Файл: Специальность 15. 02. 12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 873
Скачиваний: 29
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ППР состоит из циклически повторяющихся во времени профилактических работ по осмотру и ремонту оборудования.
1.4. Положение разработано с учетом проведения планово-предупредительных ремонтов индустриальными методами на базе централизации и специализации их выполнения.
1.5. В Положении (см. приложение 2) приведены нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонтов основного оборудования для открытых горных работ, подземных рудников, обогатительных фабрик, алюминиевых, глиноземных и криолитовых заводов, предприятий по производству свинца, цинка, олова, меди, никеля, кобальта, титана, магния, редких металлов и полупроводниковых материалов, ртути, сурьмы, заводов по обработке, вторичной переработке цветных металлов, предприятий по производству твердых сплавов и тугоплавких металлов, электродных заводов, цехов по производству серной кислоты, медного купороса, суперфосфата, а также оборудования общего назначения.
1.6. В Положении не приведены нормативы ремонтов металлорежущего, кузнечно-прессового, литейного, дорожно-строительного, геологоразведочного, электротехнического и энергетического, подъемно-транспортного оборудования общепромышленного назначения, а также оборудования промышленности строительных материалов, автомобильного и железнодорожного транспорта. При планировании и проведении ремонтов перечисленного оборудования следует руководствоваться Единой системой планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий (М., Машиностроение, 1967), Положением о планово-предупредительном ремонте оборудования предприятий промышленности строительных материалов (М., Стройиздат, 1968), Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (М., Транспорт, 1977), Положением о планово-предупредительном ремонте и рациональной эксплуатации электрооборудования на предприятиях цветной металлургии (М., Центроэнергоцветмет, 1972), Системой планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики (М., Энергия, 1978), Положением о планово-предупредительном ремонте оборудования, применяемого на геологоразведочных работах (М, 1978), Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин (М., Стройиздат, 1978) и другими действующими положениями и системами ППР.
Для оборудования цехов по производству серной кислоты и суперфосфата, не приведенного в приложении П2.17 и П2.19, рекомендуется руководствоваться Системой технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий химической промышленности (М., 1976).
При планировании и проведении ремонтов импортного оборудования следует руководствоваться рекомендациями фирм-изготовителей.
4.1 Приспособления для ремонта (монтажа)
Системы верхнего привода (СВП) являются принципиально новым типом механизмов бурильных установок, обеспечивающих выполнение целого ряда технологических операций. В принципе верхний привод представляет собой подвижный вращатель, оснащенный комплексом средств механизации СПО.
По назначению верхний привод можно подразделить на две категории: верхний привод установок для бурения скважин на суше и на море и верхний привод (силовой вертлюг) для ремонтных агрегатов.
Система верхнего привода обеспечивает выполнение следующих технологических операций:
вращение бурильной колонны при бурении, проработке и расширении ствола скважины;
свинчивание, докрепление бурильных труб;
проведение спуско-подъемных операций с бурильными трубами, в том числе наращивание бурильной колонны свечами и однотрубками;
проведение операций по спуску обсадных колонн;
проворачивание бурильной колонны при бурении забойным двигателем;
промывку скважин и проворачивание бурильной колонны при СПО;
расхаживание бурильных колонн и промывку скважины при ликвидации аварий и осложнений.
1. Экономия времени на наращивание труб при бурении. Наращивание колонны бурильных труб свечой длиной 28 м позволяет устранить каждые два из трех соединений бурильных труб.
2. Уменьшение вероятности прихватов бурового инструмента. Силовой вертлюг позволяет в любой необходимый момент времени при спуске или подъеме инструмента элеватором в течение 2..3 минут соединить с бурильной колонной и восстановить циркуляцию бурового раствора и вращение бурильной колонны, тем самым предотвратить прихват инструмента.
3. Расширение (проработка) ствола скважины не только при спуске, но и при подъеме инструмента.
4. Повышение точности проводки скважин при направленном бурении. При использовании отклонителя с гидравлическим забойным двигателем для изменения утла скважины свечу можно удерживать в заданном положении по всей длине свечи, что приводит к лучшей ориентации колонны и меньшему числу контрольных съемок.
ADRIVER
РЕКЛАМА
5. Повышение безопасности буровой бригады. Возможность вести наращивание свечой, а не однотрубкой снижает число используемых соединении, что уменьшает вероятность несчастных случаев.
6. Снижение вероятности выброса флюида из скважины через бурильную колонну. Наличие механизированного сдвоенного шарового крана (внутреннего превентора) позволяет быстро перекрыть внутреннее отверстие в колонне, тем самым предотвратить разлив бурового раствора при отсоединении ствола силового вертлюга от свечи. Вся операция проводится бурильщиком без участия буровой бригады.
7. Облегчение спуска обсадных труб в зонах осложнений за счет вращения. Возможность вести спуск обсадной колонны с вращением и промывкой обсадных труб при добавлении специального переводника для обсадных труб.
РЕКЛАМА
8. Повышение качества керна. Бурение на всю длину свечи без наращивания однотрубками улучшает качество кернов, снижает число рейсов.
9. Обеспечение точного крутящего момента при свинчивании и докреплении резьб.
Функции, выполняемые верхним приводом:
захват трубы (колонны труб) для подъема;
захват трубы (колонны труб) для свинчивания (развинчивания);
свинчивание (развинчивание) резьбовых соединений труб;
соединение с напорной магистралью (стволом) для промывки (очистки) скважины.
бурение (вращение) бурового снаряда;
РЕКЛАМА
В основу параметрической классификации верхнего привода можно положить два параметра: грузоподъемность и мощность. Также показывают такие параметры, как крутящий момент, давление промывочной жидкости, скорость и удобство монтажа, универсальность (особенно для сухопутных), возможность монтировать СВП в любое время проводки скважины, практически не прерывая бурение, возможность взятия в аренду.
Максимальный крутящий момент, кН∙м
Максимальная частота вращения выходного вала, об/мин
Максимальное давление бурового раствора, МПа
Номинальная мощность привода, кВт
Максимальная скорость вращения, об/мин
Схема 1 представляет собой вертлюг со встроенным в него редуктором и два приводных двигателя для обеспечения вращения и симметричного распределения нагрузки. Вертлюг через подвеску передает вес от бурильной колонны на крюк талевой системы. Направляющие служат для восприятия реактивного момента и перемещения вертлюга вверх и вниз (соответственно при подъеме и спуске). При этом нагрузка от веса колонны труб через ствол (шпиндель) передается на корпус вертлюга. Такая компоновка позволяет использовать вертлюг требуемой грузоподъемности, встроив в его корпус редуктор. Область применения: бурение глубоких скважин и проведение текущего и капитального ремонтов.
РЕКЛАМА
Схема 2 представляет собой вертлюг с удлиненным шпинделем, на который жестко посажена шестерня редуктора. Редуктор приводится во вращение двигателем. Вес от бурильной колонны на крюк талевой системы также передается через подвеску вертлюга, а направляющие служат для восприятия реактивного момента и перемещения вертлюга вверх и вниз (соответственно при подъеме и спуске). Усилие от веса колонны труб воспринимается шпинделем и передается на корпус вертлюга. При этом редуктор разгружен от восприятия осевой нагрузки. Используется вертлюг требуемой грузоподъемности, оснащенный удлиненным шпинделем и редуктором с приводным двигателем. Область применения: при проведении капитального ремонта на установках небольшой грузоподъемности.
Схема 3 представляет собой соединение стандартного вертлюга и стандартного вращателя с приводным двигателем. Вес от бурильной колонны на крюк талевой системы также передается через подвеску вертлюга, а направляющие вертлюга и вращателя служат для перемещения вертлюга вверх и вниз (соответственно при подъеме и спуске). Реактивный момент воспринимается направляющими вертлюга. Вращатель разгружен от восприятия осевой нагрузки, воспринимается только собственный вес. Область примени ния: при проведении капитального ремонта, при зарезке боковых стволов на установках средней и большой грузоподъемности.
1 – шпиндель; 2 – вращатель; 3 – направляющие; 4 – ниппель; 5 – зажимное устройство; 6 – элеватор; 8 – бурильная труба; 9 – вертлюг; 10 – редуктор; 11 – вращатель (стандартный); 12 – вертлюжная головка; 13 – патрон; 14 – трубный зажим; А – ниппель; Б – зажимное устройство; В, Г – элеватор
Рисунок – Схемы систем верхнего привода
Для каждой схемы, в зависимости от выполняемых функций, применяется комплект навесного оборудования: ниппель (А), зажимное устройство (Б), элеватор с перемещением труб (свечей) только в вертикальной плоскости (В) для спуска-подъема и элеватор как с параллельным перемещением трубы (свечи), так и с угловым перемещением (Г) для спуска-подъема и укладки труб. В зависимости от применяемых труб, может быть использован элеватор подхватывающего действия трех видов: под лыску (1), под замок (муфту) (2) и под конусную муфту.
Существует два пути передачи нагрузки на СВП от бурильной колонны:
— через вертлюжную головку и корпус вертлюга (вариант 2).
При подвеске элеватора и зажимного устройства на шпинделе вертлюга обеспечивается использование этого навесного оборудования для вращения бурильной колонны при свинчивании-развинчивании труб и при бурении. Если подвеска элеватора и зажимного устройства осуществляется через вертлюжную головку и корпус вертлюга, зажимное устройство служит, в основном, для отсоединения ниппеля ствола вертлюга от колонны труб, а элеватор используется для спуска, подъема и укладки труб. В последнем случае нагрузка от веса бурильной колонны на главный подшипник вертлюга передается только в процессе бурения. При выполнении СПО вес труб воспринимается корпусом вертлюга через вертлюжную головку 12. При подвеске к шпинделю вертлюга зажимное устройство является патроном 13, а при подвеске к вертлюжной головке — трубным зажимом 14. Ниппель присоединяется только к шпинделю вертлюга (см. рис.3.3.2).
При компоновке схем оборудования может быть использован как один вид навесного оборудования (варианты 1, 2, 3, 4), так и возможные их сочетания (варианты 5, 6, 7, 8, 9). Схема, в которой в качестве навесного оборудования используется только ниппель (вариант 1), представляет собой силовой вертлюг, остальные варианты — верхний привод.
— видом и объемом работ, выполняемых буровой установкой;
— затратами на модернизацию и возможностями предприятия;
— необходимым количеством функций, выполняемых оборудованием при бурении.
Подвижная часть СВП состоит из вертлюга-редуктора 1, который на специальных штропах 2 подвешен на траверсе талевого блока 3. На верхней крышке вертлюга- редуктора установлен взрывозащищенныи электродвигатель постоянного тока 4 в вертикальном фланцевом исполнении, с видом взрывозащиты «продувка под избыточным давлением». Причем забор и выброс продуваемого воздуха происходят из взрывобезопасной зоны. Один конец электродвигателя через эластичную муфту соединен с быстроходным валом двухступенчатого односкоростного редуктора. На другом конце вала установлен диско-колодочный тормоз 5. К корпусу вертлюга-редуктора крепится специальная рама 6, через которую блоком роликов 7 передается крутящий момент на направляющие и с них – на вышку.
Между талевым блоком и вертлюгом-редуктором установлена система разгрузки резьбы 8, обеспечивающая автоматический вывод резьбовой части ниппеля замка бурильной трубы из муфты при развинчивании и ход ниппеля при свинчивании замка. При этом исключается повреждение резьбы.