Файл: Дипломная работа бюджетные источники финансирования поддержки материнства и детства в России практикоправовой аспект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2 Значение бюджетного финансирования в поддержке материнства и детства

Демографическая политика является важным элементом экономической политики государства, так как она во многом ответственна за формирование и обеспечение экономики трудовыми ресурсами. Одной из основных проблем современной России является низкая рождаемость, это означает, что в долгосрочной перспективе экономика не сможет быть обеспечена трудовыми ресурсами в необходимом масштабе. Как показал проведенный анализ, в большинстве европейских стран, столкнувшихся с проблемами старения населения и снижения рождаемости, демографической политике в целом и поддержке материнства уделяется значительное внимание, что позволило в таких странах, как Франция, Швеция, Норвегия и др. в целом преодолеть негативные тенденции в этой области.

Ключевым элементом демографической политики, требующим совершенствования и развития в современных экономических и социальных условиях в Российской Федерации, является система финансовой поддержки материнства и детства. Это обусловлено тем, что два других ее ключевых элемента (снижение смертности и эффективная миграционная политика) дают временный результат, который в случае, если рождаемость не будет повышаться, может привести к негативным последствиям, так как в структуре населения будет увеличиваться доля граждан пенсионного возраста, поэтому бюджетное финансирование является одним из главных источников финансирования мер поддержки материнства и детства в России. Государственные программы, направленные на поддержку семей с детьми, осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального, регионального и местных бюджетов.

В работах, таких ученых как В.А. Гуртов, Ю.А. Крохина, С.В. Сигова и другие, бюджетное финансирование определяется как «безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности»7.

Бюджетное финансирование - предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов
, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.

Бюджетное финансирование позволяет государству обеспечивать социальную защиту и поддержку семей с детьми, в том числе многодетных, матерей-одиночек и других категорий граждан, связанных с рождением и воспитанием детей. Благодаря бюджетному финансированию реализуются меры по оказанию материальной помощи, предоставлению жилья, организации детских садов и школ, проведению медицинских осмотров и лечению, а также другие формы поддержки.

Значение бюджетного финансирования в поддержке материнства и детства заключается в том, что оно позволяет обеспечить социальную защиту и поддержку семей с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Также бюджетное финансирование способствует увеличению рождаемости и сохранению здоровья младенцев, что является важным фактором в развитии общества.

Таким образом, бюджетное финансирование играет важную роль в поддержке материнства и детства в России и направлено на решение актуальных проблем, связанных с рождением и воспитанием детей. Однако необходимо проводить анализ эффективности использования бюджетных средств на поддержку материнства и детства и оптимизировать механизмы их использования.

1.3 Правовые основы бюджетного финансирования поддержки материнства и детства

Исходя из вышеизложенного, в современных условиях одной из важнейших задач государства является обеспечение социальной защиты населения, а особенно – защиты материнства и детства. Принимаемые нормативные правовые акты обязывают государство предоставлять социальную поддержку, в том числе и матерям и детям. Одним из основных инструментов такой поддержки является бюджетное финансирование, направленное на оказание материальной помощи и социальных услуг указанной категории граждан. Эти документы устанавливают правовые основы и принципы финансирования, а также цели и задачи, которые стоят перед государством в сфере социальной поддержки материнства и детства. Они определяют меры поддержки, которые предусмотрены для женщин в период беременности, родов и воспитания детей, а также гарантируют право на социальное обеспечение детей, нуждающихся в дополнительной помощи.

Главной целью государственной поддержки материнства и детства является обеспечение оптимальных условий для роста и развития детей, а также создание условий для появления и воспитания здорового населения. Конкретные меры, которые применяются для достижения этой цели, включают:



- выделение бюджетных средств на разработку и реализацию программ по поддержке материнства и детства;

- установление доходных лимитов для матерей, которые могут получать денежные пособия на рождение ребенка, оплату лечения и др.;

- субсидирование питания детей в детских садах, школах и университетах;

- выделение средств на организацию кружков и секций для детей;

- медицинская помощь для крупных семей и родителей одиночек.

Одной из научных статей, которая подчеркивает важность бюджетного финансирования поддержки материнства и детства, является работа Афанасьевой Л., Бирюковой Л. и других ученых “Анализ и оценка системы бюджетного финансирования мер социальной поддержки материнства и детства в современных российских условиях”. В данной статье авторы поднимают тему государственной поддержки в формировании гендерного равенства, а также акцентируют внимание на том, что бюджетное финансирование мер поддержки влияет на поддержание рождаемости и снижение детской смертности8.

Также, Жеботарева Н.О. и Иерусалимова Н.С считают, что, чем лучше меры поддержки материнства и детства, тем лучше уровень социального развития и тем ниже уровень бедности в России. Таким образом, рассматривая эффективность государственной поддержки материнства и детства, они утверждают, что именно роль поддержки материнства и детства является ключевым элементом социальной политики9. Помимо этого, ученый Шевченко О.А. отметил, что благодаря бюджетному финансированию мер поддержки материнства и детства улучшается здоровье населения, растет рождаемость и улучшается демографическая ситуация в целом10.

В настоящее время государство в целях поддержки материнства и детства проводит бюджетное финансирование, возможности которого определяются нормативно-правовыми актами и программами на различных уровнях. В данном тексте будет рассмотрен основополагающий закон, который регулирует бюджетное финансирование поддержки материнства и детства - это Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ №44).

Федеральный закон № 44 регулирует всю процедуру закупок, проводимых любыми государственными органами на всех уровнях. Положения закона касаются не только материнства и детства, но и общих положений по бюджетному финансированию. В соответствии с законом органам государственной власти предоставляется полное право на организацию закупок, включающих в том числе и оказание услуг по оздоровлению детей, в т.ч. с ограниченными возможностями. Также закупки должны соответствовать требованиям эффективности и экономической целесообразности. Данный нормативный акт указывает на обязательность размещения информации о государственных закупках на официальном сайте "Государственные закупки". В этом законе также определены требования к персоналу, занимающемуся проведением государственных закупок.


Кроме того, существуют программы на различных уровнях, которые предусматривают бюджетное финансирование поддержки материнства и детства. Например, на федеральном уровне до 2027 года действует государственная программа "Десятилетия детства", которая действует в области защиты детства. Согласно распоряжению Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р “Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.” государство ставит перед собой следующие задачи по реализации данной программы:

  • создание условий для увеличения рождаемости в Российской Федерации;

  • профилактика заболеваемости и инвалидности среди детей и подростков;

  • обеспечение условий для развития комплексной реабилитации детей, в том числе детей-инвалидов;

  • повышение качества оказываемой квалифицированной медицинской помощи;

  • повышение уровня оснащения современным оборудованием и лекарственными препаратами образовательных и медицинских организаций;

  • формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья семьи как базовой ценности, в том числе просвещение родителей (законных представителей);

  • совершенствование системы питания обучающихся в образовательных организациях. 11

На муниципальном и региональном уровнях также существуют соответствующие программы. Например, в Санкт-Петербурге действует государственная программа Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге". В соответствии с постановлением Правительства Петербурга от 23 июня 2014 года № 497 “О государственной программе Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" данная программа ставит перед собой цели в виде повышения благосостояния населения на основе совершенствования системы социальной поддержки граждан и повышения качества и эффективности социального обслуживания населения с учетом индивидуальных потребностей получателей социальных услуг.12

В заключение следует отметить, что бюджетное финансирование поддержки материнства и детства находится под строгим контролем со стороны государственных органов. Действующие нормативные акты и программы, направленные на поддержку материнства и детства, способствуют укреплению института семьи и помогают обеспечить здоровое развитие будущих поколений.

Так, бюджетное финансирование поддержки материнства и детства имеет свои нормативно-правовые основания и цели. Государственные программы по поддержке материнства и детства оказывают положительное влияние на рождаемость и здоровье населения, их эффективность подтверждается результатами социальных исследований.


1.4 Меры государственной поддержки материнства и детства, финансируемые из бюджетов

Материнство и детство являются одними из важнейших сфер общественной жизни, которые нуждаются в защите и поддержке со стороны государства. В России существуют многочисленные меры государственной поддержки материнства и детства, финансируемые из бюджетов на федеральном и региональном уровнях.

Меры государственной поддержки материнства и детства – это мероприятия и программы, разработанные и реализуемые государством с целью обеспечения социальной защиты матерей и детей, а также повышения их благополучия и комфорта. Меры государственной поддержки финансируются из соответствующих бюджетных статей, а также с помощью других источников доходов государства. Они могут включать в себя различные виды ежемесячных выплат на детей, пособий на рождение и воспитание детей, льгот по образованию и медицинскому обслуживанию, предоставление жилья и т.д.

Цель таких мер – обеспечение социальной защиты, предоставление необходимой помощи и создание оптимальных условий для благополучного развития матерей и детей в обществе. Меры государственной поддержки материнства и детства, финансируемые из бюджетов на федеральном уровне, имеют важное значение для обеспечения социальной защиты таких категорий граждан, как матери и дети.

Условно все меры государственной поддержки можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести меры, затрагивающие интересы всех семей, имеющих детей. Они предполагают проведение мер по стимулированию рождаемости, оказание медицинских услуг, профилактика заболеваемости, предоставление отпусков согласно законодательству о труде и др13.

Ко второй группе относятся меры, затрагивающие интересы определенных категорий семей, имеющих детей (многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, малообеспеченные семьи, неполные семьи, семьи при усыновлении, установлении опеки или попечительства, принятие ребенка в приемную семью, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды государственных пособий:

1. Пособие по беременности и родам.

2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Встать на учет надо в первые три месяца беременности. Также нужно работать по трудовому договору или, если вы были уволены, стоять на бирже труда. К этой выплате в зависимости от региона могут быть надбавки.