ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1594
Скачиваний: 31
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Цель работы: Приобрести навыки работы с законодательными документами.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с заданием, изучить указанные в задании главы и статьи.
2. Оформить работу, перечертить таблицу 3 «Изучение технического законодательства».
3. Ответить на поставленные в таблице 3 вопросы, выписав их из закона или записать свои суждения.
Таблица 3
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1. | Какие отношения регулирует Федеральный закон «О техническом регулировании»? | Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: -разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; -применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; -оценке соответствия. |
2. | Основные источники технического права в России. | Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт. нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют: • Конституция РФ; • федеральные конституционные законы; • федеральные законы; • нормативные указы Президента РФ; • постановления Правительства РФ; • нормативные акты министерств и ведомств РФ; • законы субъектов РФ; • подзаконные акты органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты. |
3. | Цели принятия технических регламен-тов. | принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. |
4. | В каких целях утверждается Прави-тельством РФ программа разработки технических регламентов? | Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми. |
5. | Назвать виды технических регламентов. | общие технические регламенты; · специальные технические регламенты. |
6. | Что могут содержать технические регламенты? | Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. |
7. | Совместим ли технический регламент с международными стандартами? Почему да или нет? | Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 (Цели принятия технических регламентов)настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей. |
8. | В каком случае и кто может отменить технический регламент? | Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. |
9. | Выпишите то место в ФЗ о техничес-ком регулировании, где ФЗ нацеливает разработчиков ТР на единый подход к отечественной и импортной продукции | Единый подход к отечественной и импортируемой продукции получил закрепление в п. 6 той же статьи, чем исключена «политика двух стандартов», склонность к проведению которой определёнными кругами в промышленности отмечалась с введения в России сертификации продукции. |
10. | Укажите цели стандартизации | 1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; 2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; 3) улучшение качества жизни населения страны; 4) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 5) техническое перевооружение промышленности; 6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. |
11. | Как Вы понимаете добровольное и многократное применение стандартов? | Принцип добровольного использования стандарта, прежде всего, означает добровольность его выбора субъектом хозяйственной деятельности. |
12. | Перечислите документы в области стандартизации | 1) документы национальной системы стандартизации; 2) общероссийские классификаторы; 3) стандарты организаций, в том числе технические условия; 4) своды правил; 5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона. |
13. | Назовите объекты и субъекты национальных стандартов | Объекты, которые стандартизируют: продукция; работа; процесс; услуги. Субъекты Ростехрегулирование Центр стандартизации и метрологии Технический комитет по стандартизации Ростест |
14. | Назовите объекты и субъекты стандартов организаций | • составные части, детали и сборочные единицы разрабатываемой или изготавливаемой продукции; • процессы организации и управления производством; • процессы менеджмента; • технологическая оснастка и инструмент; • технологические процессы, а также технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также имущества физических и юридических лиц; • методики и методы проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа; • услуги, оказываемые внутри организации, в том числе социальные; • номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации и пр |
15. | Что входит в обязанности националь-ного органа по стандартизации? | К обязанностям национального органа по стандартизации относятся: создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов; обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. |
16. | Назначение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации | В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации относятся к документам в области стандартизации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. |
17. | Для чего необходимо подтверждать соответствие? | Исходя из определения понятия подтверждения соответствия, его основная цель — документальное удостоверение соответствия продукции, работ либо услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или же условиям договоров. |
18. | Какие существуют формы подтверждения соответствия на территории РФ? | Таким образом Федеральный №184 предусматривает три документальных формы подтверждения соответствия: -обязательный сертификат соответствия; -декларация соответствия (обязательная); -добровольный сертификат соответствия. |
19. | Назовите объекты добровольной сертификации | Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. |
20. | Что такое «знак обращения на рынке»? | В соответствии с ФЗ № 184 "О техническом регулировании", знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. |
21. | Объекты обязательной сертификации | Основными объектами обязательной сертификации являются: все виды услуг населению; продукция, к которой могут относится - сырье, материалы, топливо, энергия, готовые изделия; системы качества, процессы производства. |
22. | В каком случае проводится деклариро-вание соответствия? | Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия. |
Ответы на вопросы
1. Объект стандартизации | 11. Стандарт организаций |
2. Субъект стандартизации | 12. Сертификат соответствия |
3. Нормативный документ | 13.Сертификация |
4.Техническое законодательство | 14. Добровольная сертификация |
5. Техническое регулирование | 15.Обязательная сертификация |
6. Технический регламент | 16. Декларирование соответствия |
7. Безопасность | 17. Декларация о соответствии |
8. Международный стандарт | 18. Маркировка знаком соответствия |
9. Стандарт | 19. Знак обращения на рынке |
10.Национальный стандарт | 20.Общероссийские классификаторы технико -экономической и социальной информации |
1. Объект стандартизации — продукция, работа, процессы, услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации
2. Субъекты стандартизации — организации, органы и службы, осуществляющие деятельность по установлению правил и характеристик в области стандартизации.
3. Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.0)
4. Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.
Техническое законодательство — один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. ФЗ о техническом регулировании является основным источником технического права в России.
5. «Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».
6. Технический регламент (ТР) - документ, принятый органами власти и содержащий технические требования, обязательные для исполнения и применения либо непосредственно, либо путем ссылок на стандарты
7. Безопасность — главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование. Разработка норм базируется на оценке риска причинения вреда от эксплуатации продукции. Установление минимально необходимых требований, выбор форм и схем подтверждения соответствия осуществляются с учетом степени риска причинения вреда продукцией. Принятие решений на базе сравнения фактического уровня риска с допустимым является главным в процессе технического регулирования.
8. Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;
9. Стандарт — это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, утвержденных специальным органом.
10. Национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;
11. Стандарт организации — внутренний документ организации, разрабатываемый на применяемые в ней (или предоставляемую ею) продукцию, технологические процессы, оказываемые услуги и т. п.; стандарты организаций разрабатываются в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004.
12. Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;
13. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;
14. Добровольная сертификация — это официально действующая система, применяемая для товаров и услуг или оборудования, подтверждение качества которых, не является обязательным требованием действующего законодательства о техническом регулировании в Российской Федерации.
15. Обязательная сертификация — это система оценки соответствия продукции, подтверждение безопасности которой является обязательным требованием законодательства в области технического регулирования. Система обязательного подтверждения соответствия применяется для оценки безопасности как импортных, так и отечественных товаров, а итоговым документом является сертификат.
16. Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
17. Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
18. Знак соответствия — специальный знак, ставящийся на товаре или упаковке товара, показывающий соответствие этого товара тому или иному стандарту, требованиям сертификационных организаций и пр.
19. Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
20. Общероссийские классификаторы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в государственных информационных системах, являются одним из видов документов по стандартизации, согласно Федеральному закону «О стандартизации в Российской Федерации». Технико-экономическая и социальная информация — это информация, используемая в сферах производства, распределения и потребления материальных благ, а также в сферах планирования и управления экономикой государства. Данная информация включает сведения об объектах и процессах, происходящих в экономике.
Тема: Государственный контроль и надзор.
ЗАДАНИЕ:
1. Изучить Государственный контроля и надзор по Федеральным законам «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измерений», а также по настоящему пособию.
2. Систематизировать изученный материал и ответить письменно на вопросы.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с заданием, изучить указанный материал.
2. Оформить работу, перечертив таблицу 4 «Государственный контроль и надзор».
3. Ответить на поставленные в таблице 4 вопросы, сравнив проведение ГКиН по разным объектам:
1. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов;
2. Государственный контроль и надзор за соблюдением национальных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;
3. Государственный метрологический контроль - утверждение типа СИ;
4. Государственный метрологический контроль - поверка СИ;
5. Государственный метрологический надзор - за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, стандартными образцами, соблюдением метрологических правил и норм.
Государственный контроль и надзор
Таблица 4.
№ п/п | Вопросы | ГКиН | ГМК | ГМН | ||
объект 1 | объект 2 | объект 3 | объект 4 | объект 5 | ||
1. | Цель ГКиН | выявление фальсифицированной продукции, товаров с неправильной маркировкой с целью «предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей». | государственная защита прав потребителей и интересов государства. | проверка соблюдения правил законодательной метрологии | определение соответствия СИ заявленным метрологическим требованиям | проверка соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на жизненно важные для государства сферы деятельности, перечисленные в Законе Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». |
2. | Субъекты контроля | федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; государственные учреждения, уполномоченные на проведение ГКиН (в соответствии с законодательством) | межрегиональные территориальныеуправления Ростехрегулирования | государственные научные Метрологические центры, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ) | органы ГМК | должностные лица Ростехрегулирования — государственные инспекторы |
3. | Сфера распространения | соблюдения требований соответствующих ТР на стадии обращения | обязательная сертификация продукции и услуг | -области с повышенной социальной и экономической значимостью -области, в которых возможно столкновение интересов двух и более сторон -области, связанные с так называемыми измерениями | -области с повышенной социальной и экономической значимостью -области, в которых возможно столкновение интересов двух и более сторон -области, связанные с так называемыми измерениями | предприятия, организации, учреждения, независимо от их подчиненности и форм собственности |
4. | Основание для проверки | -несоответствующая продукция -товары с неправильной маркировкой | -получение информации об имеющихся нарушениях, которые могут причинить вред здоровью людей, окр. Среде ввиду несоблюдения организациями, ПБОЮЛами обязательных требований -получение обращений с жалобами граждан по поводу нарушения их прав, связанных с невыполнением обязательных требованийобязательная сертификация продукции и услуг | необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту | -истечение срока действия сертификата -наличие информации от потребителей об ухудшении качества СИ | -выявление и устранение отрицательных последствий недостоверных результатов измерений -контроль за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки |
5. | Проверяется | -наличие декларации о соответствии или сертификата соответствия -их подлинность -правильность оформления и регистрация -срок действия -наличие документов о результатах инспекционного контроля -доведение информации об оценке соответствия до потребителя продукции | -наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям -идентичность проверяемой продукции наименованию, указанному в предъявленном сертификате -наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции, проведенного ОС -правильность маркирования знаком соответствия -своевременность извещения ОС об изменениях,внесенных в тех-ю документацию | -выпуск, состояние и применение СИ, аттестованныеМВИ, эталоны единиц величин, соблюдение метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст.23 Закона «Об обеспечении единства измерений» - количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. -количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже | -выпуск, состояние и применение СИ, аттестованныеМВИ, эталоны единиц величин, соблюдение метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст.23 Закона «Об обеспечении единства измерений» - количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. -количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже | -наличие и полнота перечня СИ, подлежащих ГМКиН; - соответствие состояния СИ и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям; - наличие сертификата об утверждении типа СИ; - наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке, а также соблюдение межповерочного интервала; - наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений; - наличие лицензии на изготовление и ремонт СИ предприятием, занимающимся указанными видами деятельности; - наличие документа, подтверждающего право проведения поверки СИ силами МС данного юридического лица; - наличие документов, подтверждающих органами ГМС аттестацию лиц, осуществляющих поверку СИ, в качестве поверителей; - правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ в соответствии с НД |
6. | Проводит проверку | органы ГКиН | госинспектор и специалисты организации | физическое лицо, аттестованное в качестве поверителя | -физическое лицо, аттестованное в качестве поверителя -аккредитованные МС юридические лица | проверки могут быть самостоятельными, т.е. только органами ГМС, и совместными — с участием другого контрольно-надзорного органа |
7. | План проверки | При составлении планов проверок учитываются - установленные целевые задания и приоритетные направления государственного контроля (надзора), - информация потребителей, - информация реестров о продукции, прошедшей сертификацию | плановые мероприятия по ГКиН проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя | обязательные испытания СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственная регистрация, выдача сертификата об утверждении типа | СИ подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке. Первичной поверке подлежат СИ утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту. Первичной поверке могут не подвергаться СИ при ввозе по импорту на основании заключенных международных соглашений о признании результатов поверки, произведенной в зарубежных странах. Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении | -плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года в соответствии с графиком, составляемым ГМС -внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов самоуправления, обществ защиты прав потребителей, торговых инспекций и пр. в целях выявления и устранения отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. -повторные проверки проводятся в целях контроля за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки |
8. | Документы о проверке | -предписания об устранении нарушений требований технических регламентов -акт проверки в установленной форме | акт проверки по установленной форме | положительные результаты испытаний являются основанием для принятия агентством Ростехрегулирование решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. | положительные результаты испытаний являются основанием для принятия агентством Ростехрегулирование решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. | результаты каждой проверки оформляются актом,который подписывают все участники проверки |
9. | Распространение информации о проверке | органы ГКиН вправе направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выжавший его орган по сертификации, выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии принявшему ее лицу и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение Единого реестра деклараций о соответствии | по результатам проверки госинспектор обязан произвести запись в журнале учета мероприятий по контролю. Информация о нарушениях, выявленных в ходе мероприятий по контролю и надзору, при необходимости направляется органам исполнительной власти субъекта РФ, правоохранительным органам и общественным организациям потребителей | информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуются в официальных изданиях агентства Ростехрегулирования. Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц данными об утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метрологической службы Ростехрегулирования. Информация об утверждении типа и решение об его отмене оперативно публикуются в журнале «Измерительная техника». Осуществляется также официальное издание описаний утвержденных типов СИ, что позволяет ЦСМ иметь достоверную информацию и использовать ее при выполнении надзорных функция физическим лицом,аттестованным в качестве поверителя | если СИ признано пригодным, то на него или на техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выдается Свидетельство о поверке | содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. При обнаружении нарушений госинспектор составляет предписание об устранении обнаруженных нарушений |