ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание: преимущество этого упражнения в том, что его можно выполнять незаметно. Главное уделить ему не больше 2–3 минут.
2. Вы помните лишь часть из Вашего билета. В этом случае необходимо начинать ответ с того, что Вы уже вспомнили. В процессе написания, Вам вспомнится и остальной материал. Ошибка – сидеть и вспоминать забытый материал.
Заключение
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
Что из сегодняшнего занятия Вам запомнилось больше всего? Что показалось полезным? Какими методами снижения стресса Вы будете пользоваться? Изменилось ли Ваше отношение к сессии, после сегодняшнего занятия?
«Управляем экзаменационным стрессом» или «Стресс-менеджмент». Вариант 3
Цели:
-
научить студентов не допускать негативного воздействия стрессоров;
-
научить справляться со стрессом, предотвращать его и его негативные последствия.
-
Задаем вопросы: Что такое стресс? Каковы его проявления? Включаем в обсуждение студентов, тормошим их; пусть они выдвигают свои варианты; после того, как у них информация закончится, дополняем её. Записываем на доску. -
Даем определение сами: стресс – неспецифическая реакция организма на изменения среды. Специфические реакция организма – это привычный ответ организма: на жару – потеем, замерзли – дрожим. При стрессе реакция организма напрямую не связана с физическими характеристиками среды. Вы испугались, перенапряглись, и вас бьет дрожь, несмотря на жаркую погоду. -
Раздаем листы бумаги А5 формата и просим нарисовать, как проявляется стресс, может быть 1- 2 схематических рисунка. -
Просим объединиться в группы по 3- 4 человека и обсудить то, что они записали. -
На доске пишем Типичные симптомы экзаменационного стресса:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:
-
усиление кожной сыпи -
головные боли -
тошнота -
«медвежья болезнь» (диарея) -
мышечное напряжение -
углубление и учащение дыхания -
учащённый пульс -
перепады артериального давления
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:
-
чувство общего недомогания -
растерянность -
паника -
страх -
неуверенность -
тревога -
депрессия -
подавленность -
раздражительность
КОГНИТИВНЫЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) СИМПТОМЫ:
-
чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете -
неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих) -
воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из вуза, лишение стипендии и т.п.) -
кошмарные сновидения -
ухудшение памяти -
снижение способности к концентрации внимания, рассеянность
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:
-
стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не -
готовиться к экзамену -
избегание любых напоминаний об экзаменах -
уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период -
вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах -
увеличение употребления кофеина и алкоголя -
ухудшение сна -
ухудшение аппетита
-
Когда группы докладывают свои выводы, указываем на те симптомы, которые вы написали. -
Рисуем схему возникновения стресса.
Ситуация восприятие этой ситуации человеком эмоциональное + физиологическое возбуждение (стрессовая по своему характеру, субъективная интерпретация и оценка) стресс мобилизация если не происходит ограничения вредоносного влияния истощение болезнь.
-
Разбираем понятие «стрессоген» (то, что вызывает у вас стресс). Набрасываем на доске их перечень, конечно, вместе со студентами. Предлагаем им разделить перечисленные стрессы на 3 группы: 1 группа стрессоров, которые от нас не зависят; 2 группа стрессоров, которыми мы можем управлять; 3 группа стрессоров, которые существуют исключительно из-за нашей интерпретации. -
Заслушиваем группы, уточняем принадлежность стресса. -
Объединяем студентов в три группы и предлагаем им вспомнить все, что они делают для преодоления стрессоров соответствующих групп. -
Заслушиваем доклады и добавляем свое (см. Приложение 1).
Приложение 1
ТИПЫ СТРЕССОРОВ | УРОВЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ | МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА |
1 группа Стрессоры, которые нам неподвластны: погода, политика преподавателя, его настроение, … | УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ | Мышечное расслабление. Глубокое спокойное дыхание (вдох на 8 тактов, задержка дыхания 4 такта, выдох на 8 тактов). Работа с образом: визуализация (например, солнца и голубого неба, представление зачетки с отличными оценками, улыбающегося радостно преподавателя, получающего премию из рук президента). Поиск чего-либо хорошего в данной ситуации. Прогулки на свежем воздухе. Сон и еда по расписанию. Вкусная и сбалансированная еда. Физические упражнения. |
2 группа Стрессоры, на которые мы можем непосредственно влиять: знание предмета, отношения с преподавателем, отношения с группой, наличие-отсутствие задолженностей по предмету, … | УПРАВЛЕНИЕ НАВЫКАМИ, ЛИЧНОСТНЫМИ СВОЙСТВАМИ | Поиск подходящих ресурсов: помощи одногруппников, консультации у преподавателя,… Постановка адекватных целей: особенно важно для студентов первой сессии – не ставить себе суперцель сдать на отлично все, а поставить задачу поскромнее: сдать без троек, для кого- то - просто сдать вовремя. Заранее пройти тренинги социальных навыков (общения и др.), уверенности в себе, управления временем. Анализ причин и выводы на будущее. Тренировка соответствующих качеств. Советы и помощь близких людей. Настойчивость. |
3 группа Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации: преподаватель ко мне придирается, я тупица, у меня руки – крюки, мне никогда не изучить этот предмет и т.п. | УПРАВЛЕНИЕ НОВЫМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ | Смена отношения к себе, другим, жизни в целом. Навыки позитивного мышления, работа с собственными установками (я успешен, я могу, я сдам…). Нейтрализация нежелательных мыслей через переключение в позицию «здесь и сейчас»: идем на экзамен, рассматриваем деревья, дома, прохожих, улыбаемся солнцу (дождю, снегу)… Развитие оптимистических взглядов. Юмор. Равнодушие (здоровый пофигизм). |
Важно на экзамене успокоиться. Взять билет и пойти готовиться. Если возникнут мысли о том, что материал не вспоминается, расслабиться, и он придет на ум (при условии, конечно, что вы до этого его учили). Потом спокойно и уверенно рассказывать преподавателю. От уверенности в своих силах ещё никому плохо не было, а вот от неуверенности - частенько.
Рефлексия по всему занятию.