) Материальные и духовные потребности.
д) Редкость блага.
2. В каком из перечисленных случаев изучение теоретической экономики не имеет практического значения?
а) Каждый человек испытывает влияние экономики и сам воздействует на нее.
б) Каждый человек зарабатывает деньги, используя свои знания и опыт в тех или иных сферах деятельности. Теоретическая экономика учит студентов «умению жить».
в) Каждый человек сталкивается с политическими проблемами, многие из которых связаны с экономикой.
г) Каждый, кто разбирается в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы.
3. Чем ниже цена товара, тем больше объем спроса на него. Это одно из принципиальных положений теоретической экономики. Можно ли только на этом основании сделать следующие выводы:
а) Если цена на норковые манто упадет, объем их продаж увеличится.
б) Если цена на норковые манто упадет, то Вы купите не одно, а два манто.
в) Если цены на, норковые манто упадут, а все остальные факторы спроса и его динамики не изменятся, возможно, этих манто будет куплено больше, чем раньше, когда они стоили дороже.
г) Если в этом месяце было продано больше норковых манто, чем в прошлом, то значит цены на них были снижены. v
4. Экономическая модель не является:
а) Идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать.
б) Инструментом для экономических прогнозов.
в) Комплексом экономических принципов.
г) Объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.
5. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:
а) Описательным.
б) Гипотетическим.
в) Дедуктивным.
г) Индуктивным.
6. Какая из перечисленных экономических целей имеет точное количественное измерение:
а) Экономическая гарантия.
б) Полная занятость:
в) Экономическая свобода.
г) Справедливое распределение дохода.
7. Если утверждается, что две экономические цели взаимоисключают друг друга, то это означает:
а) Невозможность одновременного достижения обеих целей.
б) Отрицание их в качестве целей, которые должны быть реализованы в России.
в) Что реализация одной рассматривается, как результат достижения другой.
г) Что эти цели имеют количественное выражение.
8. Что из перечисленного изучает микроэкономика?
а) Производство в масштабе всей экономики.
б) Численность занятых в хозяйстве.
в) Общий уровень цен.
г) Производство сахара и динамику его цены.
9. Государство увеличило расходы на закупку строительного оборудования, а вслед за этим цены на него упали. Вывод о том, что первое – причина второЛ), пример:
а) Логически ошибочного построения «post hoc, ergo propter hoc».
б) Ложного соединения.
в) Нечеткой терминологии.
г) Неправильного использования определений.
10. Если экономический рост /способствует справедливому распределению дохода, то эти две макроэкономические цели:
а) Логически связаны друг с другом.
б) Противоречат друг другу.
в) Дополняют друг друга.
г) Взаимоисключают друг друга.
11. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:
а) Микроэкономический.
б) Макроэкономический.
в) Позитивный.
г) Нормативный.
12. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?
а) Достижение полной занятости.
б) Поддержание экономического роста.
в) Экономическая безопасность.
г) Экономическая эффективность.
13. Позитивная экономическая теория изучает:
а) «Что есть».
б) Что должно быть.
в) Положительные тенденции в экономическом развитии.
г) Оценочные суждения.
14. Экономическая теория:
а) Пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствования.
б) Пригодна для изучения всех экономических систем.
в) Не может быть полезной при изучении экономических отношений, свойственных социализму.
г) Все предыдущие ответы неверны.
15. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:
а) Микроэкономики.
б) Макроэкономики.
в) Менеджмента.
г) Международных финансов.
16. Временами в обществе растет неприязнь к экономистам, им приписываются все сложности и провалы в экономике. Это объясняется тем, что:
а) Их теории и анализ чрезмерно усложнены.
б) Они руководствуются в первую очередь своими профессиональными интересами.
в) Они не обращают внимания на политические издержки своих рекомендаций, разрушая достигнутый ранее консенсус различных политических сил.
г) Все предыдущие ответы верны.
17. Использование допущений в экономическом анализе:
а) Изменяет внутреннюю логику теории или модели.
б) Облегчает решение проблемы.
в) Делает модель более реалистичной.
г) Увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.
18. Экономическая теория:
а) Занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем.
б) Содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами.
в) Не является наукой.
г) Не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики.
ВЕРНО/НЕВЕРНО
Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:
1. Чтобы теория имела практическое применение, она должна подтверждаться в каждом конкретном случае.
2. Основная цель изучения теоретической экономики состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.
3. Если экономисты одинаково трактуют основные принципы экономики, то они обязательно единодушны и в своих политических оценках.
4. Экономика не является точной наукой, но она может использовать статистические методы анализа для исследования многих конкретных проблем.
5. Студенты, хорошо изучившие основные положения теоретической науки, всегда преуспевают в бизнесе; в отличие от тех, кто не освоил эту дисциплину.
6. Прогноз конъюнктуры рынка ценных бумаг, осуществленный на основе анализа связи между солнечной активностью и расположением небесных светил, с одной стороны, и движением курса ценных бумаг – с другой, рискован из-за своей логической уязвимости.
7. Экономика, не являясь точной наукой не может использовать научные методы анализа.
8. Тот, кто использует эмоциональные доводы в экономической дискуссии, совершает логическую ошибку, которая выражается в перенесении частного на целое.
9. Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других.
10. По сравнению с естественными науками, экономика более связана с практической деятельностью и в меньшей степени опирается на фундаментальную теоретическую основу.
11. Человек, утверждающий, что экономическая рецессия связана с появлением пятен на солнце, совершает логическую ошибку «после этого, следовательно, по причине этого».
12. Нормативная экономика ориентирована на анализ вопроса, «что должно быть», а не на констатацию, «что есть».
13. В отличие от экономической теории, выводы, основанные на здравом смысле, подтверждены практикой.
14. Роль теоретической экономики значительна, в частности, и потому, что она доказывает правомерность тезиса: «что правильно для конкретных людей, правильно и для всего общества».
15. Макроэкономический анализ изучает такие понятия как национальный доход, уровень цен и занятости, совокупный спрос и совокупное предложение.
16. Без знания высшей математики теоретическую экономику изучать невозможно.
17. Если гипотеза подтверждена практикой (эмпирически), то используемые в ней теоретические посылки всегда верны.
18. Если практика свидетельствует о неверности заключения, вытекающего из экономического анализа, то обоснованность теоретического подхода, используемого в нем, также подвергается сомнению.
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
Основные термины и понятия
1. з; 2. н; 3. ж; 4. а; 5. б; 6. к; 7. е; 8. в; 9. о; 10. д; 11. г; 12. м; 13. л; 14. й.
Упражнения
1. в) Все данные определения предмета теоретической экономики связаны между собой, т. к. характеризуют проблематику теоретической экономики. Определение «в» раскрывает наиболее полно (и поэтому точно) его содержание.
2. а) Макроэкономику.
б) ^Макроэкономику.
в) Микроэкономику.
г) Макроэкономику.
3. а) Да. Ч = Ц.
б) Да. П = П.
в) Да. П = П.
г) Да. РУ.
Тесты
1. б; 2. б; 3. в; 4. а; 5. г; 6. б; 7. а; 8. г; 9. а; 10. в; 11. б; 12. г; 13. а; 14. б; 15. б; 16. в; 17. б; 18. г.
Верно/Неверно
1. Н; 2. Н; 3. Н; 4. В; 5. Н; 6. В; 7. Н; 8. Н; 9. В; 10. Н; 11. В; 12. В; 13. В; 14. Н; 15. В; 16. Н; 17. Н; 18. В.