Файл: 1. Понятие товароведения. Цели, задачи, основные категории товароведения. Понятие медицинского и фармацевтического товароведения. Товар. Потребительная стоимость и потребительские свойства товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
безрецептурного отпуска.
Отдел безрецептурного отпуска располагается на территории торгового зала.
Оборудование отдела: витрины, шкафы, шкафы с вертушками, стеллажи для хранения медикаментов, столы, стулья, подтоварники, кассовый аппарат, калькулятор, компьютер, холодильник для хранения термолабильных ЛС, справочная литература, документация на поступившие ТМ
28. Нормативные акты в сфере защиты прав потребителей. Правила продажи. Обмен и возврат аптечны товаров.
Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителя»
Основные понятия:
- потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
Статья 4. Качество товара (работы, услуги
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах
(работах, услугах)
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
Особенности продажи лекарственных препаратов и ИМН.
Продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека и животных, предотвращения беременности, повышения продуктивности животных) осуществляется в соответствии с
Федеральным законом №61.
Информация о лекарственных препаратах должна содержать сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его государственной регистрации

(за исключением лекарственных препаратов, изготовленных продавцом (аптечным учреждением) по рецептам врачей).
Информация об изделиях медицинского назначения (изделиях медицинской техники, включая инструменты, оборудование, приборы и аппараты медицинские, изделия медицинские из резины, текстиля, стекла, полимерных и других материалов, и запасных частях к ним, предназначенных для профилактики, диагностики, лечения заболеваний в домашних условиях, реабилитации и ухода за больными; оправах для корригирующих очков и линзах для коррекции зрения; изделиях протезно- ортопедических и запасных частях к ним; наборах реагентов и средств для диагностики; домашних
(автомобильных) аптечных комплектах (наборах) и прочих медицинских материалах и средствах) должна содержать сведения о номере и дате разрешения на применение таких изделий в медицинских целях, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в установленном порядке, а также, с учетом особенностей конкретного вида товара, сведения о его назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения.
Продавец должен предоставить покупателю информацию о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых устанавливается
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Лекарственные препараты и изделия медицинского назначения до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе (поставщике).
Предпродажная подготовка изделий медицинской техники включает при необходимости также удаление заводской смазки, проверку комплектности, сборку и наладку.
Продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
19.01.1998 №55, утвердившим «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену (далее — Перечень).
возврат (замена) товаров, в том числе реализуемых через аптеки, может быть осуществлен в следующих случаях: Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества если потребителю был продан товар ненадлежащего качества, (основание ст. 503 ГК РФ, ст. 18
Закона № 2300-1); если потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, изготовителе (основание п. 3 ст. 495 Гражданского кодекса РФ, ст. 12 Закона); если был нарушен порядок отпуска лекарственных препаратов, предусмотренный нормативно- законодательными актами, а именно: рецептурный препарат продан без рецепта (основание п. 76
Правил продажи отдельных видов товаров); при ошибке со стороны фармацевта в наименовании товара или в дозировке лекарственного средства, или в его форме (основание п. 2 ст. 469 ГК РФ, п. 3 ст. 4 Закона).


Покупатель вправе возвратить или заменить товар ненадлежащего качества, приобретенный в аптечной организации (за исключением тех товаров, которые включены в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации в соответствии с действующим порядком <*>)
29. Понятие «фармацевтическая этика», понятие «фармацевтическая деонтология». Этический кодек российского фармацевта. Основные статьи кодекса.
Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.
Фармацевтическая этика - это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, контролирующие органы и др.).
Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника - фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях - аксиологию.
Понятие «деонтология» было введено в начале XIX в. как наименование науки о профессиональном поведении человека.
Фармацевтическая деонтология изучает принципы поведения фармацевтического персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.
В аптеке именно работник первого стола (провизор или фармацевт) олицетворяет перед покупателем всю сложную цепь, включая в себя технологический процесс производства, контроль качества, поставку, ценообразование и организацию продажи товара.
Фармацевтическая деонтология имеет направления и включает взаимоотношения:
1) фармацевт- пациент(посетитель)
2) Фармацевт – врач
3) Фармацевт – коллектив (фармацевт – фармацевт)
4) Фармацевт – общество
В 1995 году Российской фармацевтической ассоциацией был принят
Этический кодекс
российского фармацевта, провозгласивший главную цель профессиональной деятельности фармацевтов - всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь.
Главное условие фармацевтической деятельности - всегда поддерживать высочайший профессиональный уровень, а также обязанности, права и ответственность фармацевтов за нарушение профессиональной этики.
Этический кодекс фармацевтического работника России является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи, которая включает обеспечение населения и конкретно каждого гражданина всеми товарами аптечного ассортимента, в первую очередь лекарственными средствами, а также оказание научно-консультативных услуг по всем вопросам, связанным с лекарственными средствами.
Этический кодекс имеет целью обеспечить переход России к правовому государству и рынку потребителя в сфере фармацевтической помощи.
Определяет отношения: между фармацевтическим работником и обществом,

между фармацевтическим работником - пациентом, между фармацевтическим работником - медицинским работником и отношения между коллегами
( фармацевтами) и направлен в первую очередь на обеспечение прав, достоинств и здоровья личности и общества в целом, а также прав и моральной ответственности специалистов фармацевтических организаций и предприятий.
На кафедре организации и экономики фармации ММА им. И.М.Сеченова был разработан
«Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)»
Положения Этического кодекса могут быть использованы при разрешении возможных этических споров и конфликтов, в установленном порядке
1.Фармацевтический работник должен оказывать фармацевтическую помощь любому
человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, пола, возраста, социального статуса пациента.
Фармацевтический работник должен гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и эффективностью лекарственных препаратов.
2. Основное условие деятельности фармацевтического работника –высокий профессионализм
и компетентность в вопросах лекарственного обеспечения.
Фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что «лекарство в руках хорошего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невежды подобно огню и мечу». Фармацевтический работник должен владеть точной информацией о лекарственных средствах, их побочных эффектах и совместимости.
3. Фармацевтический работник не вправе использовать свои знания и возможности в
негуманных целях.
4.Право и долг фармацевтический работника –хранить свою профессиональную
независимость и осознавать меру ответственности за свои поступки.
Фармацевтический работник должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний в области лекарственных средств.
Вступая в сотрудничество с производителями фармацевтической продукции, посредниками, фармацевтический работник должен быть беспристрастен, самостоятелен, свободен от экономического влияния со стороны нефармацевтов. Фармацевтический работник не вправе навязывать пациентам свои политические, религиозные и философские взгляды.
5. При осуществлении фармацевтической деятельности фармацевтический работник должен
всегда придерживаться принципов этичной конкуренции, этичного маркетинга и рекламы.
При этом основным принципом должно быть обеспечение безопасности и эффективности при профилактике и лечении заболеваний пациентов, а также соблюдение деонтологических норм взаимодействия между всеми партнѐрами фармацевтического рынка.
Фармацевтический работник не имеет права:
-использовать свои знания и навыки при незаконном производстве и отпуске лекарственных средств, особенно тех, которые могут привести к ущербу здоровья, физической или психической целостности человека;
-отпускать лекарственные средства не разрешѐнные к медицинскому применению и в качестве которых он сомневается;
-соображениями собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.
Настоящий кодекс действует на всей территории России и распространяется на все области фармацевтической деятельности, в том числе: изучение запросов потребителей фармацевтической помощи; создание лекарственных препаратов и других изделий медицинского назначения; промышленное и аптечное их изготовление; контроль качества; доведение до потребителей, включая

систему формирования спроса и стимулирования сбыта; непрерывное фармацевтическое образование.
Ответственность за нарушение этического кодекса:
Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положения действующего законодательства Российской Федерации, фармацевтический работник несёт ответственность по закону.
Пересмотр Этического кодекса должен проводиться на специальных конференциях, объединяющих общественный фармацевтические организации и ассоциации России
30. Виды отношений: пациент (посетитель) – фармацевт, врач – фармацевт – пациент, фармацевт – коллектив
Этический кодекс определяет отношения: между фармацевтическим работником и обществом, между фармацевтическим работником - пациентом, между фармацевтическим работником - медицинским работником и отношения между коллегами
( фармацевтами) и направлен в первую очередь на обеспечение прав, достоинств и здоровья личности и общества в целом, а также прав и моральной ответственности специалистов фармацевтических организаций и предприятий.
Фармацевтический работник и пациент
* Фармацевтический работник должен уважать честь и достоинство пациента.
* Фармацевтический работник должен с уважением относится к каждому пациенту, не проявляя предпочтение или неприязнь к кому-либо. Внимательное отношение, понимание и забота фармацевтического работника к пациенту помогут вселить уверенность в лекарственное средство и выздоровление.
* Фармацевтический работник обязан владеть основами психотерапевтического воздействия взаимопонимания с пациентом. При общении с пациентом не допустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие. Фармацевтический работник должен помнить что перед пациент и сделать ему скидку на раздражительность и грубость.
* Фармацевтический работник должен следить за своей речью, жестами и мимикой. Говорить ясно, конкретно, достаточно громко. Внешним видом фармацевтический работник должен располагать к себе пациента.
* Фармацевтический работник должен дать почувствовать пациенту, что в его лице он имеет высокообразованного, высококультурного и знающего специалиста.
*Фармацевтический работник должен всегда сообщать необходимую информацию о лекарственных средствах пациенту. Право пациента получить, и долг фармацевтического работника сообщать всю необходимую информацию о лекарственных средствах (способ, время и частота приёма, хранение в домашних условиях и др.).
* Фармацевтический работник должен соблюдать врачебную тайну.
* Фармацевтический работник обязан сохранять в тайне всю медицинскую и доверенную ему пациентом личную информацию.
* Фармацевтический работник должен всегда оказывать первую доврачебную помощь.
Фармацевтический работник и врач.
*Фармацевтический работник не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача как и он не имеет права умалять достоинство фармацевтического работника. У фармацевтического работника и врача общая задача – возвращение здоровья пациенту.
*Фармацевтический работник, являясь специалистом в области лекарствоведения,обязан:
-информировать врача о новых лечебных, профилактических и диагностических препаратах;
-требовать от врача строго соблюдения установленных правил выписывания рецепта.


*Фармацевтический работник должен работать в тесном контакте с врачом. Содружество фармацевтического работника и врача, совместный выбор наиболее эффективных, специфических лекарственных средств и их лекарственных форм, дозы препарата, рациональной схемы лечения, способа применения, времени приёма лекарственного препарата способствуют эффективному лечению пациента.
*Фармацевтический работник не должен подменять врача в выборе лекарственных средств, предлагать пациенту лекарственные препараты по собственному усмотрению
, так как не знает индивидуальные особенности организма больного и течения заболевания.
*Фармацевтический работник обязан обеспечить пациентам наличие тех лекарственных средств, которые им выписал врач, а также соответствие их химического состава, дозировки и формы отпуска требованиям, определёнными врачом.
*Фармацевтический работник должен быть нетерпим ко всякого рода ошибкам медицинских работников в вопросах лекарствоведения. Не оставлять без внимания все ошибки и неточности, обсуждать их с медицинскими работниками.
Отношения фармацевтического работника с коллегами
*В течение всей жизни фармацевтический работник обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его фармацевтическому искусству
.
*Отношения в коллективе должны строиться на гуманной основе и взаимном уважении.
Все члены коллектива должны быть взаимо вежливы, доброжелательны, порядочны, честны и справедливы в общении друг с другом.
*Фармацевтический работник должен уважать труд и опыт каждого члена коллектива независимо от занимаемой должности, а также быть готовым бескорыстно передать свой опыт и знания.
*Моральное право руководства фармацевтическими работниками даёт не административное положение, а более профессиональный уровень компетентности.
*Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной.
Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Критика коллег в присутствии пациента недопустима.
*Фармацевтический работник должен передавать свой опыт и знания коллегам и младшим по профессии.
*Фармацевтический работник должен осуждать некомпетентных коллег и различного рода непрофессионалов, приносящих вред здоровью населения.
*Фармацевтический работник несёт личную ответственность за соблюдение безупречности и незапятнанности своей профессии.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12