Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1090

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

492 4.
Новикова, О.Н. Вопросы медицинского образования // Вятский медицинский вестник. – 2015. – № 3-4. – С. 71-72.
5.
Приказ Минобрнауки РФ от 08.11.2010 N 1122 (ред. от 31.05.2011)
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия (квалификация
(степень) «специалист»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.12.2010
№ 19130).
6.
Учебное пособие для самоподготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов 5 курса педиатрического факультета по факультетской педиатрии / И.Г. Хмелевская. – Курск: Изд-во КГМУ, 2016. – 136 с.
7.
Учебное пособие для самоподготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов 5 курса педиатрического факультета по поликлинической и неотложной педиатрии / И.Г. Хмелевская, А.Д. Богомазов,
Н.С. Разинькова, И.И. Жизневская, О.А. Пронская. – Курск: Изд-во КГМУ, 2017.
– 120 с.
1   ...   55   56   57   58   59   60   61   62   ...   79

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Рахматуллаева М.М.
Бухарский Государственный медицинский институт, г. Бухара, Узбекистан
Научно-техническая революция, огромный поток информации, внедрение новейших технологий в производство требуют и революции в обучении, методы которого сегодня не соответствуют современным требованиям к молодому специалисту. Знания и умения, которые приобретают обучающиеся, не в полной мере соответствуют новым условиям в сфере труда, которая претерпевает радикальные изменения [1, 2].
Как известно, традиционная методика преподавания предполагает постоянный контроль педагога за учебной деятельностью обучающегося, усвоением им учебного материала. В большинстве случаев происходит односторонний диалог, где активной стороной выступает преподаватель.
Именно это и приводит к возникновению проблем в организации обучения, таких как отсутствие у студентов интереса к предмету, монотонность в подаче материала преподавателем, отсутствие взаимодействия студентов, отсутствие междисциплинарных связей.
Все вышеизложенное актуализирует выработку и внедрение таких приемов и методов обучения в вузе, которые были бы нацелены на активизацию творческого потенциала студента, его желания обучаться.
Целью нашего исследования явилось изучить эффективность игровых технологий в процессе обучения.

493
Методы исследования. Нами изучены степень успеваемости, владение практическими навыками, оценка творческого мышления при критических ситуациях у студентов 6-курса медицинского института при применении интерактивных методов обучения.
Результаты и их обсуждение. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
• пробуждение у обучающихся интереса;
• эффективное усвоение учебного материала;
• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
• формирование у обучающихся мнения и отношения;
• формирование жизненных и профессиональных навыков;
• выход на уровень осознанной компетентности студента.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы
[3, 4].
Игровые приемы обучения помогут овладеть материалом. Заранее формируются ведущие команды из 3-4 студентов, ответственных за тот или иной раздел. Необходимо изучить самостоятельно представленный материал и подготовить в игровой форме 3-4 задания. На семинарском занятии основная группа делится на несколько игровых команд и участвует в играх, предлагаемых ведущей командой. Ведущая команда оценивает участие, выставляет оценки, руководит ходом игры. Данная форма проведения занятий проходит интересно, активно, динамично. Она формирует командную работу, выработку коллективного мнения, постановку и решение проблем и задач, демонстрирует уровень теоретической подготовки, связывает теоретические положения с


494 практической деятельностью. Со стороны можно оценить уровень подготовки студентов.
Вывод. В условиях применения интерактивных технологий обучения преподаватель становится носителем знаний, руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, выступает в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, помогает выработать у студента навыки самостоятельной работы при поиске необходимой информации.
Список литературы
1. Акмаева Р.И., Жуков В.М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании //
Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия:
Экономика. – 2010. – № 1. – С. 123-130.
2. Будяк, Л.В. Компетентностный подход в высшем образовании // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 1(4). – С. 11.
3. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе //
Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2012. – № 2. – С. 1-18.
4. Журавлева, М.М. Внедрение ролевых игр в образовательный процесс вуза // Проблемы и перспективы развития социально-экономических и общественных наук: сб. тр. IV Междунар. дистанционной научн.-практ. конф.
Ростов н/Д: Изд-во МИЦ «Научное сотрудничество». – 2013. – 144 с.
ОСОБЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО
КУРСА МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКУЛЬТЕТА КУРСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Репалова Н.В., Авдеева Е.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра нормальной физиологии
Уровень развития мотивационной сферы личности студента определяет успешность его учебной деятельности в высшем медицинском учебном заведении. [2] Отсутствие мотивации к учебной деятельности не способствует формированию высокой профессиональной готовности бедующего врача.
Следовательно, мотивационный компонент учебной деятельности должен рассматриваться преподавателями медицинских вузов как отправная точка всей последующей профессиональной подготовки. [1, 3] В связи с вышесказанным было интересным изучить учебные мотивации студентов второго курса международного факультета.
В опросе приняло участие 200 студентов второго курса международного факультета.
Для исследования была переведена на английский язык и адаптирована к национальному менталитету иностранных студентов специальная оригинальная анкета опроса, подготовленная Н.Б. Дремовой (2010), концепция которой представлена на рис 1.


495
Рис. 1. Концепция блока «Образование» в анкете социологического опроса.
Анализ полученных результатов показал, что половина иностранных студентов (54%) имеют среднее образование – закончили школу (11%) и колледж
(43%). 46% респондентов имеют университетское образование.
Подавляющее большинство иностранных студентов (80,5%) считают высшее образование абсолютно необходимым для себя. 5,5% считают высшее образование желательным. Кроме того, большинство респондентов (56%) считают, что необходимо иметь два высших образования. 30% – иметь второе высшее образование по возможности. 78% иностранных студентов считают, что учиться никогда не поздно.
На вопрос «Роль семьи в образовательном процессе»: 53,5% респондентов ответили – высокая, 27% – одна из важных. В то же время и роль преподавателя в образовательном процессе оценивается высоко (44%) или очень значимо (38%).
По результатам опроса роль преподавателя в образовательном процессе выше
(82,5%), чем роль семьи (78,5%).
Большинство иностранных студентов считают, что оптимальной продолжительностью получения высшего образования является 5-6 лет (65%). В то же время 30,5% респондентов считают, что время оптимального получения высшего образования должно составлять 7 лет.
На вопрос «Как вы относитесь к чтению книг?» 43% респондентов ответили, что любят читать; 16,5% – любят читать, но только свои книги; 14% – читают только книги, необходимые для работы и учебы; 12,5% – читают редко;
14% – не любят читать вообще.
Большинство иностранных студентов (69%) говорят на иностранном языке
(языках). 13% – пытаются выучить. И только 18% иностранных студентов вообще не говорят на иностранном языке.
Наличие образования
Уровень образовательной активности
Роль семьи в получении образования
Знание иностранных языков
Уровень образования в стране
Срок обучения
Важность уровня образования для страны
Роль педагога в процессе образования
ОБРАЗОВАНИЕ
Второе высшее образование
Степень ответственности к обучению
Самообразование
Необходимость высшего образования

496
Чуть больше половины (57,5%) иностранных студентов считают, что им нужно учиться отлично, 29,5% – что они должны стараться учиться отлично.
Для большинства (57%) важна оценка, которую преподаватель ставит в конце занятия. При этом 76% респондентов считают, что хорошие отметки должны ставить за хорошие знания.
59,5% иностранных студентов считают, что к занятиям нужно читать дополнительную литературу.
Половина иностранных студентов (50,5%) оценивают свою учебу как отличную, 32% – как хорошую, и только 16,5% как удовлетворительную и плохую – 1%. Что не соответствует действительности, поскольку средний балл опрашиваемых групп составляет 3,4 балла.
63,5% иностранных студентов выполняют курсовые работы. Однако выступают на научных конференциях только 27%.
79% респондентов считают, что уровень образования для их стран критичен (30%) или очень важен (49%). 71% иностранных студентов считают уровень образования в своих странах высоким (36%) или достаточно высоким
(35%).
На вопрос «Почему вы хотите получить высшее образование в России?»
42% респондентов дали ответ – дешево; 29% – высокое качество образования; 14,5% – это приключение для меня; 9% – за компанию с друзьями;
5,5% – личные причины.
75% иностранным студентам нравится учиться в
Курском государственном медицинском университете.
Сравнительная характеристика положительных и отрицательных моментов (табл. 1) показывает, что положительных моментов в отношении респондентов к образованию значительно больше, чем отрицательных. Это можно расценить как наличие у иностранных студентов достаточно высокого уровня мотивации к процессу получения выбранной специальности.
Принципиальных различий в ответах представителей разных стран в ходе анализа блока «Образование» не выявлено.
Таблица 1
SWOT-анализ по блоку «Образование»
Отрицательные моменты
(слабые стороны)
Положительные моменты
(сильные стороны)
1. Отношение к чтению книг довольно низкое.
2. Завышенная самооценка собственной успеваемости.
3. Низкое участие в конференциях с докладами.
4. Дешевизна образования в России.
1. Наличие образования.
2.
Высшее образование абсолютно необходимо.
3.
Необходимо иметь два высших образования.
4. Учиться никогда не поздно.
5. Высокая роль семьи в образовательном процессе.
6.
Высокая роль преподавателя в образовательном процессе.
7. Оптимальным временем получения высшего образования является 5-7 лет.


497 8.
Владение иностранными языками(языком).
9. Ответственное отношение к учебе.
10.
Важность оценки, которую преподаватель ставит в конце занятия.
11.
К занятиям нужно читать дополнительную литературу.
12. Выполнение курсовых работ.
13. Удовлетворенность от обучения в
Курском государственном медицинском университете.
Список литературы
1. Агранович Н.В., Кнышова С.А. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и её роль в формировании готовности к будущей профессии // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.
2. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б, Кошель В.И., Гевандова М.Г. Развитие мотивации формирования профессиональной готовности обучающихся медицинских вузов // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-3. –
С. 572-576.
3. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. Организация самостоятельной работы студентов как необходимое условие эффективного образовательного процесса в медицинском вузе. Методические рекомендации. – Ставрополь: Изд. СТГМА,
2011. – 30 с.
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – МОТИВАТОР УЧЕБНОЙ
И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Роднищева Е.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Медико-фармацевтическией колледж
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека. Владение определенными профессиональными знаниями, умениями, навыками не является в настоящее время единственным показателем квалифицированности и профессионализма работника. Работнику необходимо быть развитой, творчески активной личностью. Овладение знаниями, умениями и навыками (ЗУН), которые в дальнейшем сформируют фундамент профессиональной деятельности индивида, является важным фактором, влияющим на мотивацию студентов [1].
Клубную деятельность следует рассматривать как составную часть внеаудиторной учебной и воспитательной работы.

498
Клуб – общественная организация, добровольно, обьединяющая группы людей, в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а так же для совместного отдыха и развлечений [2].
На базе МФК КГМУ осуществляет свою работу клуб «Зелейник». Клуб
«Зелейник» – специализированный клуб, целями работы которого являются: повышение мотивации учебной деятельности студентов, формирование профессионального интереса студентов к будущей практической деятельности, создание условий для развития личности с учетом личностных особенностей и профессиональной специфики.
Цели работы реализуются посредством решения таких задач, как:
– расширение и углубление теоретических знаний изучаемого на занятиях материала;
– развитие познавательного интереса, креативных и творческих способностей студентов, эстетического вкуса;
– расширение кругозора;
– формирование общих и профессиональных компетенций;
– воспитание культуры здорового образа жизни, бережного отношения к природным богатствам;
– информирование о роли растений в повышении качества жизни человека;
– формирование навыков научно-исследовательской работы;
– формирование устойчивого интереса к предмету фармакогнозия, фитотерапия.
Реализация целей и задач происходит путём участия студентов в различных видах деятельности, непременным условием которой является творческий характер её организации. Виды деятельности отражены в функциях клуба: образовательной, творческой, информационно-просветительной, научно- исследовательской.
Образовательная деятельность осуществляется по тематическому плану заседаний клуба с учётом пожеланий студентов. Тематика определяется направлениями деятельности клуба. В большинстве рассматриваются вопросы не входящие в цикл дисциплины «фармакогнозия». Занятия проводятся в виде лекций и бесед, подготовка к которым проходит в тесном сотрудничестве преподавателя и студента. Целью проведения занятий является расширение общеобразовательного кругозора, формирование общих и профессиональных компетенций. Кроме закрытых заседаний клуба, проводятся открытые заседания с мастер-классами по темам: «Растительная косметика», «Уроки флористики»,
«Традиционные русские напитки», «Женское здоровье».
Научно-исследовательская деятельность включает в себя подготовку реферативных работ с мультимедийным сопровождением по рассматриваемым вопросам, что помогает учиться ориентироваться во всё более расширяющемся информационном поле и научно-исследовательскую работу в рамках студенческого научного общества.