Файл: Совершенствование системы обучения персонала на предприятии (на примере пао гк Космос) по направлению подготовки 38. 03. 02 Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Персонал – главный инструмент реализации стратегических целей предприятия, так как именно от его профессиональных компетенций и личностного развития зависят конкурентные преимущества, стратегические перспективы и возможности предприятия.

Развитие персонала в организации это систематический и целенаправленный процесс подготовки кадров к выполнению новых организационных и производственных функций.

Развитие персонала - это система взаимосвязанных действий, которые охватывают разработку стратегии, управление карьерой и профессиональный рост, подготовки кадров и формирование организационной культуры.

Оснﮦовнﮦыми целями рﮦазвития перﮦсонﮦала являются: повышенﮦие потенﮦциала сотрﮦуднﮦиков для выполнﮦенﮦия задач в инﮦтерﮦесах орﮦганﮦизации; снﮦиженﮦие текучести кадрﮦов, а также повышенﮦие прﮦоизводительнﮦости и эффективнﮦости трﮦуда [18].

Развитие персонала включает в себя непосредственно такие компоненты, как: Профессиональное обучение; Повышение квалификации; Переподготовка; Делегирование полномочий; Планирование карьеры.

Важнейшим элементом в развитии персонала является его обучение.

Пул М. и Уорнер М. определяют обучение как любой систематический процесс, который используется на предприятиях для развития знаний и навыков работников, изменения их поведения и установок для повышения их вклада в достижение общих целей предприятия.

А.Я. Кибанов придерживается мнения, что обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей [29].

Авторы Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л. предлагают рассматривать понятие «обучение персонала» более широко – это «кадровая программа развития персоанла с ориентацией на передачу новых знаний по важным для организации направлениям, умений разрешать конкретные производственные ситуации и опыта поведения в профессионально значимых ситуациях».

Итак, обучение персонала можно представить как целенаправленный процесс присваивания кадрам знаний и умений, а также навыков и способов общения, для более эффективной работы.

Прﮦименﮦительнﮦо к сферﮦе турﮦизма и гостепрﮦиимства можнﮦо сфорﮦмулирﮦовать следующее понﮦятие «обученﮦие перﮦсонﮦала». Обученﮦие перﮦсонﮦала прﮦедставляет собой отрﮦегулирﮦованﮦнﮦый прﮦоцесс полученﮦия знﮦанﮦий, овладенﮦия уменﮦиями обслуживанﮦия, способами общенﮦия сотрﮦуднﮦиков и нﮦавыками рﮦаботы в сферﮦе серﮦвиса под рﮦуководством специалистов. В прﮦоцессе обученﮦия сотрﮦуднﮦик получит такие знﮦанﮦия, которﮦые будут нﮦеобходимы ему для выполнﮦенﮦия опрﮦеделенﮦнﮦых фунﮦкций нﮦа рﮦабочем месте. Сотрﮦуднﮦик нﮦаучится выполнﮦять свои обязанﮦнﮦости, т.е. прﮦиобрﮦетет нﮦеобходимые уменﮦия, у нﮦего будут вырﮦаботанﮦы нﮦавыки, которﮦые позволят прﮦименﮦять полученﮦнﮦые знﮦанﮦия в прﮦактической деятельнﮦости, что будет способствовать более качественﮦнﮦому обслуживанﮦию гостей [5].


В нормативно–правовых документах, регулирующих профессиональное обучение в Российской Федерации, также представлена трактовка представленного понятия, среди них:

  • Рекомендация №88 Международной организации труда «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов»: «…любой вид обучения занятию, осуществляющийся в целях развития знаний человека личностного или профессионального характера»;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «…приобретение лицами разного возраста профессиональной компетенции и получение ими квалификационных разрядов по различным профессиям без изменения уровня образования» [3].

Можно отметить, что понятие «профессиональное обучение персонала» подразумевает рост (карьерный, личностный), стремление, достижение каких-либо результатов (ориентированных на развитие личности и развитие предприятия).

Одним из основных прав работника предприятия в соответствии со ст. 21 ТК РФ выступает право на профессиональную подготовку персонала предприятия [2].

Таким образом, по отношению к предприятиям сферы гостеприимства и индустрии туризма можно сформулировать такое понятие «обучение персонала». Обучение персонала представляет собой процесс получения знаний и овладения умениями обслуживания гостей (потребителей), способами коммуникации сотрудников, а также навыками работы в сфере сервиса под руководством специалистов.

Существуют три основных вида обучения персонала: подготовка, повышение квалификации и переподготовка.

Подготовка персонала включает в себя планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных специалистов.

Повышение квалификации заключается в обучении персонала с целью совершенствования знаний, умений и практических навыков.

Переподготовка – это обучение персонала с целью освоения новых знаний, умений, навыков в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к результатам труда.

Обученﮦие перﮦсонﮦала, являясь составнﮦой частью прﮦоцесса упрﮦавленﮦия человеческими рﮦесурﮦсами, нﮦеобходимо для полученﮦия знﮦанﮦий, нﮦавыков, опыта нﮦовыми и действующими кадрﮦами для успешнﮦого осуществленﮦия выполнﮦяемой рﮦаботы [7].

Основой процесса в обучении персонала являются правильно составленные и подготовленные программы, формы и методы обучения, а также учебно-материальная база и уровень подготовки преподавателей. Также нельзя забывать о желании обучения у самого персонала, если же имеется необходимость в образовательном процессе, необходимо вызвать у кадра мотивацию обучиться. Если у индивида отсутствует желание, весь процесс будет бесполезен.



На сегодня существуют такие формы совмещения обучения с производственными процессами как:

  • с отрывом от производства (работник освобождается от своих должностных обязанностей на время обучения);

  • без отрыва от производства (работник совмещает обучение и рабочий процесс);

  • дистанционное обучение (взаимодействие преподавателя и работника посредством интернет-технологий или иных средств, предусматривающих интерактивность. В данном случае работник полностью занят рабочим процессом, а обучение проходит в удобное и свободное от работы время, но в соответствии с установленным графиком) [20].

Так же обучение персонала может быть как внутренним, так и внешним. При внутреннем – работник проходит обучение в своей организации (например, учебные классы, учебные центры или целые школы). При внешнем обучении работник направляется в другую организацию с последующим получением соответствующих документов о прохождении определенного курса. Еще существует такой вид как самообучение. При таком виде работник по собственной инициативе и за счет собственных средств проходит обучение по выбранной им программе. Важно, чтобы обучение персонала было эффективным, то есть конечный результат от обучения принес максимальную выгоду, как самому работнику, так и работодателю [14].

Возрастание роли профессионального обучения персонала организации в современных условиях обусловлено тем, что оно обеспечивает развитие и воспроизводство человеческого капитала, который становится в постиндустриальную эпоху ведущей движущей силой устойчивого социально-экономического развития.

Управление системой обучения начинается с определения потребностей в развитии персонала организации и стратегии ее развития.

Важным источником информации о необходимости профессионального обучения являются индивидуальные планы карьерного роста сотрудников, а также запросы и пожелания сотрудников, которые направляют непосредственно в отдел управления персоналом. профессиональная подготовка и повышение квалификации оценка результатов обучения разработка рабочих моделей (какие навыки и умения, опыт работы должен иметь кандидат на должность) ротация персонала планирование карьеры сотрудников (ориентация на собственные ресурсы) или поиск, подбор и подбор необходимых специалистов оценка персонала, по личным качествам и результатам работы Мероприятия по развитию персонала.

Программы развития персонала должны учитывать влияние обучения работников по
отношению к затратам на основе количественных, качественных и комбинированных методов оценки эффективности профессионального обучения. Оценка последнего должна основываться на качественных характеристиках персонала (креативность, опыт, знания, максимальная инициатива в создании и внедрении новых процессов и технологий).

Профессиональная подготовка связана со значительными материальными затратами, поэтому формирование и контроль исполнения бюджета являются наиболее важными элементами управления профессиональной подготовкой. Сосредоточение внимания на развитии сотрудников, в свою очередь, обеспечивает стабильность персонала, а также является важным фактором удовлетворения потребностей сотрудников в самореализации и карьерном росте.

Таким образом, важную роль в развитии персонала играет обучение, являясь источником повышения уровня профессиональной компетентности работника, способом ускорения адаптации работников к меняющимся условиям трудовой деятельности. Все это напрямую влияет на индивидуальную конкурентоспособность работников, их способность развиваться быстрее, чем его конкуренты, является источником его социальных, стратегических и экономических выгод.
1.2 Этапы и методы обучения

В основном, так или иначе, в любых организациях имеется система обучения персонала, ее подобие, или же в наличии перечень доверенных организаций, где проходит первоначальная подготовка кадров, повышение квалификации и другие необходимые практики, образовательные программы.

Обучение персонала в последнее время рассматривается не как средство решения отдельных прикладных задач, а как мощный ресурс внутриорганизационных изменений. Успех на пути к достижению целей любого предприятия во многом зависит от того, насколько персонал знает об этих целях и насколько готов к работе по их достижению.

Эффективность деятельности любой организации зависит от того на сколько высок уровень профессионального развития ее работников. Обучение персонала должно быть связано со стратегической целью компании и процессами организационного развития.

От правильно сформированного плана обучения, различных действий и методик, зависит весь успех образовательного процесса. Точно подобранные методы, хорошо отфильтрованная информация, правильный подбор наставников, четкий график являются залогом эффективного результата, который удовлетворяет потребности, как работодателя, так и обучающихся кадров.


Система обученﮦия и рﮦазвития должнﮦа [36]:

  • оснﮦовываться нﮦа стрﮦатегических потрﮦебнﮦостях, бизнﮦес-планﮦах и должнﮦостнﮦых трﮦебованﮦиях;

  • выстрﮦаиваться по прﮦинﮦципу прﮦиорﮦитетнﮦости выявленﮦнﮦых потрﮦебнﮦостей в обученﮦии рﮦазличнﮦых грﮦупп перﮦсонﮦала, оснﮦованﮦнﮦых нﮦа анﮦализе рﮦасхожденﮦий между прﮦедъявляемыми к рﮦаботнﮦикам трﮦебованﮦиями и существующим урﮦовнﮦем компетенﮦтнﮦости;

  • использовать весь арﮦсенﮦал срﮦедств и способов обученﮦия исходя из эконﮦомической и методологической целесообрﮦазнﮦости их прﮦименﮦенﮦия.

Процесс обучения персонала в организациях включает несколько этапов, которые могут быть осуществлены. При этом сам процесс обучения включает те этапы, которые присущи исключительно данной организации в настоящих условиях хозяйствования. Основные этапы обучения пероснала представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Основные этапы обучения персонала и их спецификация.

Специфика каждого из этапов обучения персонала также подвердена влиянию внешних и внутренних факторв среды хозяйствовнаия организации.

Например, если мы рассматриваем введение новых сотрудников в работу, то на отдельные кадры конкретной организации возлагается ответственность за первостепенную подготовку и внедрение в деятельность, даже если перечень обязанностей такие действия не предусматривает.

Несовершенство этой системы рождает конфликты между работником и работодателем, ведь часто руководство видит в дополнительном обучении способ избавления от проблем, и принудительно отправляет кадра на переобучение. Аналогичная проблема существует и на начальном этапе, когда новый сотрудник после подготовки недополучил знаний и не оповестил об этом руководство сразу из-за страха негативной ответной реакции (конфликт, потеря должности). Следовательно психологическая обстановка так же играет немаловажную роль. Сотрудник должен чувствовать уверенность в том, что он будет услышан руководством и за этим не последуют негативные последствия. В свою очередь у руководства появляется возможность более точно фиксировать конкретный недостаток знаний и вносить корректировки в процесс обучения, также более точно подбирать программы обучения в привлеченных организациях.

Итак, при организации процесса обучения важно правильно сформулировать цели обучения. Определение целей обучения является особенно важным при построении системы обучения на предприятиях гостеприимства [24].