Файл: 1. Понятие товароведения. Цели, задачи, основные категории товароведения. Понятие медицинского и фармацевтического товароведения. Товар. Потребительная стоимость и потребительские свойства товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34. Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента с применением прикладны фармацевтических программ. Информация о лекарственных средствах.
К основным компонентам системы автоматизации относятся:
1) рабочие места (могут состоять из компьютеров различной конфигурации);
2) сервер и сетевое оборудование (для обеспечения доступа к единой информационной базе данных и обмена ими между компьютерами);
3) дополнительное оборудование (принтеры, сканеры, источники бесперебойного питания, различные аксессуары).
Компьютеризация аптек помогает решать задачи:
1) снабжения оперативной справочной информацией работников аптек для проведения информационной работы
(осуществляют Центры фармацевтической информации, в том числе по каналам Интернета);
2) автоматизации товародвижения и учета хозяйственно-финансовой деятельности аптечной организации
(полный учет движения ЛС и ИМН в целом и по группам; расчета торговых наложений, рентабельности конкретного товара или товарной группы; формирования первичной учетной документации; учета денежных и других оборотных средств аптеки; учета взаимодействий с поставщиками; инвентаризации и ее оформления и др.);
3) создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) руководящего и фармацевтического персонала (АРМ
«Директор», АРМ «Касса», АРМ «Склад» и т.д.).
Наиболее перспективным и активно развивающимся сектором рынка электронной коммерции в российской фармации является /ЙС-сектор «потребитель—аптека», т.е. розничная реализация товаров аптечного ассортимента частным лицам при помощи возможностей сети Интернет. Во многих случаях виртуальные аптеки создаются на базе реальных аптечных организаций, использующих уже готовую развитую ресурсную базу (персонал, складские помещения, налаженные контакты с поставщиками и пр.).
Сформированные по такому принципу Интернет-аптеки осуществляют свои функции в соответствии с законодательством, действующим для реальных аптек.
Основные задачи, которые решают электронные аптеки:
1) создание системы поиска, бронирования, доставки и оплаты ЛС и ИМИ в реальном масштабе времени;
2) обеспечение населения, медицинских специалистов и работников аптек качественной информацией о ЛС, методах профилактики и лечения заболеваний, нормативной и справочной профессиональной информацией.

Работа электронной аптеки организуется следующим образом.
Для каждой аптечной организации (или группы аптек), оснащенной автоматизированной системой учета товаров, создается свой собственный стандартный или нестандартный Интернет-магазин. В этом магазине представлены все товары реальной аптечной организации (например, конкретной аптеки). Зная Интернет-адрес виртуального магазина аптеки или группы аптек, любой пациент может получить полную и точную информацию о товарах и ценах
Оформленный заказ передается электронными способами в аптеку (и/или диспетчерскую службу группы аптек), где происходит его верификация, т.е. оператор перезванивает по указанному покупателем телефону для того, чтобы подтвердить заказ и уточнить желаемое время доставки. В некоторых случаях представитель курьерской службы лично звонит по телефону для того, чтобы удостовериться, будет ли покупатель по адресу, указанному в заказе, к моменту доставки.
Доступ к информации о ЛС, методах профилактики и лечения заболеваний, нормативной и справочной профессиональной информации, содержащейся в базе данных электронной аптеки, может осуществляться как по каналам
Интернета, так и через мультимедийные киоски. Например, в Москве в мультимедийных киосках системы «Электронная аптека» размещаются сведения о современных лекарственных, дезинфицирующих и антисептических препаратах

(описание препарата, область его применения, аннотация, внешний вид, а также информационно-рекламные блоки), медицинском диагностическом и измерительном оборудовании, приборах, инструментах и т.д. Информационно- справочные киоски предоставляют информацию о наличии в продаже товаров, о фирмах-производителях и поставщиках, которая автоматически скачивается непосредственно из автоматизированных складских систем аптек. Найдя по названию или по классификации требуемый препарат, можно узнать о его стоимости, наличии препаратов-аналогов, а также получить список аптек, в которых он есть в продаже. Вся информация, размещенная в мультимедийных киосках
(включая видео- и аудиоматериалы), ежедневно обновляется через Интернет.
На базе подобного электронного оборудования создаются различные АРМ. АРМ «Касса» позволяет учитывать объем продаж как по ассортиментным группам и отдельным товарным позициям, так и по всей номенклатуре в реальном времени; проводить учет денежной наличности; осуществлять поиск и продажу товаров аптечного ассортимента по первым буквам названия, штрихкоду, цене; работать с различными видами платежей (наличные, кредитные и дисконтные карты).
АРМ «Склад» используется для управления товарными потоками и формирования первичных учетных документов, отражающих данный вид деятельности. Данный модуль позволяет осуществлять организацию учета прихода товара от поставщиков; автоматически формировать розничные цены с учетом дифференцированных ставок НДС; оформлять стеллажные карточки, накладные, товарные отчеты; использовать раздельный учет объема реализации по отделам аптеки; проводить ускоренную инвентаризацию без остановки деятельности аптеки и др.
Во многих аптеках установлена система «1С:Аптека»
"1С:Аптека" расширяет функциональные возможности типового решения"1С:Розница" для работы со специфическим ассортиментом (лекарственные средства, товары медицинского назначения) и бизнес-процессами
(посерийный учет лекарственных средств, контроль фальсификатов и сроков годности, контроль правил ценообразования и т.д.) аптек, как в варианте одиночной аптеки, так и сети аптек.
Основные функциональные возможности отраслевого решения:
• Оформление прихода лекарственных средств от контрагента на склады аптек, в том числе в двухфазовом
(ордерном) режиме;
• Оформление перемещения лекарственных средств между аптеками, внутренними складами аптек, аптеками и складами предприятия, в том числе в двухфазовом (ордерном) режиме;
• Оформление возвратов товаров от покупателей (реализованы механизмы автоматического создания необходимых документов при возврате "Не День в День" в режиме РМК);
• Оформление документов инвентаризации лекарственных средств ("Инвентаризация товаров", "Списание товаров", "Оприходование товаров");
• Оформление приходных и расходных кассовых ордеров непосредственно в аптеках;
• Оформление документов перемещения денежных средств между аптеками, внутренними кассами аптек, аптеками и кассами предприятия;
• Оформление чеков продажи, и по окончании смены сводного отчета по контрольно-кассовой машине, с учетом возвращенных товаров в смену;
35. Информационные системы и их классификация. Виды, назначение, функциональные возможност информационных систем, применяемые в фармации.\
К основным компонентам системы автоматизации относятся:
1) рабочие места (могут состоять из компьютеров различной конфигурации);
2) сервер и сетевое оборудование (для обеспечения доступа к единой информационной базе данных и обмена ими между компьютерами);
3) дополнительное оборудование (принтеры, сканеры, источники бесперебойного питания, различные аксессуары).
Центральное место в составе АСУ занимают кассовые терминалы или терминалы {point-of-sale).
Это собранные в одну систему компьютер, клавиатура, считыватель магнитных карт, принтер чековой и контрольной ленты, монитор, дисплей покупателя и кассовый ящик
Для считывания штрихкодов с товаров к РШ-терминалам подключают специальные устройства — сканеры. Они могут быть ручными или встраиваемыми в стол.
Некоторые модели способны считывать информацию со всех четырех сторон товара (многоплоскостные сканеры). Кроме того, при проведении инвентаризаций, учета поступления и перемещения товаров могут использоваться портативные (ручные) терминалы, которые совмещают в себе компьютер и считыватель штрих- кодов.
На базе подобного электронного оборудования создаются различные АРМ. АРМ «Касса» позволяет учитывать объем продаж как по ассортиментным группам и отдельным товарным позициям, так и по всей номенклатуре в реальном времени; проводить учет денежной наличности; осуществлять поиск и продажу товаров аптечного ассортимента по первым буквам названия, штрихкоду, цене; работать с различными видами платежей (наличные, кредитные и дисконтные карты).
АРМ «Склад» используется для управления товарными потоками и формирования первичных учетных документов, отражающих данный вид деятельности. Данный модуль позволяет осуществлять организацию учета прихода товара от поставщиков; автоматически формировать розничные цены с учетом дифференцированных ставок НДС; оформлять стеллажные карточки, накладные, товарные отчеты; использовать раздельный учет объема реализации по отделам аптеки; проводить ускоренную инвентаризацию без остановки деятельности аптеки и др.


Применение такого электронного оборудования и специального программного обеспечения позволяет аптечным организациям: постоянно иметь полную информацию об объеме и составе товарных запасов (количестве, местонахождении, сроке годности и других характеристиках товаров) для их оптимизации; организовать фасовку товаров с их одновременной маркировкой; осуществлять гибкую ценовую политику, оперативно менять розничные цены с учетом спроса на товары, сроков их реализации и изменений в нормативно-правовой базе, печатать ценники и этикетки; уменьшить время расчетных операций за счет использования сканирующих устройств (1 —2 с вместо 5
—10 с, как при ручном вводе с клавиатуры), снизить количество ошибок при вводе данных и время их исправления; использовать дифференцированные цены для социально незащищенных категорий покупателей и вести расчет с ними с помощью дисконтных карт; вести стоимостный и количественный учет товаров, проданных через кассовые аппараты в торговом зале.
Следует отметить, что применение электронного оборудования целесообразно при всех методах продажи, как при самообслуживании, так и при торговле через прилавок.
Во многих аптеках установлена система «1С:Аптека»
"1С:Аптека" расширяет функциональные возможности типового решения"1С:Розница" для работы со специфическим ассортиментом (лекарственные средства, товары медицинского назначения) и бизнес-процессами
(посерийный учет лекарственных средств, контроль фальсификатов и сроков годности, контроль правил ценообразования и т.д.) аптек, как в варианте одиночной аптеки, так и сети аптек.
Основные функциональные возможности отраслевого решения:
• Оформление прихода лекарственных средств от контрагента на склады аптек, в том числе в двухфазовом
(ордерном) режиме;
• Оформление перемещения лекарственных средств между аптеками, внутренними складами аптек, аптеками и складами предприятия, в том числе в двухфазовом (ордерном) режиме;
• Оформление возвратов товаров от покупателей (реализованы механизмы автоматического создания необходимых документов при возврате "Не День в День" в режиме РМК);
• Оформление документов инвентаризации лекарственных средств ("Инвентаризация товаров", "Списание товаров", "Оприходование товаров");
• Оформление приходных и расходных кассовых ордеров непосредственно в аптеках;
• Оформление документов перемещения денежных средств между аптеками, внутренними кассами аптек, аптеками и кассами предприятия;
• Оформление чеков продажи, и по окончании смены сводного отчета по контрольно-кассовой машине, с учетом возвращенных товаров в смену;
36. Организация хранения товаров аптечного ассортимента и организация хранения лекарственных средств.
Важным фактором, влияющим на качество оказания лекарственной помощи в условиях лечебного учреждения, является выполнение требований к условиям хранения лекарственных средств на всех этапах их продвижения: от производителя до пациента.
Требования к хранению некоторых групп лекарственных средств регламентируются следующими нормативными документами:
Нормативно-правовая база.
1. ФЗ РФ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
2. Приказ МЗ РФ от 13.11.1996. № 377.
3. Приказ МЗ СР РФ от 23.08.2010 г. N 706н
4. Приказ МЗ РФ от 31.08.2016. № 646н.
5. ОФС. 1.1.0010.18 «Хранение лекарственных средств» .
6. ОФС. 1.1.0011.15 « Хранении лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов» .
-Приказ МЗ СР РФ от 23 августа 2010 г. N 706н «Об утверждении правил хранения ЛС» ПП
РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения НС и ПВ»
-Приказ МЗ СР РФ от 16.05.2011 N 397н "Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами".


-Основной приказ МЗ СР РФ от 23 августа 2010 г. N 706н «Об утверждении правил хранения
ЛС» имеет следующие разделы:
1.Общие требования к устройству и эксплуатации помещений хранения ЛС.
2.Общие требования к помещениям для хранения ЛС и организации их хранения.
3.Требования к помещениям для хранения огнеопасных и взрывоопасных ЛС и организации их хранения.
4.Особенности организации хранения ЛС в складских помещениях.
В связи с эти приказом выделяют особенности хранения отдельных групп ЛС в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды:
-ЛС, требующие защиты от действия света
-ЛС, требующие защиты от воздействия влаги.
-ЛС, требующие защиты от улетучивания и высыхания.
-ЛС, требующие защиты от воздействия повышенной температуры.
-ЛС, требующие защиты от воздействия пониженной температуры.
-ЛС, требующих защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде пахнущих и красящих ЛС, дезинфицирующих ЛС, ЛП для медицинского применения, лекарственного растительного сырья, медицинских пиявок, огнеопасных ЛС, взрывоопасных ЛС, наркотических и психотропных ЛС, сильнодействующих и ядовитых ЛС и ЛС подлежащих ПКУ.
Помещения для хранения ЛС должны:
1. Обеспечивать сохранность ЛС
2. Отделка стен и потолков д.б. гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.
3. Содержаться в чистоте (влажная уборка мин.1 р.в.д.)
4. Моющие средства, инвентарь храниться в специальном помещении или шкафу.
5. Должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
6. Оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами, психометрами) размещать не менее 3м от дверей, окон, отопительных приборов, и 1,5-1,7м от пола. Показатели ежедневно регистрируются в специальном журнале (карте), который хранится в течение года. Приборы д.б. сертифицированы, калиброваны и подвергаться проверке.
7. В помещениях должны поддерживаться опр. Температура и влажность.
8. Кондиционеры, форточки, фрамуги, вторые решетчатые двери.
9. Оснащены стеллажами, шкафами, поддонами.
10. Свободный доступ к ЛС, свободный проход персонала и возможность уборки помещения.
Стеллажи, шкафы, полки должны иметь стеллажную карту:
1. Наименование л.с.
2. Форма выпуска и дозировка
3. Номер серии
4. Срок годности
5. Производитель
Необходим контроль за сроками годности.
Размещение ЛС:
1. Физико-химические с-ва ЛС
2. Фармакологические группы
3. Способу применения (внутреннее и наружное)
4. Агрегатное состояние (жидкое, сыпучее, газообразное)
5. Требованиями НД и ГФ
6. Свойств веществ, входящих в состав.


37. Фальсификация лекарственных средств. Понятие фальсифицированного лекарственного средств
Нормативные акты, регламентирующие правила работы с фальсифицированными лекарственным средствами.
Фальсифицированное медицинское изделие – это медицинское изделие, сопровождаемое ложной информацией о его характеристиках и (или) производителе (изготовителе).
Недоброкачественное медицинское изделие – медицинское изделие, не соответствующее требованиям нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя
(изготовителя) либо в случае ее отсутствия требованиям иной нормативной документации. А контрафактное медицинское изделие – это медицинское изделие, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства (пп. 12 – 14 ст. 38 Закона № 323-ФЗ и пп. 37 – 39 ст. 4
Закона № 61-ФЗ, Постановление АС СЗО от 04.05.2018 № Ф07-3264/2018 по делу № А56-
12992/2017).
Поддельные лекарства запрещены к продаже, а обнаруженный в аптеке фальсификат подлежит немедленному уничтожению (ст. 57, п. 1 ст. 59 Закона № 61-ФЗ).
Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н утверждены Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения (далее –
Правила), устанавливающие требования к условиям хранения и перевозки лекарственных препаратов, а также минимизации риска проникновения фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов в гражданский оборот. Указанные правила распространяются на производителей лекарственных препаратов, организации оптовой торговли лекарственными препаратами, аптечные организации, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.
Ответственность за торговлю фальсификатом.Административная ответственность за производство, продажу или ввоз на территорию РФ фальсифицированных лекарств, медицинских изделий предусмотрена ст. 6.33 КоАП РФ. Поскольку продажа недоброкачественного лекарственного препарата не только создает угрозу жизни и здоровью человека, но и может повлечь ухудшение самочувствия граждан после приема лекарственного средства, суды, как правило, не усматривают оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение (Определение ВС РФ от 16.11.2018 № 305-АД18-18299, Решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.06.2018 по делу № А05-2733/2018, Постановление
Калининградского областного суда от 22.11.2016 по делу № 4А-509/2016).
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12