Файл: Сценарий тренинга стрессменеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Примечание: преимущество этого упражнения в том, что его можно выполнять незаметно. Главное уделить ему не больше 2–3 минут.

2. Вы помните лишь часть из Вашего билета. В этом случае необходимо начинать ответ с того, что Вы уже вспомнили. В процессе написания, Вам вспомнится и остальной материал. Ошибка – сидеть и вспоминать забытый материал.
Заключение

Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.

Что из сегодняшнего занятия Вам запомнилось больше всего? Что показалось полезным? Какими методами снижения стресса Вы будете пользоваться? Изменилось ли Ваше отношение к сессии, после сегодняшнего занятия?

«Управляем экзаменационным стрессом» или «Стресс-менеджмент». Вариант 3
Цели:

  • научить студентов не допускать негативного воздействия стрессоров;

  • научить справляться со стрессом, предотвращать его и его негативные последствия.




  1. Задаем вопросы: Что такое стресс? Каковы его проявления? Включаем в обсуждение студентов, тормошим их; пусть они выдвигают свои варианты; после того, как у них информация закончится, дополняем её. Записываем на доску.

  2. Даем определение сами: стресс – неспецифическая реакция организма на изменения среды. Специфические реакция организма – это привычный ответ организма: на жару – потеем, замерзли – дрожим. При стрессе реакция организма напрямую не связана с физическими характеристиками среды. Вы испугались, перенапряглись, и вас бьет дрожь, несмотря на жаркую погоду.

  3. Раздаем листы бумаги А5 формата и просим нарисовать, как проявляется стресс, может быть 1- 2 схематических рисунка.

  4. Просим объединиться в группы по 3- 4 человека и обсудить то, что они записали.

  5. На доске пишем Типичные симптомы экзаменационного стресса:


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

  • усиление кожной сыпи

  • головные боли

  • тошнота

  • «медвежья болезнь» (диарея)

  • мышечное напряжение

  • углубление и учащение дыхания

  • учащённый пульс

  • перепады артериального давления


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

  • чувство общего недомогания

  • растерянность

  • паника

  • страх

  • неуверенность

  • тревога

  • депрессия

  • подавленность

  • раздражительность


КОГНИТИВНЫЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) СИМПТОМЫ:

  • чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете

  • неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)

  • воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из вуза, лишение стипендии и т.п.)

  • кошмарные сновидения

  • ухудшение памяти

  • снижение способности к концентрации внимания, рассеянность



ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

  • стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не

  • готовиться к экзамену

  • избегание любых напоминаний об экзаменах

  • уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период

  • вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах

  • увеличение употребления кофеина и алкоголя

  • ухудшение сна

  • ухудшение аппетита

  1. Когда группы докладывают свои выводы, указываем на те симптомы, которые вы написали.

  2. Рисуем схему возникновения стресса.



Ситуация восприятие этой ситуации человеком эмоциональное + физиологическое возбуждение (стрессовая по своему характеру, субъективная интерпретация и оценка) стресс мобилизация если не происходит ограничения вредоносного влияния истощение болезнь.


  1. Разбираем понятие «стрессоген» (то, что вызывает у вас стресс). Набрасываем на доске их перечень, конечно, вместе со студентами. Предлагаем им разделить перечисленные стрессы на 3 группы: 1 группа стрессоров, которые от нас не зависят; 2 группа стрессоров, которыми мы можем управлять; 3 группа стрессоров, которые существуют исключительно из-за нашей интерпретации.

  2. Заслушиваем группы, уточняем принадлежность стресса.

  3. Объединяем студентов в три группы и предлагаем им вспомнить все, что они делают для преодоления стрессоров соответствующих групп.

  4. Заслушиваем доклады и добавляем свое (см. Приложение 1).



Приложение 1

 ТИПЫ СТРЕССОРОВ

УРОВЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

1 группа 

Стрессоры, которые нам неподвластны:

погода, политика преподавателя, его настроение, …

 


УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ

Мышечное расслабление.

Глубокое спокойное дыхание (вдох на 8 тактов, задержка дыхания 4 такта, выдох на 8 тактов).

Работа с образом: визуализация (например, солнца и голубого неба, представление зачетки с отличными оценками, улыбающегося радостно преподавателя, получающего премию из рук президента).

Поиск чего-либо хорошего в данной ситуации.

Прогулки на свежем воздухе.

Сон и еда по расписанию.

Вкусная и сбалансированная еда.

Физические упражнения.

2 группа

Стрессоры, на которые мы можем непосредственно влиять:

знание предмета, отношения с преподавателем, отношения с группой, наличие-отсутствие задолженностей по предмету, …

 



УПРАВЛЕНИЕ НАВЫКАМИ, ЛИЧНОСТНЫМИ СВОЙСТВАМИ

Поиск подходящих ресурсов: помощи одногруппников, консультации у преподавателя,…

Постановка адекватных целей: особенно важно для студентов первой сессии – не ставить себе суперцель сдать на отлично все, а поставить задачу поскромнее: сдать без троек, для кого- то - просто сдать вовремя.

Заранее пройти тренинги социальных навыков (общения и др.), уверенности в себе, управления временем.

Анализ причин и выводы на будущее.

Тренировка соответствующих качеств.

Советы и помощь близких людей.

Настойчивость.

 3 группа

Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации: преподаватель ко мне придирается, я тупица, у меня руки – крюки, мне никогда не изучить этот предмет и т.п.


УПРАВЛЕНИЕ НОВЫМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ

Смена отношения к себе, другим, жизни в целом.

Навыки позитивного мышления, работа с собственными установками (я успешен, я могу, я сдам…).

Нейтрализация нежелательных мыслей через переключение в позицию «здесь и сейчас»: идем на экзамен, рассматриваем деревья, дома, прохожих, улыбаемся солнцу (дождю, снегу)…

Развитие оптимистических взглядов.

Юмор.

Равнодушие (здоровый пофигизм).



Важно на экзамене успокоиться. Взять билет и пойти готовиться. Если возникнут мысли о том, что материал не вспоминается, расслабиться, и он придет на ум (при условии, конечно, что вы до этого его учили). Потом спокойно и уверенно рассказывать преподавателю. От уверенности в своих силах ещё никому плохо не было, а вот от неуверенности - частенько.
Рефлексия по всему занятию.