Файл: Совершенствование системы обучения персонала на предприятии (на примере пао гк Космос) по направлению подготовки 38. 03. 02 Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методы обучения персонала в организации разнообразны и обширны. Их классификация может проводиться по различным критериям. Мы предлагаем классифицировать методы обучения персонала в организации следующим образом [32]:

1. Наличие контакта между тренером и обучающимся:

  • Контактные;

  • Дистанционные:

    • обучение без использования сети Интернет;

    • обучение через сеть Интернет;

    • видеоконференции;

2. Применение имитационных моделей профессиональной деятельности:

  • Имитационные:

  • case-study;

  • деловые и ролевые игры;

  • тренинги;

  • поведенческое моделирование;

  • стажировка;

  • баскет-метод.

  • Не имитационные:

  • лекции;

  • семинары;

  • конференции и выставки;

  • просмотр учебных фильмов;

  • инструктаж;

  • наставничество;

  • коучинг;

  • групповые дискуссии и круглые столы;

  • самообучение.

3. Осуществление обмена знаниями и опытом между обучающимися в процессе обучения:

  • с обменом опытом, знаниями и навыками;

  • без обмена опытом, знаниями и навыками.

Выбор конкретных методов обучения персонала организации зависит исключительно от этапа жизненного цикла сотрудника, находящегося в данной организации. В данном случае обучение может быть как адаптационное, первичное, так и направленное на развитие определенных профессиональных навыков сотрудника. Помимо того сотрудник может проходить обучение с целью последующего передвижения его в роль наставника, что требует определённых навыков и знаний для осуществления подобных задач.

Следует иметь в виду, что цели должны быть доведены до сведения всех работников. Сотрудники должны понимать, чему и зачем их обучают.

Каждая организация, в зависимости от специфики, вольна в выборе процесса: Провести обучение на самом предприятии (таблица 1) или же отправить персонал обучаться в специальные организации (таблица 2).Также приветствуется внедрение других оригинальных эффективных способов.

Таблица 1 – Методы обучения персонала внутри предприятия.

Методы обучения

Характерные особенности метода

Направленное приобретение опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения

Производственный инструктаж

Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой

Смена рабочего места (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

Использование работников в качестве ассистентов, стажеров

Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности

Наставничество

Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы наставляемых. Применение метода эффективно в тех случаях, когда что-то идет не так или кто-то неправильно что-то делает и возникает необходимость в исправлении такого положения вещей. Метод может практиковаться как систематический

Подготовка в проектных группах

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии.


Методы обучения персонала в рамках предприятия затрагивают исключительно ресурсы данного предприятия.

В таблице 2 представлены различные методы обучения персонала за рамками предприятия.

Таблица 2 – Методы обучения персонала вне предприятия.

Методы обучения

Характерные особенности метода

Чтение лекций

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта

Программированные курсы обучения

Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний

Конференции, семинары, дискуссии

Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях

Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики

Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений

Деловые игры

Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения

Тренинг

Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности

Самостоятельное обучение

Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания

Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)


В конечном итоге необходимо точно знать, а нужно ли вообще обучать персонал, и есть ли у персонала такая потребность. Оценка на начальном этапе поможет точно сформировать план действий, для эффективного использования ресурсов организации.

Тем не менее, процесс обучения персонала в организации не всегда приносит лишь положительный эффект. Зачастую руководители организаций допускает серьезные ошибки в процессе обучения персонала. Так, директор Русской Школы Управления Анастасия Боровская считает, что руководителями допускается ряд ошибок при осуществлении процесса обучения персонала в организациях [8]:

  1. Некоторые руководители не вдаются в подробности процесса обучения и отдают на откуп сотрудников выбор курсов и методов обучения. При этом только руководитель может точно понимать проблемные места организации и знать, что нужно изменить.

  2. Другие руководители самостоятельно подбирают курсы, но не вдаются в подробности содержания данных курсов, что приводит к пустому обучению, не отвечающему требованиям организации.

  3. Во многом практика российских организаций показывает, что сотрудники обучаются только с целью получения сертификата, отражающего прохождение обучения. Знания при этом не формируются.

  4. Руководители максималисты желают обучить своих сотрудников сразу всем навыкам и умениям, даже которые не являются необходимыми при осуществлении их непосредственной деятельности. Нет понимания необходимости действовать целенаправленно.

  5. В последнее время наблюдается тенденция использования в качестве тренеров известных личностей, которые в разы увеличивают стоимость обучения. Проблема заключается в том, что привлеченные известные личности не всегда являются хорошими тренерами способными действительно обучить нужным навыкам сотрудников.

  6. Процесс обучения не проводится только ради обучения. Сотрудники, прошедшие обучение должны в своей деятельности использовать полученные знания, однако не многие в практической деятельности перестраивают свою профессиональную деятельность.

Таким образом, руководителям в организации следует грамотно подходить к процессу обучения персонала, начиная от определения целей обучения, выбора методов обучения и завершая мотивацией сотрудников к обучению.

В результате исследования, проведенного летом 2019 года, было выявлено, что основными методами обучения являются:

  • инструктаж;

  • копирование;

  • наставничество;

  • делегирование.


Инструктажи проводятся перед началом работы и непосредственно в ходе работы. Сотрудник также имеет возможность самостоятельно в затруднительных ситуациях обратиться к прописанной инструкции.

Копирование – работника прикрепляют к специалисту, там он имеет возможность учиться, наблюдая за специалистом и копируя его действия.

Наставничество – занятия опытного сотрудника или непосредственного руководителя со своим персоналом в ходе ежедневной работы, обучение основным приемам выполнения рабочих заданий.

Делегирование – сотруднику передается четко очерченная область задач с полномочиями принятия решения в рамках оговоренного круга вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных, дает консультации.

Все многообразие методов и способов обучения персонала в организации не всегда имеет положительный эффект для коммерческих организаций, т.к. руководители, формирующие систему обучения совершают ошибки в выборе подходов и способов обучения персонала, тем самым оказывая зачастую отрицательный эффект от обучения персонала. Лишь грамотно сформированная система обучения персонала позволит добиться положительного эффекта.

В рамках современного гостиничного менеджмента необходимо рассматривать организацию профессионального обучения персонала гостиницы как комплексный непрерывный процесс, включающий совокупность организационно-экономических мероприятий в области повышения квалификации и роста профессионального мастерства бизнес-инициирующей категории персонала, сопровождающийся ростом конкурентного преимущества гостиничного предприятия. Такое предприятие способно предоставить безукоризненный гостиничный сервис гостям.
1.3 Оценка эффективности процессов обучения

Важным и завершающим этапом в обучении персонала является оценка эффективности обучения, для дальнейшего выявления как недочетов самого процесса передачи знаний, так и недостаток каких-либо конкретных профилирующих знаний. Помимо оценки обучения, также необходимо оценивать сам персонал для выявления кадров, которые не могут или не желают обучаться. Следует иметь в виду, что оценить эффективность процесса обучения в цифрах реальной прибыли достаточно сложно. Чаще используют оценку эффективности на основе качественных показателей. Следует отметить, что эконﮦомическая эффективнﮦость может рﮦассчитываться путем опрﮦеделенﮦия затрﮦат нﮦа обученﮦие и сопоставленﮦия их с финﮦанﮦсовыми выгодами для компанﮦии.


Следствием отсутствия оценки качества и эффективности системы обучения пероснала может быть, например, значительное снижение качества обучения или отсутствие эффективных средств в управлении обучением, или общее снижение эффективности обучения [27].

Обучение можно считать эффективным, если результаты, полученные по его завершению, превосходят финансовые затраты на его проведение.

Отметим условия, соблюдение которых будет способствовать рассмотрению процесса обучения персонала в качестве ресурса организационного развития [39]:

  • системный характер обучения, исключающий набор разовых учебных занятий, не связанных с целями организации;

  • наличие локального нормативно-методического обеспечения процесса обучения персонала;

  • деятельностная, а не декларативная поддержка обучения работников со стороны топ-менеджмента компании;

  • выявление потребностей в обучении кадров и определение на основе этих данных содержания, форм и методов обучения;

  • систематический контроль и мониторинг результатов обучения, оценка эффективности обучения персонала;

Центральным звеном в цепочке процесса обучения во многом является оценка эффективности системы обучения в организации. Главным средством такой оценки является анализ процесса обучения с точки зрения понесенных организацией финансовых затрат на обучение и сопоставление их с финансовой выгодой после проведения и реализации программ обучения.

Критерии оценки эффективности обучения формируются руководителями организации и доводятся до сведения персонала, который непосредственно проходит обучение и персонала, который отвечает за управление процессом обучения. По завершении обучения его результаты обобщаются и передаются руководителям сотрудников, проходивших обучение. Также результаты обучения персонала используются для управления процессом обучения и формирования процесса обучения в будущих периодах.


Рисунок 2 – Оценка эффективности обучения сотрудников организации
Существуют два ключевых условия оценки эффективности обучения персонала [33]:

  • необходимо анализировать эффективность трудовой деятельности сотрудников на рабочих метах до и после обучения;

  • следует разрабатывать краткосрочные курсы, направленные на закрепление новых знаний и умений.

За счет регулярной оценки эффективности работы сотрудников организации можно выявить тенденции изменения и делать выводы об эффективности системы обучения в организации. Такая оценка позволяет в организации снизить расходы на обучение персонала и оптимизировать деятельность по управлению системой обучения персонала организации.