Файл: Проектирование и создание информационной системы для торговой организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт математики, физики, информатики и технологий
Кафедра физики и математического моделирования
Проектирование и создание информационной системы
для торговой организации
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа допущена к защите
Зав.кафедрой ФиММ д.ф-м.н., профессор
Сидоров Валерий Евгеньевич
_______ __________________ дата подпись
Исполнитель:
Терехов Григорий Юрьевич обучающийся БЭ-51z группы
____________ подпись
Руководитель:
Кощеева Елена Сергеевна, к.п.н., доцент кафедры ФиММ
___________ подпись
Екатеринбург 2017

2
Содержание
Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1. Информационные технологии создания систем .................................... 5 1.1. Особенности информатизации торговой организации ................................. 5 1.2. Стандарты разработки веб-приложений ...................................................... 17
Глава 2. Проектирование и создание информационной системы для торговой организации ........................................................................................................... 24 2.1. Разработка серверной части информационной системы............................ 24 2.2. Разработка клиентской части информационной системы .......................... 43 2.3. Тестирование и обзор информационной системы ...................................... 50
Заключение ............................................................................................................. 69
Список источников и литературы ........................................................................ 71
Приложение 1 ........................................................................................................ 74

3
Введение
В современном мире люди повсеместно используют интернет в качестве универсального и функционального инструмента во многих сферах жизнедеятельности человека. Расширяясь и развиваясь, глобальная сеть получила большую значимость для коммерческой деятельности. Интернет привлёк широкий интерес со стороны бизнеса, благодаря активному формированию электронной коммерции, появлению виртуальных торговых площадок, широким возможностям рекламы и повышению уровня экономического взаимодействия в информационном поле.
Успешность коммерческих организаций всё больше зависит от эффективности и полноты использования информационных и интернет технологий, наиболее актуальным являются информационные системы для накопления, хранения и обработки информации. Такая потребность подтверждается в высоком спросе на рынке соответствующего программного обеспечения. Однако из-за постоянно растущих и меняющихся требований в информатизации и автоматизации, существующие предложения в ряде случаев не могут удовлетворить всех потребностей.
Из примеров можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкиваются торговые организации при выборе ПО:
высокая цена - гиганты IT индустрии часто предлагают большие и удовлетворяющие текущим потребностям программные комплексы, однако их приобретение и обслуживание, могут позволить организации только с высоким финансированием информатизации;
нехватка специалистов на рынке труда – проблема возникает с использованием ИС созданной на базе специфичного или неактуального программного и/или аппаратного обеспечения. Стоимость услуг таких специалистов соответственно может нести значительные затраты;
низкое качество безопасности - при критичности и необходимости высокого уровня безопасности выбор на рынке программного обеспечения


4 становится ещё более меньшим. Небольшие компании-разработчики часто не имеют возможность обеспечить безопасность своей системы на высочайшем уровне, а IT-гиганты с популярными и огромными программными комплексами постоянно сталкиваются со взломом их систем и по мере нахождения слабых мест выпускают обновления безопасности, которые не редко приходят постфактум - после взлома;
сложность в обслуживании - может выражаться в необходимости обучения сотрудников для работы в системе, дополнительных и не редко, высоких затратах для поддержания работы, необходимостью в найме дорогих специалистов;
отсутствие интеграции и современного функционала - с такой проблемой может столкнуться как малая организация-разработчик из-за недостатка ресурсов, так и крупные организации из-за трудности внедрения новых технологий в большие программные комплексы.
Постоянно развивающиеся интернет-технологии создают новые потребности на рынке программных продуктов и являются главным фактором актуальности разработки новых информационных систем для торговых организаций.
Цель работы: проектирование и создание информационной системы для хранения, наполнения и обработки информации для повышения эффективности бизнес-процессов торговой организации.
Задачи работы:
1. Составление и анализ актуальных требований информатизации и автоматизации коммерческих организаций.
2. Изучение средств, стандартов и методологий разработки создания информационной системы, решающей комплекс задач в информатизации и автоматизации торговой деятельности.
3. Создание информационной системы для хранения, наполнения и обработки информации, сопутствующей бизнес-процессам.

5
Глава 1. Информационные технологии создания систем
1.1. Особенности информатизации торговой организации
В системе социальных и экономических связей происходят заметные изменения, вызванные ростом использования интернет-технологий. Новые методы и средства для взаимодействия между людьми и организациями, формируют современную среду ведения бизнес-деятельности, в которой торговым организациям необходимо взаимодействовать с информационными ресурсами, организовывать обмен информацией в реальном времени, мгновенно и независимо от расстояния. Исходя из этого есть необходимость во внедрении новейших способов управления процессами и информацией в среде электронной коммерции, которые будут отвечать современным требованиям рынка [15].
Большая доля прикладных процессов торговой организации составляет работа с реестрами данных [3], таких как: клиенты, поставщики, заказы, товары, а также координация взаимодействия с контрагентами, распределение задач для сотрудников, анализ и аналитика цен, роста и падения продаж, анализ действий по привлечению новых клиентов.
В процессе информирования клиентов важно иметь реестр актуальных данных о товарах, информацию о клиенте, историю его покупок, возможность добавить нового клиента в базу данных, быстро сформировать новый заказ или обработать уже существующий, иметь электронное средство коммуникации [12]. В процессе оформления покупки есть необходимость формирования таких документов, как накладная, торговый чек.
Процессы руководства организации требуют возможность аналитики и анализа поступления прибыли (заказов). Используя базы данных руководитель отдела продаж может проводить аналитику успешности торговли за определённый период времени, прогноз продаж на будущее и анализ эффективности предпринятых ранее действий, к примеру, показатель


6 успешности новой рекламной кампании. Для этого в определённый момент времени руководитель ОП собирает данные по заказам и контрагентам, анализирует данные и формирует выводы в отчёт деятельности организации, чтобы затем предоставить его своему руководителю — директору. Также руководитель отдела продаж отвечает за работу подчинённых — менеджеров/продавцов, анализируя кол-во успешных и не успешных заказов и иных значимых для бизнеса действий, проделанных работниками в рамках рабочих обязанностей. Директор в свою очередь на основе отчётов проводит аналитику бизнес процессов, например, реализация тех или иных товаров и соответственно необходимость найти большее число поставщиков для этой продукции или необходимость увеличить эту продукцию на складе [12].
Появление такой системы в организации может значительно улучшить показатели по ведению бизнес-процессов. Некоторые организации принимают решение о разработке собственной информационной системы
«под ключ», взамен приобретению существующих специализированных программных комплексов, либо использовать альтернативные варианты. Так в качестве альтернативной базы данных в малых организациях выступают привычные электронные таблицы из офисных пакетов. Однако, такой подход вызывает проблемы с составлением отчётов, поиском информации
(распределённой в нескольких несвязанных таблицах и даже компьютерах), потерю данных. Такая работа не может быть эффективной и отражать реальные данные, т. к. в процессе сбора, информация может дублироваться, теряться, становиться неактуальной, а вся работа займёт значительное количество времени. Разработка собственной информационной системы может стать верным решением, если при этом проектирование и разработка будут выполняться с использованием современных стандартов и методологий. Такое требование необходимо не только для разработки ИС в качестве конечного продукта, отвечающего текущим требованиям, но и продукта, который сможет развиваться и расширяться соответственно росту организации и рынка. Это также значит, что в будущем над данной системой

7 будут работать и другие специалисты, эффективность и взаимодействие которых во многом будет зависеть от изначально разработанной основы ИС.
Другой немаловажный фактор при создании информационной системы – это выбор обеспечивающего её работу программного обеспечения. Для малых и средних организаций использование платных компонентов может перечеркнуть все достоинства собственной информационной системы, а выбирая свободно распространяемые программные продукты необходимо учитывать их надёжность, безопасность, дальнейшее развитие, наличие аналогов и возможность их использования при расширении информационной системы.
Анализируя данную информацию, можно сделать вывод, что потребность организации к информационной системе, может быть удовлетворена созданием собственной ИС.
Рекомендованное и общепризнанное сообществом разработчиков информационных систем решение, продиктованное здравым смыслом — это присутствие в организации централизованной системы управления базой данных, в которой будет храниться, обрабатываться и вноситься информация необходимая для работы организации. Кроме этого организация получает хорошую программную среду для дальнейшей работы с информацией иными средствами, программными комплексами. Основная особенность СУБД - это наличие процедур для ввода и хранения не только самих данных, но и описаний их структуры. Централизованное хранение обеспечивает такие преимущества, как целостность и непротиворечивость информации, исключение дублирования, обеспечение сохранности и безопасности данных.
Также возможно создание ролевой модели работы с данными находящимися в централизованной системе управления базой данных.
Необходимость использование актуальной информации из информационной базы может появиться и вне офисной среды, к примеру, в служебной командировке или на деловой встрече для демонстрации роста продаж или каталога продукции. В рамках такой деятельности удобно иметь


8 возможность оперативно получить доступ к базе данных и средствам формирования отчётов, графиков, при этом имея стандартное аппаратное и программное обеспечение.
Современные возможности интернет технологий и централизованное хранение информации даёт и такие инструменты, как интеграция со сторонними информационными системами [4], например, в рекламе. В рекламной деятельности торговая организация может автоматизировать отправку данных о товарах и ценах в специализированные рекламные организации, предоставляющие услуги торговых интернет площадок, а также в собственные торговые информационные системы, такие как интернет- магазин, электронные рассылки клиентам.
Практические реализации программного обеспечения во всём мире множество раз сталкивались с проблемами совместимости, наиболее часто это выражалось в возможности использования того или иного программного продукта их пользователями, а также поддержкой программным продуктом иного ПО разработанного сторонними разработчиками. Решение проблем совместимости привело к разработке большого числа международных стандартов и соглашений в области применения и разработки информационных систем. Основополагающим понятием стало понятие открытые системы [8].
Открытую систему можно определить в качестве системы использующей согласованный набор международных стандартов на информационные технологии и профили функциональных стандартов, которые специфицируют интерфейсы, службы и поддерживающие их форматы, чтобы обеспечить взаимодействие и мобильность программных приложений, данных и персонала [8,10].
Это определение, сформулированное специалистами института IEEE
(Institute of Electrical and Electronic Engineers), унифицирует содержание среды, которую предоставляет открытая система для широкого использования. В настоящее время общепризнанным координационным

9 центром (https://www.oasis-open.org) по разработке и согласованию стандартов открытых систем является OASIS (Organization for the
Advancement of Structured Information Standards). В качестве спонсоров данного центра выступают такие IT-гиганты, как IBM и Microsoft.
Общие свойства открытых информационных систем можно описать следующим образом [14]: мобильность/переносимость — такое свойство является полезным при необходимости переноса программ и данных в случае замены и модернизации аппаратного обеспечения информационной системы, а также обеспечивает возможность работы с ИС специалистов, без их переподготовки по случаю модификаций информационной системы; расширяемость/масштабируемость — данное свойство должно упростить и обеспечить возможность добавления нового функционала в информационные системы или изменять уже имеющиеся, не затрагивая иные функциональные части информационной системы; стандартизируемость
— проектирование и разработка информационных систем должна осуществляться на основе согласованных международных стандартов и предложений, реализация открытости осуществляется на базе функциональных стандартов (профилей) в области информационных технологий; взаимодействие — возможность взаимодействия с другими ИС и их интеграция является важным свойством, в этом способствует наличие технических средств, обеспечивающих реализацию объединения разных ИС при помощи сетевых технологий; дружественность к пользователю — понятные, привычные и универсальные интерфейсы при взаимодействии «человек-машина» позволяют использовать информационную систему пользователям без прохождения специальной «компьютерной» подготовки.
Разработка и проектирование информационной системы для торговой организации с учётом перечисленных свойств позволит реализовать систему


10
«дружелюбную» к конечному пользователю, исключить такие недостатки как: асинхронность наполнение базы данных, дублирование информации, потеря актуальности, даст возможность интеграции с иными ИС и стандартизировать как компоненты, так и систему в целом.
Следует учесть и то, что возможность сделать информационную систему открытой системой можно лишь рассматривая перечисленные свойства как комплекс взаимосвязанных мер, принятых при проектировании, разработке и внедрении информационной системы. Таким образом, свойства будут являться не отдельными, а дополняющими и расширяющими друг друга, организуя открытую систему. Придерживаясь принципов открытых систем будут достигнуты поставленные цели и задачи, решены проблемы, с которыми сталкиваются как торговые, так и иные организации в процессе информатизации и автоматизации своей деятельности.
Анализируя примеры хранения, наполнения и обработки данных в информационных системах торговых организаций не имеющих свойств открытых систем или исключающих некоторые из них, можно выделить следующие возникающие проблемы:

отсутствие
единого
реестра
(базы
данных)
— при децентрализованном хранение и интерфейсе доступа к данным возникает ряд проблем: дублирование информации, потеря актуальности, затруднения с отчётностью.

Невозможность организации удалённого доступа — вызывает сложность в своевременном получении данных, необходимость дополнительных процессов для передачи информации, потеря стратегического преимущества, связанного со временем получения данных.

Необходимость в специализированном клиентском ПО — ограничивает конечного пользователя в выборе аппаратного и программного обеспечения для получения доступа к данным.

11

Невозможность или ограничение интеграции со сторонним ПО — ограничивает организацию в функциональных возможностях информационной системы или связывает расширение и модернизацию
ИС с определённым разработчиком/средой разработки.
Анализ литературы и практического опыта разработчиков интерфейсов для информационных систем, приводит к актуальному и популярному решению - создание web-приложения, которое позволит совместить комплекс свойств открытых систем.
Под определением «Веб-приложение» понимается прикладное программное обеспечение в реализации представляющее собой клиент- серверное решение, обмен информацией в котором происходит посредством сети (локальной или глобальной) через HTTP и/или HTTPS прикладные протоколы передачи гипертекста [6]. В данном решении клиентская часть может быть независимой от аппаратного и программного обеспечения, выполняя функцию пользовательского интерфейса (рис. 1.). Также следует упомянуть, что реализация клиентского интерфейса в веб-приложении может не требовать больших ресурсов к аппаратному обеспечению, выполняя ограниченное количество вычислений необходимых для отображения полученной информации из сервера и отправки необходимых запросов обратно.
Рис. 1. Архитектура веб-приложения