Файл: Теоритичекий анализ научнометодической литературы по проблеме исследования.pdf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24
Таким образом, ряд определений и трактовок понятия «PR» (public relations) интерпретируют данную область как: науку, искусство, систему коммуникаций, функцию менеджмента, что, безусловно, говорит о
«многоликости» самого понятия, а также о его сложной и неоднозначной структуре.
В общем каждый ученый, естественно, в зависимости от характера поставленной цели и списка задач, может определить какая из интерпретаций ему ближе.
В свете рассматриваемой нами темы мы склонны интерпретировать PR как стратегическую функцию менеджмента.
Сделав обобщение выше приведенных определений, предлагаем следующее определение: «Связи с общественностью - наука, искусство и коммуникативная деятельность, направленная на создание и поддержание благоприятных отношений между субъектом PR и его общественностью на основе достоверной информации».
В каждой сфере PR-продвижение имеет свои особенности, которые вытекают из особенностей продвигаемого продукта. И спортивная индустрия в данном случае не стала исключением.
В общем виде можно выделить следующие особенности PR в спорте, представленные на рис.5.
25
Рисунок 5. Особенности PR в спорте
Рассмотрим выделенные особенности более подробно:
1. Государственная поддержка PR. Спорт поддерживается государством, поскольку оно признает его социальную значимость. PR в спорте часто инициируется и финансируется самим государством.
2. Взаимо-PR. С целью используют имя спортсмена, его известность в коммерческих целях, превратить его в бренд, коммерческие структуры обеспечивают его экипировкой, организуют мероприятия с его участием.
3. Неотделимость объектов продвижения друг от друга: взаимосвязь имиджа объектов продвижения: PR отдельного участника спортклуба воздействует на престижность всей организации. Известность и востребованность спортсмена влияет на интерес к команде, в которую он входит; состязание успешных популярных команд привлечет посетителей на мероприятие.
О
собе нн ости
P
R в спорт е
Государственная поддержка PR
Взаимо -PR
Неотделимость объектов продвижения друг от друга
Разнообразие объектов продвижения
Узкая направленность воздействия на ЦА
Заказчик и PR- третьи лица
26 4.Разнообразие объектов продвижения: это и спортсмены, и команды
(клубы), и организации, и мероприятия (соревнования).
5. Узкая направленность воздействия на целевую аудиторию,
«точечность». Несмотря на то, что интерес к крупным соревнованиям проявляют не только поклонники той или иной спортивной дисциплины, настоящих болельщиков отличает именно постоянное внимание к событиям.
Поэтому значительный объем рекламы сосредоточен в специализированных
СМИ и соответствующих клубах.
6. Заказчиками PR-акций зачастую выступают не сами объекты, а третьи лица. Инициатором PR часто являются коммерческие структуры (в том числе спортивные клубы), выступающие спонсорами атлетов и мероприятий с целью использовать их имена, репутацию в своих интересах.
При всем многообразии типов объектов
PR-деятельности
(соревнования, команды, спортсмены, клубы, организации, федерации) существует несколько общих условий продвижения, которые можно сгруппировать в следующие категории:
имиджевая: создание положительного образа клуба, команды или спортсмена, поддержание репутации;
социальная: популяризация физкультуры и спорта;
экономическая: увеличение объема продаж билетов на спортивные мероприятия.
Ключевым понятием в PR является «общественность». Под нею в спортивном PR понимаются любые группы людей, имеющие какое бы то ни было отношение к деятельности спортивной организации.
Рассмотрим подробнее круг лиц, составляющих общественность спортивной организации (рис.6).
27
Рисунок 6. Группы общественности спортивной̆ организации
Каждую группу объединяет общий̆ интерес по конкретному вопросу.
Сегодня PR предлагает разнообразные инструменты продвижения и построения отношений с общественностью. Далее разберем более подробно, какие инструменты PR используются в индустрии спорта (рис.7).
Внешняя общественность
СМИ
Государство
Спорткомитеты
Потребители
(зрители)
Спонсоры, рекламодатели
Партнеры
Внутренняя общетвенность
Тренера
Спортсмены
Менеджеры
Акционеры
28
Рисунок 7. Основные инструменты PR-деятельности в спорте
Рассмотрим представленные выше инструменты:
1. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий - наиболее часто используемый̆ способ для создания и поддержания положительного имиджа.
Проведение праздничных концертов с привлечением медийных личностей, артистов театра и кино, организация массовых гуляний позволяют быстро и эффективно повысить рейтинг компании, достичь высокой степени узнаваемости организации одновременно в разных целевых аудиториях.
2.
PR-специалистами в спорте большее внимание уделяют взаимодействию и общению со СМИ, так как без них крайне затруднительно привлечь болельщиков на место проведения соревнований. Спортивная организация может и должна сотрудничать со СМИ, которые читают (смотрят, слушают) ее целевые группы.
3. Личные контакты со специалистами, играющими ведущую роль.
Личностные коммуникации зачастую без труда перерастают в личные
Инст р
ументы
PR
в спо рт е
культурно- массовые работа со СМИ
личные контакты спонсортсво
29 продажи. Следуя за информированием и побуждением, закономерно следуют приглашения к совершению покупки, если субъект коммуникации со стороны продуцента услуг имеет полномочия сделать это.
Кроме того, огромную роль в популяризации спортивной организации имеют социальные акции. Цель социальных акций - комплексно решить проблему по сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать спорт и прививать навыки здорового образа жизни, формировать предпосылки спортивного лидерства у подрастающего поколения.
Одним из типов работ по связям с общественностью в спорте выступает организация специальных мероприятий. Специальные PR-мероприятия являют собой̆ большую группу PR-акций, которые активно используются в случаях, когда нет достаточно основательных новостных поводов, способных заинтересовать СМИ и обеспечить поток позитивных журналистских материалов.
В области физической̆ культуры и спорта это могут быть: марш-бросок ветеранов спорта, высаживание деревьев, встречи с авторами, журналистами, пишущими о спорте, события-сенсации, связанные с победами или поражениями чемпионов, номинации «Лучший̆ спортсмен», «Лучший̆ тренер», шоу-акции - телемосты, спортивные или исследовательские экспедиции, ориентированные на рекорд. Важно четко определить цель подобного события, согласовать её со всеми заинтересованными сторонами и довести до сведения всех участников подготовки мероприятия.
Теперь перейдем к рассмотрению особенностей национальной̆ специфики спортивного PR.
За границей, где спортивный̆ бизнес занимает более высокий уровень, использование клубами и спортсменами услуг специалистов в области связей̆ с общественностью является жизненной необходимостью для каждого участника спортивного рынка. PR-консультантов приглашают как для работы над персональным имиджем спортсмена, так и для создания бренда и имиджа
30 клуба. В нашей стране связи с общественностью в спорте активно развиваются, однако пока находятся на невысоком уровне.
Существует ряд причин, объясняющих данное положение российского спортивного PR:
1.
Отсутствие профессиональных кадров.
Наиболее близкое к Москве место, где проводят обучение по данной специальности, это Лондон, а качественных отечественных материалов по этой тематике вообще не существует на данный момент. Согласно позиции сотрудников комитета по физической̆ культуре и спорту в Санкт-Петербурге, связями с общественностью в индустрии спорта зачастую управляют те, кто еще вчера продвигал нефтяные компании или сети гипермаркетов. Проблема заключается в том, что теоретических знаний и профессионального опыта, но в иной сфере, может оказаться недостаточно. Для работы в спортивном PR, необходимо хорошо и досконально его знать.
2.
Недостаточный̆ интерес к спортивному PR со стороны профессионального сообщества.
Общение с коллегами показало, что под «PR в области спорта» они имеют ввиду нишу корпоративных спортивных мероприятий или крупнейшие проекты, подобные Олимпийским играм. Ряд профильных агентств специально указывает, что они занимаются спортивным маркетингом и работой̆ со спонсорами, но не спортивным PR. Многие коллеги из агентств общей̆ практики замечают, что ни разу не вели клиентов, у которых проект был связан со спортивной отраслью.
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что выбор PR – инструментов в спортивной сфере не велик. Наиболее часто используют такие PR – инструменты как: организация и проведение культурно
– массовых мероприятий; спонсорство; сотрудничество со СМИ; личные контакты со специалистами, которые играют ведущую роль.
По итогам проведенного нами анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день рынок услуг спортивной сферы характеризуется
31 достаточно значительным весом и эффективностью пропаганды и мероприятий PR.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИМИДЖА БАДМИНТОННОГО КЛУБА
«KHIMKI BADMINTON CLUB»
2.1 История становления и современное состояние бадминтонного
клуба «Khimki Badminton Club».
Начнем с общей характеристики бадминтона и его имиджа в целом.
Бадминтон это ациклический, сложно-координационный вид спорта.
В соревновательных условиях у бадминтониста начинается утомление, на фоне которого спортсмену необходимо молниеносно разрешать сложные технико-тактические задачи. Выдержать подобную напряженную работу способен хорошо тренированный спортсмен.
Игра в стремительном темпе предъявляет и много других требований, не выполняя которые невозможно добиться успеха в современном бадминтоне: своевременное переключение на разные режимы работы, проявление лучших качеств в напряженных игровых ситуациях и так далее. Все перечисленные особенности и детерминируют структуру физических качеств, которые необходимы бадминтонисту (особенно выделяют такие качества как быстрота и гибкость, отличная координация движений, выносливость).
Бадминтон распространен во всем мире. По данным статистики
Международной федерации бадминтона с 2006 г. этим видом спорта занимается каждый пятидесятый житель земли. Имеются в виду те, которые посещают школы, клубы, секции, выступают в соревнованиях. Однако очень многие берут в руки ракетку с воланом просто так – в часы отдыха.
Наибольшая популярность игры - на Востоке: Китай, Корея, Индонезия,
Япония, Малайзия. Например, в Индонезии несколько тысяч бадминтонных клубов, вид спорта включен как учебный предмет в программу общеобразовательной школы.
32
Выделим ключевые факты и события в истории развития бадминтона в нашей стране.
Датой становления бадминтона в СССР можно 1957 год, когда на
Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве представители нашей страны впервые встретились с зарубежными бадминтонистами.
Первый личный чемпионат города Москвы провели в 1959. В 1962 были проведены соревнования между рядом союзных республик СССР и создана федерация бадминтона СССР. В 1974 году Советский Союз вступает в
Международную федерацию бадминтона.
1977 год ознаменовался для нашей страны проведением официального международного турнира на Кубок Швейцарии, который завершился победой команды СССР.
Согласно официальным данным, в 1990 году в СССР насчитывалось порядка 100 тысяч игроков.
На циональная Федерация бадминтона России (НФБР), президентом которой был назначен Антонов А.М. была создана в 1998 году.
В 2005 году данная федерация была аккредитована Федеральным агентством по физической культуре и спорту.
НФБР стала главной организацией, развивающей и пропагандирующей бадминтон в России.
Наши спортсмены показывают хорошие результаты и завоевывают высшие награды. Так, в 2012 году женская команда завоевала третье место, а в
2018 году в Казани состоялся командный чемпионат Европы по бадминтону, на котором наши бадминтонистки заняли третье место.
Но это не изменяет положение: бадминтон в России очень слабо развит.
Общее количество тех, кто занимается бадминтоном крайне мало.
Молодежь сейчас активно ходит в спортивные секции, наблюдает за спортивными достижениями страны. Но среди наиболее популярных видов спорта бадминтон не значится, что подтверждает тот факт, что бадминтон в
России является больше экзотическим видом спорта, о котором нечасто
33 услышишь по телевидению и/или прочтешь в прессе, а также не увидишь трансляций бадминтонных турниров.
Проведя анализ литературы по вопросу имиджа бадминтона в целом, можно заключить, что он является скорее негативным. Данный вывод основывается на следующих положениях:
Общее количество занимающихся бадминтоном крайне невелико;
Недостаточное количество специализированных залов для занятий бадминтоном;
На профессиональном уровне бадминтоном зачастую занимаются люди, не прошедшие в другие виды спорта (согласно заявлению главного тренера нашей бадминтонной сборной
Н.С.
Пешехонова);
Отсутствие на спортивных сайтах ссылки «бадминтон»;
Отсутствие широкого освещения результатов и спортивных достижений наших бадминтонистов в прессе, на телевидении, в
Интернете.
Таким образом, к сожалению, бадминтон – не популярный спорт в нашей стране.
Для исправления сложившейся ситуации в 2009 году был создан Клуб бадминтона в Москве «Khimki Badminton Club». Ниже представлен логотип клуба (рис.8).
34
Рисунок 8. Логотип бадминтонного клуба «Khimki Badminton
Club»
Было принято англоязычное название, так как игроки клуба принимают участие и в международных соревнованиях. Миссия клуба заключается в популяризации бадминтона в столице и в стране в целом, как одного из самых демократичных, полезных и доступных видов спорта.
Клуб представляет собой спортивное объединение, которое охватывает профессиональных тренеров ДЮСШ ЦСКА и Химок, молодых спортсменов и взрослых любителей бадминтона. Данное объединение дает возможность успешно разрешать общие задачи организации тренировочного процесса как спортсменов-профессионалов, так и любителей, обеспечивает экипировку и организацию мероприятий. За период существования клуб привлек к игре в бадминтон свыше 700 человек.
В 2010 году запустили первую версию сайта www.xbadm.ru. В начале там размещали только информацию о залах и тренировках. Позже сайт развивался вместе с развитием клуба и стал основным местом для как для спортсменов, так и для любителей бадминтона на севере Москвы.
Основными сферами деятельности клуба являются:
Проводить профессиональные обучающие тренировки для любителей бадминтона;
тренировать спортсменов для молодежной сборной команды по возрастам;
формировать команду профессионалов, которая способна решить задачи как на внутренних, так и на международных турнирах;
организовывать и проводить любительские и профессиональные соревнования по бадминтону;
проводить спортивные сборы и международные выезды;
обеспечить для спортсменов качественную спортивную экипировку;