Файл: В этот период братья увлеклись идеями Платона, Канта, Фихте, Шеллинга, Хомякова, Соловьева, Достоевского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Евгений Николаевич Трубецкой родился 23 сентября (5 октября) 1863 года в Ахтырке в семье музыковеда Николая Трубецкого. У Евгения Николаевича было 11 братьев и сестер, но его жизнь теснее всего была связана с братом С.Н. Трубецким. В 1874 году оба брата поступили в 3-й класс частной гимназии Ф. И. Креймана, в 1877 году – в 5- й класс гимназии в Калуге. Их мать, С.А. Лопухина, с самого детства прививала им христианское мировоззрение. Но в 1879 году оба брата увлеклись идеями Дарвина, Спенсера, Бокля, Бюхнера, Белинского, Добролюбова и Писарева, в связи с чем пережили острый религиозный кризис. Этот кризис удалось преодолеть, благодаря книге Куно Фишера «История новой философии», чтение которой положило начало серьёзному изучению ими философии.
В этот период братья увлеклись идеями Платона, Канта, Фихте, Шеллинга, Хомякова, Соловьева, Достоевского.
В 1881 году братья Трубецкие поступили на юридический факультет Московского университета. Весной 1885 года Е. Н. Трубецкой поступил в стоявший в Калуге Киевский гренадёрский полк; в сентябре сдал офицерские экзамены и в апреле 1886 года получил в Демидовском лицее звание приват-доцента. В 1887 году он женился на княжне Вере Александровне Щербатовой, дочери московского городского головы. От этого брака у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья. В 1892 году после защиты магистерской диссертации «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина» Е. Н. Трубецкой получил место приват-доцента, а в 1897 году – место профессора. С 1906 года он – профессор энциклопедии и истории философии права в Московском университете. В этот же период издает журнал «Московский еженедельник» (1906-1910).
В 1907–1908 года (а затем – в 1915–1917) – член Государственного совета. В 1917– 1918 годах Е. Н. Трубецкой принимал участие в работе Всероссийского Поместного Собора в качестве Товарища Председателя. Непосредственная угроза ареста вынудила его покинуть Москву: он прибыл в Добровольческую армию Деникина, где его брат, Г. Н. Трубецкой, в правительстве Деникина занимал должность начальника Управления по делам исповеданий. Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, заболел сыпным тифом и умер 23 января 1920 года.
Трубецкой является одним из представителей философии всеединства, созданной В.С. Соловьевым. Он познакомился с Соловьевым в 1887 году в доме Лопатина и быстро увлекся его идеями. Влияние Соловьева на Трубецкого было поистине исключительным и всесторонним. В отличие от других систем всеединства Трубецкой воспринимает не только ключевые понятия (Всеединство, Богочеловечество, София и т.д.), но и весь комплекс идей и интуиции, относящихся к учению о Богочеловечестве. Тем не менее, Трубецкой не соглашался с «католицизмом», «теократизмом», «экуменизмом» и «пантеизмом» Соловьева:
А.Ф. Лосев считал, что Трубецкой был «даже не соловьевец, но активный и часто непобедимый его противник».
Как критик и в то же время продолжатель учения Соловьева, Трубецкой развивает концепцию «всеединства», которое он отождествляет не с сущим в целом, а с абсолютным сознанием. Отталкиваясь от этой идеи, он развивает специфическую гносеологию, коренящуюся в онтологии («онтологическую гносеологию»). По мысли Трубецкого, «познание истины есть попытка найти безусловное сознание в моем сознании». Другие важные темы философского творчества Трубецкого – это тема Церкви и ее места в мире, проблема теодицеи, София, кризис современности, смысл жизни, иконопись, музыка и др. Трубецкому также принадлежат историко-философские произведения, большой популярностью пользуются его очерки о философии Ницше.
В.В. Зеньковский дает емкую характеристику творчества Е.Н. Трубецкого:
«У Е. Трубецкого с ранних лет ясно проявилась одна черта, которая очень повлияла на писательский дар его – я имею в виду его художественные интересы… Писательский дар у Е. Трубецкого был вообще очень высокого качества, – он писал всегда ясно, образно, увлекательно. Возможно, что некая часть творческой силы уходила сюда и ослабляла чисто философское дарование его… Но философии Е. Трубецкой посвятил все же несколько превосходных книг, – они не блещут оригинальностью, для этого Е. Трубецкой был слишком под влиянием Вл. Соловьева, но он достиг в своих книгах такой четкости в формулировках, такой стройности в развитии своих взглядов, что это сообщает его книгам бесспорную ценность.
Философское творчество Е. Трубецкого выросло из построений Соловьева – оно вносит большую последовательность и внутреннее единство в некоторые концепции Соловьева. В области гносеологии построения Е. Трубецкого обнаруживают не только точность и ясность его мысли, но и несомненную философскую самостоятельность. Но не будучи оригинальным в других областях, Е. Трубецкой занимает свое отдельное место в сложной диалектике новейшей русской философской мысли. Ценны и ярки были его удивительные экскурсы в область искусства (иконописи, музыки) – но и здесь он больше отличается изяществом слога, ясностью и четкостью мысли, чем глубиной философского анализа. Быть может, внутренним тормозом в философском творчестве Е. Трубецкого была зависимость его от Вл. Соловьева, концепции которого словно ослепляли его. Трубецкой постепенно освобождался от этих чар, и чем свободнее был он от них, тем сильнее выступала его философская одаренность. Но ему не было суждено до конца сбросить чары Соловьева, – философское творчество Е. Трубецкого явно носит на себе печать незаконченности, недоговоренности…»
19 мая 1918 года Трубецкой был официальным оппонентом на защите диссертации Ивана Ильина на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»[16]. В это же время в рядах антибольшевистской организации действовал Правый центр[17]. Непосредственная угроза ареста вынудила Трубецкого покинуть Москву, и 24 сентября 1918 года он выехал в Киев. Там вошёл в состав Совета государственного объединения России (СГОР), а затем и в его бюро. В начале декабря того же года покинул осаждённый войсками Симона Петлюры Киев и в конце этого месяца перебрался в Одессу, куда уже переместилось руководство СГОР. В группе его членов был командирован в Екатеринодар к Антону Деникину договориться о форме управления Юго-Западным краем с большей автономией от Добровольческой армии. Попытка оказалась неудачной. В марте 1919 года в Екатеринодаре[18].
В 1919 году на белом юге России принимал участие в создании единого управления Русской православной церкви до освобождения Москвы и соединения с Патриархом. Член Юго-восточного русского церковного собора с 19 по 23 мая 1919 года в Ставрополе, принявшего положение о высшем церковном управлении в регионе[19].
На белом Юге князь принял участие в работе Освага – органе информации и пропаганды на территории, подконтрольной Добровольческой армии[20].
Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, Трубецкой заболел здесь сыпным тифом и умер 5 февраля 1920 года[21].
«Человек жертвует собою только тогда, когда он верит, что есть что-то великое, не умирающее, что его переживет»