Файл: Практическаяработа 3 Изучение технического законодательства Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическаяработа № 3

«Изучение технического законодательства»

Цель занятия:Приобрести навыки работы с законодательными документами

Задачи:

- сформироватькомпетенции ОК 1- ОК 9
Время на выполнение работы: 4 часа
Оборудование, технические средства и инструменты:

1. Тетрадь для практических работ

Ход практического занятия:

  1. Ознакомиться с целью работы и порядком её выполнения.

  2. Ознакомиться с законом РФ о «О техническом регулировании», как основным источником технического права в России, по указанным в задании главам и статьям.

  3. Изучить по Федеральному закону «О техническом регулировании» следующие вопросы:

а) Ознакомиться с общими положениями закона РФ «О техническом регулировании». Гл.1 ст.1, 2, 3, 4.

б) Изучить цели, содержание, применение и виды технических регламентов. Гл.2 ст. 6, 7, 8, 9.

в) Проработать цели стандартизации, документы в области стандартизации, используемые на территории РФ, функции национального органа РФ по стандартизации. Гл. 3 ст. 11, 13, 14, 15, 16, 17.

4. Ответить на поставленные в таблице 3.1 вопросы, выписав их из закона или записать свои суждения.

5. Оформление отчёта и подготовка его к сдаче.
Таблица 3.1 - Изучение технического законодательства

№п/п

Вопрос

Ответ

1.

Какие отношения регулирует Федеральный закон «О техническом регулировании»?

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

-разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

-применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия;

-оценке соответствия.

Статья 1 п.1

2.

Основные источники технического права в России.

Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.

нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные указы Президента РФ;постановления Правительства РФ; нормативные акты министерств и ведомств РФ; законы субъектов РФ; подзаконные акты органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.


3.

Цели принятия технических регламентов.

Защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Глава 2 Статья 6

4

В каких целях утверждается Правительством РФ программа разработки технических регламентов?

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Глава 2 Статья 9

5.

Назвать виды технических регламентов.

Общие технические регламенты; специальные технические регламенты.

6.

Что могут содержать технические регламенты?

Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.Глава 2 Статья 7
Г

7.

Совместим ли технический регламент с международными стандартами? Почему да или нет?

Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 (Цели принятия технических регламентов)настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей.

Глава 2 Статья 7

8.

В каком случае и кто может отменить технический регламент?

Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 2 Статья 9

9.

Выпишите то место в ФЗ о техническом регулировании, где ФЗ нацеливаетразработчиков ТР на единый подход к отечественной и импортной продукции

Единый подход к отечественной и импортируемой продукции получил закрепление в п. 6 той же статьи, чем исключена «политика двух стандартов», склонность к проведению которой определёнными кругами в промышленности отмечалась с введения в России сертификации продукции.

10.

Укажите цели стандартизации

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.


11.

Как Вы понимаете добровольное и многократное применение стандартов?

Принцип добровольного использования стандарта, прежде всего, означает добровольность его выбора субъектом хозяйственной деятельности.

12.

Перечислите документы в области стандартизации

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

4) своды правил;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

13.

Назовите объекты и субъекты национальных стандартов

Объекты, которые стандартизируют:

продукция; работа; процесс; услуги.

Субъекты

Ростехрегулирование

Центр стандартизации и метрологии

Технический комитет по стандартизации

Ростест


14.

Назовите объекты и субъекты стандартов организаций

• составные части, детали и сборочные единицы разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

• процессы организации и управления производством;

• процессы менеджмента;

• технологическая оснастка и инструмент;

• технологические процессы, а также технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также имущества физических и юридических лиц;

• методики и методы проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа;

• услуги, оказываемые внутри организации, в том числе социальные;

• номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации и пр


15.

Что входит в обязанности национального органа по стандартизации?

К обязанностям национального органа по стандартизации относятся: создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов; обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам.

16.

Назначение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации относятся к документам в области стандартизации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.


17.

Для чего необходимо подтверждать соответствие?

Исходя из определения понятия подтверждения соответствия, его основная цель — документальное удостоверение соответствия продукции, работ либо услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или же условиям договоров

Глава 4 Статья 18

18.

Какие существуют формы подтверждения соответствия на территории РФ?

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);

обязательной сертификации.

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.

Глава 4 Статья 20


19.

Назовите объекты добровольной сертификации

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Глава 4 Статья 21

20.

Что такое «знак обращения на рынке»?

В соответствии с ФЗ № 184 "О техническом регулировании", знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Статья 27 Глава 4

21.

Объекты обязательной сертификации

Основными объектами обязательной сертификации являются: все виды услуг населению; продукция, к которой могут относится - сырье, материалы, топливо, энергия, готовые изделия; системы качества, процессы производства.

Глава 4 Статья 25

22.

В каком случае проводится декларирование соответствия?

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

Глава 4 Статья 25



Вывод: Приобрелнавыки работы с законодательными документами

Практическаяработа № 4

«Государственный контроль и надзор»

Цель занятия:ознакомиться с проведением Государственного контроля и надзора, его особенностями для разных видов продукции

Задачи:

- сформироватькомпетенции ОК 1- ОК 9
Время на выполнение работы: 4 часа
Оборудование, технические средства и инструменты:

1. Тетрадь для практических работ
Ход практического занятия:

1. Ознакомиться с заданием, изучить указанный материал.

2. Оформить работу, перечертив таблицу 4.1 «Государственный контроль и надзор».

3. Ответить на поставленные в таблице 4 вопросы, сравнив проведение ГКиН по разным объектам:

а) Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов;

б) Государственный контроль и надзор за соблюдением национальных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;

в) Государственный метрологический контроль - утверждение типа СИ;

г) Государственный метрологический контроль - поверка СИ;

д) Государственный метрологический надзор - за выпуском, состоянием и применением средств изме­рений, аттестованными методиками выполнения измере­ний, эталонами единиц величин, стандартными образцами, соблюдением метрологических правил и норм.
Таблица 4.1 - Государственный контроль и надзор


№ п/п

Вопросы

ГКиН

ГМК

ГМН

объект 1

объект 2

объект 3

объект 4

объект 5

1.

Цель ГКиН

Выявление фальсифицированной продукции, товаров с неправильной маркировкой с целью «предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей» (п. 1 ст. 6 ФЗ о техническом регулировании)

Защита потребительского рынка от опасной продукции

Проверка соблюдения правил законодательной метрологии — Закона об обеспечении единства измерений, государственных стандартов, правил по метрологии и других НД

Проверка соблюдения правил законодательной метрологии — Закона об обеспечении единства измерений, государственных стандартов, правил по метрологии и других НД

Соблюдение метрологических правил и норм в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими НД, главным образом Правил по метрологии

2.

Субъекты

контроля

Федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; государственные учреждения, уполномоченные на проведение ГКиН (в соответствии с законодательством)

Межрегиональные территориальные управления Ростехрегулирования

Государственные научные Метрологические центры, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ)

Органы ГМК

Должностные лица Ростехрегулирования — государственные инспекторы

3.

Сфера распространения

Соблюдения требований соответствующих ТР на стадии обращения

Обязательная сертификация продукции и услуг

Области с повышенной социальной и экономической значимостью -области, в которых возможно столкновение интересов двух и более сторон -области, связанные с так называемыми измерениями

Области с повышенной социальной и экономической значимостью -области, в которых возможно столкновение интересов двух и более сторон -области, связанные с так называемыми измерениями

Предприятия, организации, учреждения, независимо от их подчиненности и форм собственности

4.

Основание для проверки

Несоответствующая продукция -товары с неправильной маркировкой

Получение информации об имеющихся нарушениях, которые могут причинить вред здоровью людей, окр. Среде ввиду несоблюдения организациями, ПБОЮЛами обязательных требований -получение обращений с жалобами граждан по поводу нарушения их прав, связанных с невыполнением обязательных требований обязательная сертификация продукции и услуг

Необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту

Истечение срока действия сертификата -наличие информации от потребителей об ухудшении качества СИ

Выявление и устранение отрицательных последствий недостоверных результатов измерений -контроль за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки

5.

Проверяется

Наличие декларации о соответствии или сертификата соответствия -их подлинность -правильность оформления и регистрация -срок действия -наличие документов о результатах инспекционного контроля -доведение информации об оценке соответствия до потребителя продукции

Наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям -идентичность проверяемой продукции наименованию, указанному в предъявленном сертификате -наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции, проведенного ОС -правильность маркирования знаком соответствия -своевременность извещения ОС об изменениях, внесенных в тех-ю документацию

Выпуск, состояние и применение СИ, аттестованные МВИ, эталоны единиц величин, соблюдение метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст.23 Закона «Об обеспечении единства измерений» - количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. -количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

Выпуск, состояние и применение СИ, аттестованные МВИ, эталоны единиц величин, соблюдение метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст.23 Закона «Об обеспечении единства измерений» - количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. -количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

Наличие и полнота перечня СИ, подлежащих ГМКиН; - соответствие состояния СИ и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям; - наличие сертификата об утверждении типа СИ; - наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке, а также соблюдение межповерочного интервала; - наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений; - наличие лицензии на изготовление и ремонт СИ предприятием, занимающимся указанными видами деятельности; - наличие документа, подтверждающего право проведения поверки СИ силами МС данного юридического лица; - наличие документов, подтверждающих органами ГМС аттестацию лиц, осуществляющих поверку СИ, в качестве поверителей; - правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ в соответствии с НД

6.

Проводит

проверку

Органы ГКиН

Госинспектор и специалисты организации

Физическое лицо, аттестованное в качестве поверителя

Физическое лицо, аттестованное в качестве поверителя -аккредитованные МС юридические лица

Проверки могут быть самостоятельными, т.е. только органами ГМС, и совместными — с участием другого контрольно-надзорного органа

7.

План проверки

При составлении планов проверок учитываются - установленные целевые задания и приоритетные направления государственного контроля (надзора), - информация потребителей, - информация реестров о продукции, прошедшей сертификацию

Плановые мероприятия по ГКиН проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя

Обязательные испытания СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственная регистрация, выдача сертификата об утверждении типа

СИ подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке. Первичной поверке подлежат СИ утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту. Первичной поверке могут не подвергаться СИ при ввозе по импорту на основании заключенных международных соглашений о признании результатов поверки, произведенной в зарубежных странах. Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении

Плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года в соответствии с графиком, составляемым ГМС -внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов самоуправления, обществ защиты прав потребителей, торговых инспекций и пр. в целях выявления и устранения отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. -повторные проверки проводятся в целях контроля за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки

8.

Документы о проверке

Предписания об устранении нарушений требований технических регламентов -акт проверки в установленной форме

Акт проверки по установленной форме

Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия агентством Ростехрегулирование решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом.

Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия агентством Ростехрегулирование решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом

Результаты каждой проверки оформляются актом, который подписывают все участники проверки

9.

Распространение информации о проверке

Органы ГКиН вправе направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выжавший его орган по сертификации, выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии принявшему ее лицу и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение Единого реестра деклараций о соответствии

По результатам проверки госинспектор обязан произвести запись в журнале учета мероприятий по контролю. Информация о нарушениях, выявленных в ходе мероприятий по контролю и надзору, при необходимости направляется органам исполнительной власти субъекта РФ, правоохранительным органам и общественным организациям потребителей

Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуются в официальных изданиях агентства Ростехрегулирования. Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц данными об утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метрологической службы Ростехрегулирования. Информация об утверждении типа и решение об его отмене оперативно публикуются в журнале «Измерительная техника». Осуществляется также официальное издание описаний утвержденных типов СИ, что позволяет ЦСМ иметь достоверную информацию и использовать ее при выполнении надзорных функция физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя

Если СИ признано пригодным, то на него или на техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выдается Свидетельство о поверке

Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. При обнаружении нарушений госинспектор составляет предписание об устранении обнаруженных нарушени




Вывод: Ознакомился с проведением Государственного контроля и надзора, его особенностями для разных видов продукции.