Файл: Изучение технического законодательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 1594

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Цель работы: Приобрести навыки работы с законодательными документами.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с заданием, изучить указанные в задании главы и статьи.

2. Оформить работу, перечертить таблицу 3 «Изучение технического законодательства».

3. Ответить на поставленные в таблице 3 вопросы, выписав их из закона или записать свои суждения.
Таблица 3



п/п

Вопрос

Ответ

1.

Какие отношения регулирует Федеральный закон «О техническом регулировании»?

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

-разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

-применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия;

-оценке соответствия.

2.

Основные источники технического права в России.

Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.

нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют: • Конституция РФ; • федеральные конституционные законы; • федеральные законы; • нормативные указы Президента РФ; • постановления Правительства РФ; • нормативные акты министерств и ведомств РФ; • законы субъектов РФ; • подзаконные акты органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.

3.

Цели принятия технических регламен-тов.

принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

4.

В каких целях утверждается Прави-тельством РФ программа разработки технических регламентов?

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

5.

Назвать виды технических регламентов.

общие технические регламенты; · специальные технические регламенты.

6.

Что могут содержать технические регламенты?

Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

7.

Совместим ли технический регламент с международными стандартами? Почему да или нет?

 Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 (Цели принятия технических регламентов)настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей.

8.

В каком случае и кто может отменить технический регламент?

Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9.

Выпишите то место в ФЗ о техничес-ком регулировании, где ФЗ нацеливает

разработчиков ТР на единый подход к отечественной и импортной продукции

Единый подход к отечественной и импортируемой продукции получил закрепление в п. 6 той же статьи, чем исключена «политика двух стандартов», склонность к проведению которой определёнными кругами в промышленности отмечалась с введения в России сертификации продукции.

10.

Укажите цели стандартизации

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

11.

Как Вы понимаете добровольное и многократное применение стандартов?

Принцип добровольного использования стандарта, прежде всего, означает добровольность его выбора субъектом хозяйственной деятельности.

12.

Перечислите документы в области стандартизации

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

4) своды правил;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

13.

Назовите объекты и субъекты национальных стандартов

Объекты, которые стандартизируют:

продукция; работа; процесс; услуги.

Субъекты

Ростехрегулирование

Центр стандартизации и метрологии

Технический комитет по стандартизации

Ростест

14.

Назовите объекты и субъекты стандартов организаций

• составные части, детали и сборочные единицы разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

• процессы организации и управления производством;

• процессы менеджмента;

• технологическая оснастка и инструмент;

• технологические процессы, а также технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также имущества физических и юридических лиц;

• методики и методы проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа;

• услуги, оказываемые внутри организации, в том числе социальные;

• номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации и пр

15.

Что входит в обязанности националь-ного органа по стандартизации?

К обязанностям национального органа по стандартизации относятся: создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов; обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам.

16.

Назначение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации относятся к документам в области стандартизации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

17.

Для чего необходимо подтверждать соответствие?

Исходя из определения понятия подтверждения соответствия, его основная цель — документальное удостоверение соответствия продукции, работ либо услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или же условиям договоров.

18.

Какие существуют формы подтверждения соответствия на территории РФ?

Таким образом Федеральный №184 предусматривает три документальных формы подтверждения соответствия:

-обязательный сертификат соответствия;

-декларация соответствия (обязательная);

-добровольный сертификат соответствия.

19.

Назовите объекты добровольной сертификации

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

20.

Что такое «знак обращения на рынке»?

В соответствии с ФЗ № 184 "О техническом регулировании", знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

21.

Объекты обязательной сертификации

Основными объектами обязательной сертификации являются: все виды услуг населению; продукция, к которой могут относится - сырье, материалы, топливо, энергия, готовые изделия; системы качества, процессы производства.

22.

В каком случае проводится деклариро-вание соответствия?

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.



Ответы на вопросы

1. Объект стандартизации

11. Стандарт организаций

2. Субъект стандартизации

12. Сертификат соответствия

3. Нормативный документ

13.Сертификация

4.Техническое законодательство

14. Добровольная сертификация

5. Техническое регулирование

15.Обязательная сертификация

6. Технический регламент

16. Декларирование соответствия

7. Безопасность

17. Декларация о соответствии

8. Международный стандарт

18. Маркировка знаком соответствия

9. Стандарт

19. Знак обращения на рынке

10.Национальный стандарт

20.Общероссийские классификаторы технико -экономической и социальной информации

1. Объект стандартизации — продукция, работа, процессы, услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации

2. Субъекты стандартизации — организации, органы и службы, осуществляющие деятельность по установлению правил и характеристик в области стандартизации.

3. Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.0)

4. Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

Техническое законодательство — один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. ФЗ о техническом регулировании является основным источником технического права в России.

5. «Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».



6. Технический регламент (ТР) - документ, принятый органами власти и содержащий технические требования, обязательные для исполнения и применения либо непосредственно, либо путем ссылок на стандарты

7. Безопасность — главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование. Разработка норм базируется на оценке риска причинения вреда от эксплуатации продукции. Установление минимально необходимых требований, выбор форм и схем подтверждения соответствия осуществляются с учетом степени риска причинения вреда продукцией. Принятие решений на базе сравнения фактического уровня риска с допустимым является главным в процессе технического регулирования.

8. Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;

9. Стандарт — это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, утвержденных специальным органом.

10. Национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;

11. Стандарт организации — внутренний документ организации, разрабатываемый на применяемые в ней (или предоставляемую ею) продукцию, технологические процессы, оказываемые услуги и т. п.; стандарты организаций разрабатываются в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004.

12. Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

13. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

14. Добровольная сертификация — это официально действующая система, применяемая для товаров и услуг или оборудования, подтверждение качества которых, не является обязательным требованием действующего законодательства о техническом регулировании в Российской Федерации.

15. Обязательная сертификация — это система оценки соответствия продукции, подтверждение безопасности которой является обязательным требованием законодательства в области технического регулирования. Система обязательного подтверждения соответствия применяется для оценки безопасности как импортных, так и отечественных товаров, а итоговым документом является сертификат.


16. Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

17. Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

18. Знак соответствия — специальный знак, ставящийся на товаре или упаковке товара, показывающий соответствие этого товара тому или иному стандарту, требованиям сертификационных организаций и пр.

19. Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

20. Общероссийские классификаторы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в государственных информационных системах, являются одним из видов документов по стандартизации, согласно Феде­ральному закону «О стандартизации в Российской Феде­рации». Технико-экономическая и социальная информация — это информация, используемая в сферах производства, распределения и потребления материальных благ, а также в сферах планирования и управления экономикой государства. Данная информация включает сведения об объектах и процессах, происходящих в экономике.

Тема: Государственный контроль и надзор.

ЗАДАНИЕ:

1. Изучить Государственный контроля и надзор по Федеральным законам «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измерений», а также по настоящему пособию.

2. Систематизировать изученный материал и ответить письменно на вопросы.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с заданием, изучить указанный материал.

2. Оформить работу, перечертив таблицу 4 «Государственный контроль и надзор».

3. Ответить на поставленные в таблице 4 вопросы, сравнив проведение ГКиН по разным объектам:

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов;

2. Государственный контроль и надзор за соблюдением национальных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;

3. Государственный метрологический контроль - утверждение типа СИ;

4. Государственный метрологический контроль - поверка СИ;

5. Государственный метрологический надзор - за выпуском, состоянием и применением средств изме­рений, аттестованными методиками выполнения измере­ний, эталонами единиц величин, стандартными образцами, соблюдением метрологических правил и норм.

Государственный контроль и надзор

Таблица 4.



п/п

Вопросы

ГКиН

ГМК

ГМН

объект 1

объект 2

объект 3

объект 4

объект 5

1.

Цель ГКиН

выявление фальсифицированной продукции, товаров с неправильной маркировкой с целью «предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей».

государственная защита прав потребителей и интересов государства.

проверка соблюдения правил законодательной метрологии

определение соответствия СИ заявленным метрологическим требованиям

проверка соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на жизненно важные для государства сферы деятельности, перечисленные в Законе Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».

2.

Субъекты контроля

федеральные органы

исполнительной власти; органы исполнительной власти

субъектов РФ; государственные учреждения,

уполномоченные на проведение ГКиН (в соответствии с

законодательством)


межрегиональные

территориальныеуправления Ростехрегулирования


государственные научные

Метрологические центры, аккредитованные в качестве

государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ)


органы ГМК


должностные лица

Ростехрегулирования — государственные инспекторы

3.

Сфера распространения

соблюдения требований соответствующих ТР на стадии обращения


обязательная сертификация продукции и услуг


-области с повышенной социальной и экономической значимостью

-области, в которых возможно столкновение интересов двух и более сторон

-области, связанные с так называемыми измерениями


-области с повышенной социальной и экономической значимостью

-области, в которых возможно столкновение интересов двух и более сторон

-области, связанные с так называемыми измерениями


предприятия, организации, учреждения, независимо от их подчиненности и форм собственности

4.

Основание для проверки

-несоответствующая продукция

-товары с неправильной маркировкой


-получение информации об имеющихся нарушениях, которые могут причинить вред здоровью людей, окр. Среде ввиду несоблюдения организациями, ПБОЮЛами обязательных требований

-получение обращений с жалобами граждан по поводу нарушения их прав, связанных с невыполнением обязательных требованийобязательная сертификация продукции и услуг


необходимо для новых марок (типов) СИ,

предназначенных для выпуска с производства или ввоза по

импорту


-истечение срока действия сертификата

-наличие информации от потребителей об ухудшении качества СИ


-выявление и устранение отрицательных последствий недостоверных результатов измерений

-контроль за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки

5.

Проверяется

-наличие декларации о соответствии или сертификата соответствия 

-их подлинность

-правильность оформления и регистрация

-срок действия 

-наличие документов о результатах инспекционного контроля

-доведение информации об оценке соответствия до потребителя продукции




-наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям

-идентичность проверяемой продукции наименованию, указанному в предъявленном сертификате

-наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции, проведенного ОС

-правильность маркирования знаком соответствия

-своевременность извещения ОС об изменениях,внесенных в тех-ю документацию


-выпуск, состояние и применение СИ, аттестованныеМВИ, эталоны единиц величин, соблюдение метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст.23 Закона «Об обеспечении единства измерений»

- количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. 

-количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже


-выпуск, состояние и применение СИ, аттестованныеМВИ, эталоны единиц величин, соблюдение метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст.23 Закона «Об обеспечении единства измерений»

- количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. 

-количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже


-наличие и полнота перечня СИ, подлежащих ГМКиН;

- соответствие состояния СИ и условий их эксплуатации

установленным техническим требованиям;

- наличие сертификата об утверждении типа СИ;

- наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке, а

также соблюдение межповерочного интервала; 

- наличие документов, подтверждающих аттестацию методик

выполнения измерений;

- наличие лицензии на изготовление и ремонт СИ предприятием,

занимающимся указанными видами деятельности;

наличие документа, подтверждающего право проведения поверки

СИ силами МС данного юридического лица;

- наличие документов, подтверждающих органами ГМС

аттестацию лиц, осуществляющих поверку СИ, в качестве

поверителей;

- правильность хранения и применения эталонов, используемых для

поверки СИ в соответствии с НД

6.

Проводит проверку

органы ГКиН


госинспектор и специалисты организации


физическое лицо, аттестованное в качестве поверителя


-физическое лицо, аттестованное в качестве поверителя 

-аккредитованные МС юридические лица


проверки могут быть самостоятельными, т.е. только органами

ГМС, и совместными — с участием другого контрольно-надзорного органа

7.

План проверки

При составлении планов проверок учитываются

- установленные целевые задания и приоритетные направления государственного контроля (надзора),

- информация потребителей,

- информация реестров о продукции, прошедшей сертификацию


плановые мероприятия по ГКиН проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя


обязательные

испытания СИ, принятие решения об утверждении типа, его

государственная регистрация, выдача сертификата об

утверждении типа


СИ подвергают первичной, периодической, внеочередной и

инспекционной поверке. Первичной поверке подлежат СИ

утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при

ввозе по импорту. Первичной поверке могут не подвергаться СИ

при ввозе по импорту на основании заключенных международных

соглашений о признании результатов поверки, произведенной в

зарубежных странах. Периодической поверке подлежат СИ,

находящиеся в эксплуатации или на хранении


-плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года в соответствии с графиком, составляемым ГМС

-внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов самоуправления, обществ защиты прав потребителей, торговых инспекций и пр. в целях выявления и устранения отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

-повторные проверки проводятся в целях контроля за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки

8.

Документы о проверке

-предписания об устранении нарушений требований технических регламентов

-акт проверки в установленной форме


акт проверки по установленной форме


положительные результаты испытаний являются основанием для

принятия агентством Ростехрегулирование решения об

утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом.


положительные результаты испытаний являются основанием для

принятия агентством Ростехрегулирование решения об

утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом.


результаты каждой проверки оформляются актом,который подписывают все участники проверки

9.

Распространение информации о проверке

органы ГКиН вправе направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выжавший его орган по сертификации, выдавать предписание о приостановлении или прекращении

действия декларации о соответствии принявшему ее лицу и

информировать об этом федеральный орган исполнительной

власти, организующий формирование и ведение Единого реестра

деклараций о соответствии

по результатам проверки госинспектор обязан произвести запись в журнале учета мероприятий по контролю. Информация о нарушениях, выявленных в ходе мероприятий по контролю и надзору, при необходимости направляется органам исполнительной власти субъекта РФ, правоохранительным органам и общественным организациям потребителей

информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене

публикуются в официальных изданиях агентства

Ростехрегулирования. Информационное обслуживание

заинтересованных юридических и физических лиц данными об

утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метрологической

службы Ростехрегулирования. Информация об утверждении типа и

решение об его отмене оперативно публикуются в журнале

«Измерительная техника». Осуществляется также официальное

издание описаний утвержденных типов СИ, что позволяет ЦСМ

иметь достоверную информацию и использовать ее при

выполнении надзорных функция физическим лицом,аттестованным в качестве поверителя

если СИ признано пригодным, то на него или на

техническую документацию наносится оттиск поверительного

клейма или выдается Свидетельство о поверке

содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. При обнаружении нарушений госинспектор составляет предписание об устранении обнаруженных нарушений