Файл: Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 2 Обучающийся Хамидуллина Диана Абильевна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2023
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Экологические основы природопользования
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Хамидуллина Диана Абильевна
Преподаватель:
Чащинова Анна Вадимовна
Задание 1
Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии — это становление начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое должно выстраиваться на базе экологического сознания.
Разумеется, достижение столь значимых и содержательных целевых ориентиров невозможно без оформления персональной нравственной позиции педагога по данному вопросу. В качестве варианта собственной педагогической позиции вам необходимо написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору):
1. Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе.
2. Цели экологического образования в интересах устойчивого развития
Российской Федерации.
3. Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.
4. Влияние педагога на снижение уровня негативного воздействия промышленности на окружающую среду: борьба с ветреными мельницами или всё в наших руках?
Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:
Тема: Цели экологического образования в интересах устойчивого развития
Российской Федерации.
На сегодняшний момент вероятность экологической катастрофы имеет первостепенное значение, поэтому уделяется особое внимание экологическому образованию школьников. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике. Все это связывается с ухудшающейся экологической ситуацией на планете Земля.
По мнению ряда ученых, в России существует значительное отставание уровня экологического образования от мирового. Сегодня важно не только иметь некую сумму экологических знаний, не только вести речь о любви к природе и бережном отношении к ней, но и уметь принимать решения, основываясь на привычки системно мыслящего человека. Идеи устойчивого развития требуют не только знания экологических законов, но, даже в большей степени, понимания того, что и в какой мере губительно для существования человечества. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях современного экологического кризиса возникла необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. В связи с этим возрастает потребность в новом подходе (эколого-гуманистическом) к пониманию природных и общечеловеческих ценностей: осознание уникальности нашей планеты Земля и исчерпаемости её ресурсов; необходимости сохранения многообразия экосистем и биологического разнообразия; понимание тесных взаимосвязей в природе, обществе, экономике. При этом возрастает ответственность человечества за последствия научно-технического прогресса, необходимость скорейшего перехода на новые безотходные технологии и ресурсосбережение, поддержание и совершенствование систем жизнеобеспечения, управление факторами риска в социоприродных системах. В качестве ключевых образовательных компетентностей рассматриваются следующие:
- Общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно- историческому и природному наследию
России
- Учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся
в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа)
- Информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы
- социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу)
- коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной)
- личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности)
- экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания)
Задание 2
Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:
1. Человеческий капитал.
2. Комфортная среда для жизни.
3. Экономический рост.
Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.
Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, изучает содержание данного проекта.
Для выполнения данного задания рекомендуем пройти по ссылке на официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsional nyy_proekt_ekologiya/
- Информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы
- социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу)
- коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной)
- личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности)
- экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания)
Задание 2
Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:
1. Человеческий капитал.
2. Комфортная среда для жизни.
3. Экономический рост.
Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.
Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, изучает содержание данного проекта.
Для выполнения данного задания рекомендуем пройти по ссылке на официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsional nyy_proekt_ekologiya/
1. Внимательно изучите содержание паспорта Национального проекта
«Экология». Особое внимание обратите на его структуру, представляемую систему планирования и перечень значимых показателей.
2. Изучите представленный перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология».
3. Дополните данный перечень недостающим наименованием федерального проекта № 10, входящего в состав национального проекта «Экология»:
- Федеральный проект «Чистая страна».
- Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
- Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».
- Федеральный проект «Чистый воздух».
- Федеральный проект «Чистая вода».
- Федеральный проект «Оздоровление Волги».
- Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».
- Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».
- Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».
- Федеральный проект «…………………………..».
- Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
4. Перечислите показатели, представляемые в рамках данного национального проекта, на достижение которых он направлен.
5. Опишите характеристику глобальной экологической проблемы, на решение которой направлен данный федеральный проект.
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:
Перечень
наименований
федеральных
проектов,
входящих
в
состав национального проекта «Экология»:
1. Федеральный проект «Чистая страна».
2. Федеральный проект
«Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
3. Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».
4. Федеральный проект «Чистый воздух».
5. Федеральный проект «Чистая вода».
6. Федеральный проект «Оздоровление Волги».
7. Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».
8. Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».
9. Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».
10. Федеральный проект «Сохранение лесов».
11. Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий»
Показатели национального проекта
Показатели
Наименование
показателя
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
2023 г. 2024 г.
Ликвидированы все выявленные на 1 января
2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.
0 16 42 76 108 146 191
Ликвидированы
31 48 57 67 74 74 75
наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.
Количество введённых в эксплуатацию производственно- технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед.
0 0
0 0
0 4
7
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %
3 7
16,2 22,8 24 33 36
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %
7 12 27 38 40 55 60
Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %
100 100 97 95 93 71 78
Количество городов с высоким и очень высоким
8 8
6 5
3 2
0
Количество введённых в эксплуатацию производственно- технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед.
0 0
0 0
0 4
7
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %
3 7
16,2 22,8 24 33 36
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %
7 12 27 38 40 55 60
Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %
100 100 97 95 93 71 78
Количество городов с высоким и очень высоким
8 8
6 5
3 2
0
уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.
Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.
0 15 80 150 300 4000 6900
Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ,
%
50 50 47 44 40 38 36
Доля населения
Российской
Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %
87,5 87,5 87,8 88,2 89 89,4 90,8
Доля городского населения
Российской
Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %
94,5 94,5 94,9 95,5 96,5 97 99
Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных
3,17 3,17 2,98 2,58 2,38 1,58 1,05
Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.
0 15 80 150 300 4000 6900
Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ,
%
50 50 47 44 40 38 36
Доля населения
Российской
Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %
87,5 87,5 87,8 88,2 89 89,4 90,8
Доля городского населения
Российской
Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %
94,5 94,5 94,9 95,5 96,5 97 99
Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных
3,17 3,17 2,98 2,58 2,38 1,58 1,05
вод, км3 в год
Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2 28,7 32,0 159,2 230,0 304,7 442,8 600,0
Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га
-
2,7 6,4 10,6 14,4 17,3 23,5
Протяженность очищенно й прибрежной полосы водных объектов, тыс. км
-
1,5 3
4,5 6
7,5 9
Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро
Байкал и другие водные объекты
Байкальской природной территории, %
100 96,8 90,2 85,6 81,0 76,4 71,8
Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.
218 223 226 231 235 235 235
Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га
1,3 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 5,0
Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек
3571 4313 4913 5617 6203 6895 7891
Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2 28,7 32,0 159,2 230,0 304,7 442,8 600,0
Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га
-
2,7 6,4 10,6 14,4 17,3 23,5
Протяженность очищенно й прибрежной полосы водных объектов, тыс. км
-
1,5 3
4,5 6
7,5 9
Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро
Байкал и другие водные объекты
Байкальской природной территории, %
100 96,8 90,2 85,6 81,0 76,4 71,8
Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.
218 223 226 231 235 235 235
Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га
1,3 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 5,0
Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек
3571 4313 4913 5617 6203 6895 7891
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %
62,3 64,4 2,8 80,4 85,6 92,2 100
Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.
32,3 20,5 18,0 17,0 16,0 15,0 12,5
Характеристика глобальной экологической проблемы «Чистый воздух».
Проблема сохранения лесов от загрязнений является приоритетной для человечества, поскольку ежегодно их площадь сокращается, что приводит к изменению биосферы. Как следствие, меняется и структура почвы, состав воды, что откладывает негативный отпечаток на жизнь человека. Россия – страна номер один по количеству лесов. Создать условия для воспроизводства жизненно важных для планеты российских лесов призван федеральный проект «Сохранение лесов». Основная цель – добиться, чтобы вырубленные и погибшие леса на 100% восстанавливались. По этому документу к 2024 году Россия должна обеспечить полный баланс между вырубленным и восстановленным лесом.
Лесозаготовители должны компенсировать нанесенный природе ущерб, высадив столько же деревьев, сколько спилили. Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Задание 3
Представьте следующую педагогическую ситуацию. Вы являетесь педагогом в образовательной организации. Вам необходимо провести внеклассное занятие на тему: «Экологический след жителя планеты Земля». Возрастные характеристики учащихся могут быть определены студентом по собственному выбору.
Изучите предлагаемые далее информационные и тестовые материалы. По приведённой ниже тестовой методике рассчитайте собственный экологический след, а также подготовьте обстоятельный ответ на следующие вопросы:
1. Какие задачи вы как педагог поставите перед собой на внеклассном занятии по теме «Экологический след»?
2. Каким будет тематическое планирование и содержание урока?
В качестве итога подготовьте краткий конспект будущего занятия, на котором в обязательном порядке должны быть представлены предложенные далее материалы.
Определение понятия «экологический след»
Экологический след — это земельная площадь планеты, которая необходима для того, чтобы конкретный человек получил все необходимые ресурсы для создания тех вещей и услуг, которыми он пользуется на протяжении всей своей жизни.
Методика расчёта экологического следа жителя планеты Земля
Для того чтобы вычислить экологический след конкретного жителя планеты
Земля, рекомендуется последовательно ответить на каждый из шести вопросов представленного далее теста. Для этого необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов соответствующие вашему образу жизни утверждения. В заключении каждого утверждения (справа) представлены конкретные баллы.
Необходимо выделить баллы, соответствующие выбранным вами высказываниям.
Далее рекомендуется провести сложение/вычитание количества определённых баллов. Суммируя, а затем умножая баллы, вы получите величину экологического следа жителя планеты Земля.
Тест по проведению расчёта экологического следа жителя планеты Земля
1. Жильё:
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке средних размеров было бы тесновато +7 1.2 Большая, просторная квартира +12 1.3 Коттедж на две семьи +23
Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.
Ответ: +6
2. Использование энергии:
2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45 2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2 2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75 2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды –10 2.5 Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами –5 2.6 Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет –10 2.7 Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме –
10
Ответ: +45 +75 -10
3. Транспорт:
3.1 На работу вы ездите городским транспортом +25 3.2 На работу вы идёте пешком или едете на велосипеде +3 3.3 Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45 3.4 Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75 3.5 В отпуск вы летаете самолётом +85 3.6 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность пути — до 12 часов +10 3.7 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность — более 12 часов +20
Ответ: +3 +45
4. Питание:
4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых вы сами готовите обед +2 4.2 Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы +14 4.3 В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5 4.4 Вы едите мясо 2 – 3 раза в неделю +50 4.5 Вы едите мясо три раза в день +85 4.6 Вы предпочитаете вегетарианскую пищу +30
Ответ: +2 +50
5. Использование воды и бумаги:
5.1 Вы принимаете ванну ежедневно +14 5.2 Вы принимаете ванну один или два раза в неделю +2 5.3 Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4 5.4 Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4 5.5 Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её +2 5.6 Иногда вы берёте книги в библиотеке или одалживаете их у знакомых –1 5.7 Прочитав газету, вы её выбрасываете +10 5.8 Выписываемые или покупаемые вами газеты/журналы/книги читает после вас ещё кто-то +5
Ответ: +14 +4
6. Бытовые отходы:
6.1 Все мы создаём массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100 6.2 За последний месяц вы хотя бы раз сдавали стеклянные бутылки –15