Файл: А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность т.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений.

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.

Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Таким образом, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.


По сути потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. В процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и «принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений». Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов.

В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.

Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

Итак, существуют мотивы-стимулы, т.е. побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности. По мнению А. Н. Леонтьева «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий ... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Личностный смысл представляет собой важный, но не единственный момент функционального развития мотивационно-смысловых отношений личности. Составляющие мотивационно-смысловых отношений субъекта к миру, к самому себе и к другим:

Социальная позиция субъекта как члена той или иной социальной общности;

Побуждающие субъекта к деятельности мотивы, задаваемые этой позицией;

Реализуемые деятельностью объективные отношения субъекта к объектам и явлениям;

Приобретенный в свете тех или иных мотивов личностный смысл;



Личностный смысл как отражение в индивидуальном сознании отношения субъекта к этим объектам и явлениям;

Выражающие личностный смысл в поведении смысловые установки;

Регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности.

Просто про смыслы:

– недостаточность изменения Л.с. для его изменения;

– невозможность непосредственного воплощения Л.с. в значениях;

– перемена социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности;

– принцип деятельностного опосредования Л.с. позволяет отграничить Л.с. от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний вроде симпатий, антипатий, хотений, желаний (они выполняют функцию оценки Л.с. и тем самым способствуют осознанию субъектом его отношений к действительности);

– изменение Л.с. и смысловых установок всегда опосредовано изменением деятельности, реализующей объективное отношение субъекта к миру. Изменив соц. позицию субъекта, его место в системе общественных отношений, можно трансформировать смыслообразующие мотивы личности и ее установки. Однако у смысловых отношений есть и внутриличностная динамика: противоречие, а иногда и конфликт м/д находящимися в определенной иерархической связи мотивами личности выступает как механизм внутреннего движения.

– смыслы часто не осознаются. Неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности представляют собой нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают личностный смысл.

При раскрытии содержания понятия «мотивационно-смысловые отношения» следует учитывать движение как от деятельности к индивидуальному сознанию личности, так и от индивидуального сознания личности к деятельности (снова этот «удивительный» факт). Оба этих движения отображают два взаимодополняющих плана проявления единиц анализа личности: план содержания (связан с Л.с.) и план выражения.

Дальше мы рассматриваем функциональное развитие динамических смысловых систем, забивая на выбор личностью мотивов (что, кстати, обусловлено социальной позицией в обществе). Смыслообразующий мотив побуждает и направляет деятельность –> в этом процессе порождается «динамическая смысловая система». Потом осуществляемые посредством этой деятельности объективные отношения человека к миру интериоризируются и воплощаются в сознании в виде личностного смысла. Т.е. Л.с. – это составляющая динамической смысловой системы, отражающая в индивидуальном сознании личности содержание ее отношения к действительности. На возникновении Л.с. как бы заканчивается движение от деятельности к индивидуальному сознанию личности. С этого момента начинается жизнь Л.с. в самом индивидуальном сознании и его обратное движение к деятельности.


При анализе движении от индивидуального сознания к деятельности выделяется такая составляющая «динамических смысловых систем» как смысловая установка личности. Смысловая установка личности представляет собой форму выражения Л.с. в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. Л.с. есть содержание установки.

Смысловая установка, включая эскиз будущей деятельности, может фиксироваться, существовать в латентной потенциальной форме во времени и актуализироваться, обуславливая наиболее устойчивые способы поведения в соответствующей ей ситуации. Именно смысловая установка определяет в конечном итоге устойчивость и направленность деятельности личности, её поступки и деяния.

В поступках и деяниях экстериоризируются отношение личности к миру. Превращение Л.с. в систему опредмеченных в мире культуры значений – последняя инстанция на пути движения от индивидуального сознания личности к продуктам ее деятельности. Ею и завершается процесс функционального развития таких единиц анализа структуры личности, как динамические смысловые системы.