Файл: Характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высший уровень средств и методов познания теории государства и права представлен парадигмами, т.е. познавательными принципами и приемами, которые отображают процессы в государственно-правовой сфере, которые задают логику организации знаний, модель теоретического толкования однотипной группы явлений. Для государственно-правовых явлений характерна многозначность. Чтобы их описать исследователю, требуется наличие концептуальных объяснений природы и сущности государства и права, т.е. теоретических подходов, со стороны которых происходит формирование изначальных критериев и установок для определенного понимания государственно-правовых явлений [17].

Со стороны теории государства и права можно говорить о том, что существуют разные концептуальные подходы к тому, чтобы исследовать государство и право, интерпретировать их природу, сущность, источники и формы. В основе таких различий лежат попытки объяснить их посредством решающего влияния определенного фактора. Формирование самих парадигм происходило в пределах тех или иных школ, направлений. Ознакомимся с такими парадигмами:

Теологическая парадигма. Роль представителя такой парадигмы отводится Фоме Аквинскому. С его стороны происходила интерпретация государства и права в качестве сверхъестественного проявления Божественной воли [22].

Натуралистическая парадигма. Роль представителя отводится французскому исследователю Ж.Бодену. С его стороны отмечалось доминирование природных факторов, в т.ч. климата, географической среды, врожденных инстинктов и т.п. над всеми государственно-правовыми явлениями [17].

Естественно-правовая парадигма, роль представителей которой отводится Г.Гроцию, Дж.Локку, Ж.-Ж. Руссо. С их стороны осуществлялась трактовка государственно-правовых явлений в качестве справедливых установлений свободных людей.

Социальная парадигма (К. Маркс, Е. Дюринг, М. Вебер и другие). С их стороны происходило объяснение государственно-правовых явлений в качестве того, что на них влияют социально-экономические и социокультурные факторы [15].

Нормативистская парадигма, роль представителя которой отводится Г. Кельзену. С его стороны происходило определение государства и права в качестве принудительно установленного общественного порядка [26].

Роль естественного недостатка парадигм отводится известному упрощенному, огрублению сложной системы, включающей государственно-правовые процессы. Но их достоинство заключается в том, что с их стороны происходило указание на то, как юридические теории связаны с концепцией более высокого уровня, включая философские, социологические, социокультурные.


Именно научные направления высокого уровня используются теорией государства и права для черпания наиболее общих принципов познания и логических приемов, благодаря которым появляется возможность более активного выражения природы и сущности государственно-правовых явлений. Их совокупность представлена средним уровнем познавательных средств в методологии теории государства и права. Со стороны таких принципов происходит формирование группы общенаучных методов, которые обладают универсальным характером, и которые используют все науки [30].

Особого внимания заслуживает принцип историзма, который предполагает, что будет исследован процесс развития государства и права во времени и пространстве, благодаря которому представляется возможным выявление изменений, которые происходят с государством и правом на протяжении конкретных периодов их эволюции в пределах разных стран [23].

Кроме того, со стороны теории государства и права в качестве науки требуется стремление к тому, чтобы достичь истины, объективно отражать государственно-правовую действительность, закономерности ее возникновения, тенденции развития, что является содержанием принципа объективности. При этом для преодоления сложности процессов, которые происходят в государственно-правовой сфере, не должно использоваться сведение всего многообразия к раз и навсегда заданным значениям.

Многозначность и многоликость государства и права предполагает возможность их исследования с различных сторон, уважения иной точки зрения. В этом находит свое выражение принцип плюрализма [11].

Он позволяет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать наиболее оптимальную систему суждений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов.

Процесс реконструкции знания и формирования концепции предполагает использование различных логических приемов, с помощью которых общенаучные принципы применяются к исследованию реального объекта. Поскольку государственно-правовые явления достаточно сложны и многофункциональны, то используется аналитический метод (анализ), позволяющий мысленно раскладывать явление на составные части и определять характер взаимосвязи между ними [15].

Противоположный анализу прием - синтез, представляющий собой объединение элементов и свойств в единое целое.

В теории государства и права используется и другая пара приемов - индукция и дедукция. Они основаны на различных принципах мыслительной действительности. Индукция предполагает исследование, направленное от частного к общему, когда признаки характеристики единичного элемента переносятся на свою систему. Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному [15].


Наконец, третий, низший уровень методологии теории государства и права составляют частнонаучные методы, которые представляют собой средства непосредственного получения конкретного знания. Среди них в теории государства и права используются системный, структурно-функциональный, статистический методы, провой эксперимент, метод правового моделирования компаративный метод и другие [15].

Системный метод рассматривает государственно-правовую сферу как систему, то есть целое, состоящее из взаимосвязанных элементов.

Обращается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на импульсы раздражения извне и изнутри, государство и право развивается.

Системный метод дополняется структурно-функциональным, который исходит из того, что государственно-правовые явления имеют структуру, состоят из элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают жизнедеятельность системы в целом. Если какой-то элемент не справляется со своими функциями, тогда и вся система работает неудовлетворительно [13].

В рамках данного подхода механизм правового регулирования представляет собой систему взаимосвязанных элементов, состоящую из норм права, юридических фактов, актов применения норм права, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей. Если в этом механизме неэффективна деятельность правоохранительных органов или развит правовой нигилизм населения, тогда в целом он не будет в состоянии обеспечивать законность и правопорядок.

Все большее значение в теории государства и права приобретает компаративный (сравнительный) метод. Его достоинством является возможность типологизации государственно-правовых явлений, развивающихся в различных странах в сопоставимые периоды, и на этой основе - выявления преимуществ и недостатков конкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и так далее. Это позволяет определить границы и возможности перенесения зарубежного опыта правового развития в конкретный регион, государство [14].

Широкое распространение в связи с изменениями, происходящими в настоящее время в государственно-правовой сфере России, получает метод правого моделирования и правовой эксперимент. Правовое моделирование представляет собой теоретический поиск оптимальных путей развития.

В свою очередь, для правового эксперимента характерен эмпирический (опытный) поиск таких путей.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Функции теории государства и права - это основные направления ее деятельности, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни [13].


Понятие "функция", применительно к теоретической системе, как и к любой системе, дает нам описание, характеристику именно ее требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию науки, как и функцию любой системы, следует отличать от реального, фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия теоретической системы [28].

Теории государства и права, как и любой науке, безусловно, присуща гносеологическая (теоретико-познавательная) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории государства и права как системы знаний. Особенность этой функции состоит том, что она выполняется наукой как бы "для себя", для своего развития и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки [12]. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. Заметим, что вся та методология, о которой шла речь выше, применительно к теории государства и права, рассматривается через призму именно теоретико-познавательных функций, ориентирована на нее [16].

Другой важнейшей функцией теории государства и права, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юридических наук, является методологическая функция. Научный метод можно трактовать как знание, используемое как средство получения нового знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод. Знания, разрабатываемые теорией государства и права, по своему характеру таковы, что в основном своем объеме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках как теории государства, так и теории права выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции [15].

Методологическое значение теории государства и права обусловлено и тем обстоятельством, что в ее рамках разрабатываются проблемы методологии правоведения в целом, то есть проблемы использования самых различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции, строится определенная система такой методологии [18].

Большое значение имеет идеологическая функция теории государства аи права. Она объективна присуща ей, как и любой общественной науке. А в рамках правоведения - в большей степени, чем другой юридической науке. Теория государства и права как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о ее мировоззренческой роли. Особенно велико значение этих моментов на современном этапе развития нашего общества, когда происходит становление новой социальной и правовой идеологии.


Близка к идеологической воспитательная функция теории государства и права. К ее содержанию относятся, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория государства и права должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно - правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции [4].

В литературе называют и прогностическую функции, которая касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений, то есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлении, функции выдвижения научно обоснованных гипотез.

Прикладная функция теории государства и права связана с непосредственным ее выходом на практику - правотворческую и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решений других вопросов практического характера[22].

Некоторые правоведы, помимо рассмотренных выше функций, часто называют и другие функции теории государства и права. Например, онтологическую, эвристическую, научно-консультативную, организаторскую и другие. Но данные функции на наш взгляд, являются разновидностями функций выше проанализированных нами.

Глава 2. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

2.1 Роль и место теории государства и права в системе общественных Наук

Единство и целостность материального и духовного мира обуславливают единство всех наук. Особенно тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными)" науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находится человек, его достоинство, права и свободы. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества. Этот вопрос не может быть монополией какой-то одной науки. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают его, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, историей, экономическими науками, политологией, социологией и другими. Она опирается на их передовые достижения, использует методологию и категориальный аппарат иных общественных наук [26].