Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Арттерапевтические технологии в образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 этап: Вербализация.

Участники пересаживаются в круг, составленный из стульев, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно их рассмотреть. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можно попытаться деликатно его расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа, но не следует настаивать на этом.

Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, ведущий и другие члены группы могут дополнительно задавать косвенные вопросы:

1. Где твоему дереву хотелось бы расти: на опушке или среди других деревьев?

2. Есть ли у него друзья и враги?

3. Боится ли чего-нибудь это дерево?

4. Грозят ли ему какие-либо опасности?

5. О чем мечтает это дерево?

6. Какое настроение у твоего дерева?

7. Это дерево скорее счастливо или несчастно?

8. Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

9. За что его любят люди?

10. Что снится дереву?

11. Какой подарок его мог бы обрадовать?

12. Чем можно помочь дереву, если оно болеет?

Большинство участниц с удовольствием рассказывают про дерево, сообщая при этом важные сведения о себе, своих переживаниях, сомнениях, проблемах.

Далее участникам предлагается сохранить образ дерева, отделить его от фона:

«Аккуратно оторвите по контуру изображения дерева внешнюю, лишнюю часть рисунка. Это следует делать пальцами, ножницами пользоваться нельзя».

Коллективная работа. «Представьте, что большой лист ватмана на полу – это поляна, на которой вырастут ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместить рисунок: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или в стороне от других деревьев. Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа. При желании измените первоначальное положение вашего рисунка».

На этом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности. Рисунки можно перемещать многократно.
4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)

3.Занятие «Следуй за лидером»
Ритуал приветствия (2-3минуты)
1 этап: Настрой («разогрев»)
Упражнение «Интервью»

Цель: проанализировать особенности участников группы через интервьюирование ими друг друга.

Время работы:15-20 мин.

Инвентарь: флипчарт или доска,мел.

Ход упражнения: Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут проводят взаимное интервью, после которого представляют группе своего партнера. Основные во­просы для интервью должны быть заранее написаны на флипчарте.

2 этап: Индивидуальная работа.
«Следуй за лидером
Задачи: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.
Материалылисты плотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши.
Ребенок рисует картинку, линия за линией. После каждой линии

отводится время на то, чтобы остальные члены группы ее срисовали. Только

ведущий ребенок знает, каким будет конечный рисунок. Также очень весело

сравнивать конечные результаты разных людей и смотреть, насколько они

получились похожими на оригинал.

 

3 этап: Вербализация.
Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном    опыте, чувствах, эмоциях.

 4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)

4. Арт-занятие «Дружба»
Ритуал приветствия (2-3минуты)
1 этап: Настрой («разогрев»)
Упражнение «Пожмите друг другу руки!»
Цель: создание доверительной атмосферы, сплочение группы.

Время: 5-7 мин.

Ход упражнения: Участникам предлагается выходить в круг и пожимать друг другу руки, если они сочтут, что называемые ведущим характеристики имеют к ним отношение. Каждая фраза начинается со слов: «В круг выходят те, кто...

 — играет на каком-нибудь инструменте;

 — родился в другом городе;

 — умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);

 — бывал когда-нибудь цирке;

 — любит жареные пирожки (соленые огурцы, моченые яблоки);

 — имеет брата (сестру, собаку, кошку, хомяка, попугая);

 — считает себя «совой» («жаворонком»);

 — любит математику (биологию, физкультуру)»…

 Можно перемешать шутливые характеристики серьезными.

Обсуждение:

 — Как вы себя чувствовали во время игры?

 — Узнали ли вы для себя что-то новое?

 — Всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?

 — Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?

 

2 этап: Индивидуальная работа.
Техника «Дружба»
Задачи:

  1. Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

  2. Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

  3.  Обучению сознавания в себе как личности таких качеств, как способность к дружбе, осознавание положительных сторон своей личности.


Материалы: Половина листа ватмана каждому участнику. Акварельные краски или гуашь, кисти. Фломастеры. Баночки для воды.

 Инструкция 1:

Визуализация. «Закрой глаза и представь себя в качестве друга.

Мы все можем быть хорошими друзьями людям, которые нам

не безразличны, по крайней мере, некоторое время. Какой ты друг?

Представь, что ты дружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справиться? Чем с тобой было бы интересно заниматься?

Чем бы ты мог помочь? Чем ты можешь поделится с собой как с другом?»

Обсуждение 1: Поделитесь впечатлениями.

Комментарии для психолога:

При обсуждении психолог может обратить внимание на то, что «беззвучные» места – это те части тела, которые мы плохо сознаем. Но иногда человек просто не умеет слышать звуки. У него все тело «молчит». Такому участнику можно порекомендовать потренироваться дома. Обычно после нескольких тренировок тело начинает «звучать».

Вообще, молчащие участки – это яркий диагностический признак, требующий психотерапевтической работы с мышечными зажимами, с запретами и страхами. Но на тренинге мы, конечно, не интерпретируем «глухоту». В крайнем случае, если это вызывает беспокойство самого участника, наедине, после тренинга, мы можем порекомендовать психолога, знакомого с телесно-ориентированной психотерапией.

Инструкция 2: 

Рисунок. «Я хороший друг, потому что...». Каждый может представить свои качества как друга как угодно, например, как комикс, собрание рисунков, картинок-настроений.

3 этап: Вербализация.

 Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях. «Покажите, что у вас получилось. Какие участки вам не нравятся? Почему? Где вы видите диссонанс? В чем он выражается? Какие участки тела вам нравятся? Расскажите, что по вашему мнению означают цвета, которые вы взяли для каждой части?»

При создании рисунка можно включить фоновую музыку. Она должна носить нейтральный характер. Лучше всего если это будет трансовая музыка (не путать с релаксационной). Такая музыка больше напоминает некое приятное сочетание звуков, а не мелодию. Каждый слышит ее в соответствии со своим состоянием.

Рисунки участников- очень хорошая диагностика для психологов. Но участникам не следует озвучивать свои наблюдения. Если есть время и вам кажется необходимым, можете стимулировать выражение чувств.

4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)

5. Арт-занятие «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

Ритуал приветствия (2-3минуты)
1 этап: Настрой («разогрев»)
Упражнение «Передай жест»
Задачи: снятие напряжения, физическое раскрепощение, стимулирование спонтанности, активизация внутригруппового взаимодействия. Развитие взаимного доверия и сплоченности.

Участники группы становятся в круг и по очереди совершают различные выразительные движения. Вся группа повторяет за каждым участником его жесты.
2 Этап: Индивидуальная работа.

«Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

Задачи: активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности. Исследование сходства и различий в индивидуальных и групповых экспрессивных проявлениях. Осознание участниками группы своих психологических особенностей.

Материалы: белая бумага формата А0, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти.

Участники образуют подгруппы (желательно, чтобы состав подгрупп на этом занятии отличался от состава подгрупп на предыдущем занятии с тем, чтобы стимулировать прямые контакты участников с более широким кругом лиц), в каждой из которых может быть от трех до пяти человек. Ведущий сообщает группе о том, что сначала предполагается работа с краской на общем листе бумаги без создания какого-либо законченного образа, просто «игра» с цветом, после чего участники должны совместно создать из получившихся пятен какой-либо образ. После этого участники каждой подгруппы берут лист ватмана и смачивают его водой. Затем по очереди или одновременно они начинают рисовать на нем линии или пятна, пользуясь гуашевыми или акварельными красками. При этом выбор цвета каждым участником определяется тем, насколько он ему приятен или интересен. Индивидуальные территории для каждого участника на общем листе ватмана не обозначаются, так что каждый имеет возможность, договариваясь или не договариваясь с другими, рисовать, где захочет. Ведущий должен наблюдать за тем, как участники подгрупп взаимодействуют на этом этапе и, в случае необходимости, во время обсуждения в круге акцентировать внимание на выражении: чувств, связанных с работой на общем пространстве и нарушением неформальных границ участников. Он также следит за соблюдением групповых норм, в частности, нормы недопущения физического насилия. По мере того, как пространство листа ватмана постепенно заполняется цветными линиями и пятнами, они могут сливаться друг с другом, а краски — смешиваться. Цветовое «поле» может вызывать у участников разные чувства и ассоциации, которыми они делятся друг с другом. Благодаря этому подгруппа договаривается о трансформации пятен в более или менее оформленные образы. Для этого, кроме красок, они могут воспользоваться и другими изобразительными средствами (фломастерами, мелками и т. д.) и техниками (например, коллажем). После создания работ в качестве дополнительного элемента творческого взаимодействия участникам можно предложить совместно сочинить на основе рисунка художественно-поэтический текст (сказку, историю, «белый» стих и т. д.) либо подготовить и затем представить другим подгруппам пантомиму или танец, передающие чувства и образы, навеянные рисунком.


3 этап: Вербализации

 Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном    опыте, чувствах, эмоциях.

4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)


6. Арт-занятие «Рисуем круги»

Ритуал приветствия (2-3минуты)

1 Этап: Настрой («разогрев») 
Упражнение «Рисунок по кругу». 

Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья, и стол психолога.
Каждая группа получает по одному листу бумаги (А4); первый участник рисует на листе незатейливую картинку или просто цветные пятна и передает эстафету следующему участнику, который продолжает рисунок. В итоге каждый рисунок возвращается к первому автору.

После выполнения упражнения обсуждается первоначальный замысел, участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

Это упражнение может выявить сильные противоречия в группе, вызвать агрессивные чувства, обиду. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

 

2 этап: Индивидуальная работа.
«Рисуем круги»

Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.
Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, способствует формированию групповой сплоченности.

Материалы: листы бумаги формата А4; два рулона – по одному на каждый стол – обоев или плотной оберточной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительных швов; достаточное количество разнообразных изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Каждый участник сам выбирает изобразительные средства.)
Инструкции ведущего: «Займите место за одним из столов.

При желании вы можете пересесть на другое место, свободно передвигаться вокруг стола и рисовать на любой части бумаги.

Нарисуйте на большом полотне кружок такого размера и цвета, какой вам хочется.

Нарисуйте рядом с ним еще один-два круга, любого размера и цвета. Отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.