Файл: Практическаяработа 3 Изучение технического законодательства Цель занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическаяработа № 3
«Изучение технического законодательства»
Цель занятия:Приобрести навыки работы с законодательными документами
Задачи:
- сформироватькомпетенции ОК 1- ОК 9
Время на выполнение работы: 4 часа
Оборудование, технические средства и инструменты:
1. Тетрадь для практических работ
Ход практического занятия:
-
Ознакомиться с целью работы и порядком её выполнения. -
Ознакомиться с законом РФ о «О техническом регулировании», как основным источником технического права в России, по указанным в задании главам и статьям. -
Изучить по Федеральному закону «О техническом регулировании» следующие вопросы:
а) Ознакомиться с общими положениями закона РФ «О техническом регулировании». Гл.1 ст.1, 2, 3, 4.
б) Изучить цели, содержание, применение и виды технических регламентов. Гл.2 ст. 6, 7, 8, 9.
в) Проработать цели стандартизации, документы в области стандартизации, используемые на территории РФ, функции национального органа РФ по стандартизации. Гл. 3 ст. 11, 13, 14, 15, 16, 17.
4. Ответить на поставленные в таблице 3.1 вопросы, выписав их из закона или записать свои суждения.
5. Оформление отчёта и подготовка его к сдаче.
Таблица 3.1 - Изучение технического законодательства
№п/п | Вопрос | Ответ |
1. | Какие отношения регулирует Федеральный закон «О техническом регулировании»? | Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: -разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; -применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; -оценке соответствия. Статья 1 п.1 |
2. | Основные источники технического права в России. | Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт. нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные указы Президента РФ;постановления Правительства РФ; нормативные акты министерств и ведомств РФ; законы субъектов РФ; подзаконные акты органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты. |
3. | Цели принятия технических регламентов. | Защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Глава 2 Статья 6 |
4 | В каких целях утверждается Правительством РФ программа разработки технических регламентов? | Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми. Глава 2 Статья 9 |
5. | Назвать виды технических регламентов. | Общие технические регламенты; специальные технические регламенты. |
6. | Что могут содержать технические регламенты? | Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.Глава 2 Статья 7 Г |
7. | Совместим ли технический регламент с международными стандартами? Почему да или нет? | Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 (Цели принятия технических регламентов)настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей. Глава 2 Статья 7 |
8. | В каком случае и кто может отменить технический регламент? | Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Глава 2 Статья 9 |
9. | Выпишите то место в ФЗ о техническом регулировании, где ФЗ нацеливаетразработчиков ТР на единый подход к отечественной и импортной продукции | Единый подход к отечественной и импортируемой продукции получил закрепление в п. 6 той же статьи, чем исключена «политика двух стандартов», склонность к проведению которой определёнными кругами в промышленности отмечалась с введения в России сертификации продукции. |
10. | Укажите цели стандартизации | 1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; 2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; 3) улучшение качества жизни населения страны; 4) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 5) техническое перевооружение промышленности; 6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. |
11. | Как Вы понимаете добровольное и многократное применение стандартов? | Принцип добровольного использования стандарта, прежде всего, означает добровольность его выбора субъектом хозяйственной деятельности. |
12. | Перечислите документы в области стандартизации | 1) документы национальной системы стандартизации; 2) общероссийские классификаторы; 3) стандарты организаций, в том числе технические условия; 4) своды правил; 5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона. |
13. | Назовите объекты и субъекты национальных стандартов | Объекты, которые стандартизируют: продукция; работа; процесс; услуги. Субъекты Ростехрегулирование Центр стандартизации и метрологии Технический комитет по стандартизации Ростест |
14. | Назовите объекты и субъекты стандартов организаций | • составные части, детали и сборочные единицы разрабатываемой или изготавливаемой продукции; • процессы организации и управления производством; • процессы менеджмента; • технологическая оснастка и инструмент; • технологические процессы, а также технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также имущества физических и юридических лиц; • методики и методы проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа; • услуги, оказываемые внутри организации, в том числе социальные; • номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации и пр |
15. | Что входит в обязанности национального органа по стандартизации? | К обязанностям национального органа по стандартизации относятся: создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов; обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. |
16. | Назначение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации | В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации относятся к документам в области стандартизации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. |
17. | Для чего необходимо подтверждать соответствие? | Исходя из определения понятия подтверждения соответствия, его основная цель — документальное удостоверение соответствия продукции, работ либо услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или же условиям договоров Глава 4 Статья 18 |
18. | Какие существуют формы подтверждения соответствия на территории РФ? | 1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. 2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. 3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации. 4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом. Глава 4 Статья 20 |
19. | Назовите объекты добровольной сертификации | Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Глава 4 Статья 21 |
20. | Что такое «знак обращения на рынке»? | В соответствии с ФЗ № 184 "О техническом регулировании", знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Статья 27 Глава 4 |
21. | Объекты обязательной сертификации | Основными объектами обязательной сертификации являются: все виды услуг населению; продукция, к которой могут относится - сырье, материалы, топливо, энергия, готовые изделия; системы качества, процессы производства. Глава 4 Статья 25 |
22. | В каком случае проводится декларирование соответствия? | Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия. Глава 4 Статья 25 |
Вывод: Приобрелнавыки работы с законодательными документами
Практическаяработа № 4
«Государственный контроль и надзор»
Цель занятия:ознакомиться с проведением Государственного контроля и надзора, его особенностями для разных видов продукции
Задачи:
- сформироватькомпетенции ОК 1- ОК 9
Время на выполнение работы: 4 часа
Оборудование, технические средства и инструменты:
1. Тетрадь для практических работ
Ход практического занятия:
1. Ознакомиться с заданием, изучить указанный материал.
2. Оформить работу, перечертив таблицу 4.1 «Государственный контроль и надзор».
3. Ответить на поставленные в таблице 4 вопросы, сравнив проведение ГКиН по разным объектам:
а) Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов;
б) Государственный контроль и надзор за соблюдением национальных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;
в) Государственный метрологический контроль - утверждение типа СИ;
г) Государственный метрологический контроль - поверка СИ;
д) Государственный метрологический надзор - за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, стандартными образцами, соблюдением метрологических правил и норм.
Таблица 4.1 - Государственный контроль и надзор
№ п/п | Вопросы | ГКиН | ГМК | ГМН | ||
объект 1 | объект 2 | объект 3 | объект 4 | объект 5 | ||
1. | Цель ГКиН | Выявление фальсифицированной продукции, товаров с неправильной маркировкой с целью «предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей» (п. 1 ст. 6 ФЗ о техническом регулировании) | Защита потребительского рынка от опасной продукции | Проверка соблюдения правил законодательной метрологии — Закона об обеспечении единства измерений, государственных стандартов, правил по метрологии и других НД | Проверка соблюдения правил законодательной метрологии — Закона об обеспечении единства измерений, государственных стандартов, правил по метрологии и других НД | Соблюдение метрологических правил и норм в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими НД, главным образом Правил по метрологии |
2. | Субъекты контроля | Федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; государственные учреждения, уполномоченные на проведение ГКиН (в соответствии с законодательством) | Межрегиональные территориальные управления Ростехрегулирования | Государственные научные Метрологические центры, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ) | Органы ГМК | Должностные лица Ростехрегулирования — государственные инспекторы |
3. | Сфера распространения | Соблюдения требований соответствующих ТР на стадии обращения | Обязательная сертификация продукции и услуг | Области с повышенной социальной и экономической значимостью -области, в которых возможно столкновение интересов двух и более сторон -области, связанные с так называемыми измерениями | Области с повышенной социальной и экономической значимостью -области, в которых возможно столкновение интересов двух и более сторон -области, связанные с так называемыми измерениями | Предприятия, организации, учреждения, независимо от их подчиненности и форм собственности |
4. | Основание для проверки | Несоответствующая продукция -товары с неправильной маркировкой | Получение информации об имеющихся нарушениях, которые могут причинить вред здоровью людей, окр. Среде ввиду несоблюдения организациями, ПБОЮЛами обязательных требований -получение обращений с жалобами граждан по поводу нарушения их прав, связанных с невыполнением обязательных требований обязательная сертификация продукции и услуг | Необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту | Истечение срока действия сертификата -наличие информации от потребителей об ухудшении качества СИ | Выявление и устранение отрицательных последствий недостоверных результатов измерений -контроль за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки |
5. | Проверяется | Наличие декларации о соответствии или сертификата соответствия -их подлинность -правильность оформления и регистрация -срок действия -наличие документов о результатах инспекционного контроля -доведение информации об оценке соответствия до потребителя продукции | Наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям -идентичность проверяемой продукции наименованию, указанному в предъявленном сертификате -наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции, проведенного ОС -правильность маркирования знаком соответствия -своевременность извещения ОС об изменениях, внесенных в тех-ю документацию | Выпуск, состояние и применение СИ, аттестованные МВИ, эталоны единиц величин, соблюдение метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст.23 Закона «Об обеспечении единства измерений» - количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. -количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже | Выпуск, состояние и применение СИ, аттестованные МВИ, эталоны единиц величин, соблюдение метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст.23 Закона «Об обеспечении единства измерений» - количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. -количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже | Наличие и полнота перечня СИ, подлежащих ГМКиН; - соответствие состояния СИ и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям; - наличие сертификата об утверждении типа СИ; - наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке, а также соблюдение межповерочного интервала; - наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений; - наличие лицензии на изготовление и ремонт СИ предприятием, занимающимся указанными видами деятельности; - наличие документа, подтверждающего право проведения поверки СИ силами МС данного юридического лица; - наличие документов, подтверждающих органами ГМС аттестацию лиц, осуществляющих поверку СИ, в качестве поверителей; - правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ в соответствии с НД |
6. | Проводит проверку | Органы ГКиН | Госинспектор и специалисты организации | Физическое лицо, аттестованное в качестве поверителя | Физическое лицо, аттестованное в качестве поверителя -аккредитованные МС юридические лица | Проверки могут быть самостоятельными, т.е. только органами ГМС, и совместными — с участием другого контрольно-надзорного органа |
7. | План проверки | При составлении планов проверок учитываются - установленные целевые задания и приоритетные направления государственного контроля (надзора), - информация потребителей, - информация реестров о продукции, прошедшей сертификацию | Плановые мероприятия по ГКиН проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя | Обязательные испытания СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственная регистрация, выдача сертификата об утверждении типа | СИ подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке. Первичной поверке подлежат СИ утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту. Первичной поверке могут не подвергаться СИ при ввозе по импорту на основании заключенных международных соглашений о признании результатов поверки, произведенной в зарубежных странах. Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении | Плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года в соответствии с графиком, составляемым ГМС -внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов самоуправления, обществ защиты прав потребителей, торговых инспекций и пр. в целях выявления и устранения отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. -повторные проверки проводятся в целях контроля за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки |
8. | Документы о проверке | Предписания об устранении нарушений требований технических регламентов -акт проверки в установленной форме | Акт проверки по установленной форме | Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия агентством Ростехрегулирование решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. | Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия агентством Ростехрегулирование решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом | Результаты каждой проверки оформляются актом, который подписывают все участники проверки |
9. | Распространение информации о проверке | Органы ГКиН вправе направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выжавший его орган по сертификации, выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии принявшему ее лицу и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение Единого реестра деклараций о соответствии | По результатам проверки госинспектор обязан произвести запись в журнале учета мероприятий по контролю. Информация о нарушениях, выявленных в ходе мероприятий по контролю и надзору, при необходимости направляется органам исполнительной власти субъекта РФ, правоохранительным органам и общественным организациям потребителей | Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуются в официальных изданиях агентства Ростехрегулирования. Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц данными об утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метрологической службы Ростехрегулирования. Информация об утверждении типа и решение об его отмене оперативно публикуются в журнале «Измерительная техника». Осуществляется также официальное издание описаний утвержденных типов СИ, что позволяет ЦСМ иметь достоверную информацию и использовать ее при выполнении надзорных функция физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя | Если СИ признано пригодным, то на него или на техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выдается Свидетельство о поверке | Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. При обнаружении нарушений госинспектор составляет предписание об устранении обнаруженных нарушени |
Вывод: Ознакомился с проведением Государственного контроля и надзора, его особенностями для разных видов продукции.