Файл: Совершенствование системы обучения персонала на предприятии (на примере пао гк Космос) по направлению подготовки 38. 03. 02 Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Затраты, которые организация несет в процессе обучения персонала делятся на прямые и косвенные.

К прямым затратам относится, прежде всего, оплата труда всех лиц, вовлеченных в программу обучения (тренеры, консультанты и сотрудники организации), во-вторых, аренда помещений и оборудования для проведения обучения, в-третьих, затраты, связанные с перемещениями и командировками обучающихся.

К косвенным затратам в данном случае можно отнести, оплату труда сотрудников, которые замещают обучающихся, а также стоимость координации и администрирования процесса обучения.

Процесс обучения персонала имеет определенные временные рамки, а также может быть направлен на последующий эффект от обучения рассчитанный на конкретный период времени. В зависимости от целей организации применяются различные способы обучения. Оценка эффективности обучения зависит от периода обучения. Так, показатели и методы оценки эффективности при краткосрочном обучении представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Показатели и методы оценки эффективности при краткосрочном обучении.

Показатель__Методы_оценки'>Показатель

Методы оценки

Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств

Анкеты оценки обучения заполняются сотрудниками после обучения

Эффективность внесенных сотрудником, прошедшим обучение, предложений по совершенствованию его (отдела/подразделения) деятельности или выполнение сотрудником специального задания.

Сотрудник, прошедший обучение, вносит на рассмотрение предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных знаний, которое рассматривается и руководителем

Удовлетворенность руководства обучившегося.

Непосредственный руководитель заполняет анкету оценки результативности обучения, проводит оценку в баллах


В таблице 4 рассмотрены показатели и методы оценки эффективности при долгосрочном обучении.

Талица 4 – Показатели и методы оценки эффективности при долгосрочном обучении.

Показатель

Методы оценка

Приобретение обучающимся знаний, навыков и качеств

Для оценки сотрудников по приобретению знаний, возможно проведение экзамена на наличие тех или иных знаний

Результативность деятельности (эффективности) обучаемого

По этому критерию оценивается результативность (эффективность) сотрудника после обучения:

– повышение норм выработки

– повышение производительности

– уменьшение времени на выполнение работ

– повышение объема продаж

– экономия затрат



Для оценки эффективности процесса обучения необходимо соизмерять понесенные расходы с потенциальными преимуществами организации. К списку потенциальных преимуществ в данном случае можно отнести:

  • уменьшение количества ошибок со стороны персонала организации;

  • увеличение производительности труда;

  • снижение текучести кадров;

  • мотивация труда;

  • подведение целей сотрудников к целям организации;

  • улучшение морально-психологического климата;

  • способность выполнять более сложные задания с меньшим контролем со стороны руководства.

Одним из показателей, способных отразить соотношение обучающихся сотрудников в организации с сотрудниками, не проходящими обучение, является коэффициент обучения персонала. Данный показатель можно рассчитать следующим образом:

(1)

Анализируя затраты организации следует проводить расчет стоимости обучения персонала организации, которая может быть рассчитана следующим образом:

(2)

где — стоимость обучения, руб. на сотрудника;

R — заработная плата сотрудника, руб. в час;

t — объем программы обучения (в часах);

Ц — цена программы обучения, руб.

Оценка эффективности обучения проводится в соответствии с проводимыми мероприятиями по обучению персонала. Специфика данных мероприятий оказывает влияние на оценку эффективности.

Одним из способов оценки эффективности обучения персонала является анализ через снижение стоимости бизнес-процессов. В данном случает рассчитывают, так называемый, частный экономический эффект (Е) от мероприятия по обучению персонала, которое впоследствии стало катализатором изменения стоимости данного бизнес процесса:

(3)

где – стоимость бизнес-процесса (единицы производимой продукции, оказания услуги) до обучения, ден. ед.;

– стоимость бизнес-процесса после обучения, ден. ед.

Однако данный показатель дает возможность выявить только тенденции, масштаб и характер эффекта от обучения - положительный, нейтральный, отрицательный. В этой связи целесообразно сопоставление значение эффекта с затратами, направленными на обучение персонала.



В данном случае результаты интерпретируются следующим образом: если , значит можно говорить об успешности программы обучения, о чем свидетельствует снижение издержек на осуществление данного бизнес-процесса.

Однако такой подход не учитывает стоимость самого обучения, что не позволяет судить о чистом экономическом эффекте. Следовательно, чистый экономический эффект от обучения можно рассчитать по формуле:

(4)

где – стоимость программы обучения (затраты компании на содержание учебного центра), ден. ед.

Абсолютное значение данного показателя уже позволяет соотнести результат от обучения персонала с затратами на осуществление данного процесса.

Интерпретировать результат обучения в данном случае можно следующим образом: если , значит результат положителен и снижение издержек на бизнес-процесс превысило и понесенные затраты на обучение, следовательно достигнут чистый экономический эффект.

Использование представленных походов к оценке эффективности обучения может быть применена для линейного персонала организации, который проходил обучение в виде тренингов и, к примеру, в результате обучения улучшилось качество обслуживания потребителей. При этом на качество обслуживания могут влиять разные факторы и снижение количества ошибок сотрудниками, и снижение количества жалоб от потребителей.

Если же в расчет принимается вся совокупность методов и форм обучения персонала, в том числе с учетом временных и пространственных параметров, то эффективность следует оценивать иначе.

В данном случае следует прибегнуть к расчету относительных показателей экономической эффективности обучения персонала, т.е. должна прослеживаться динамическая связь между ресурсами организации и деятельностью:

(5)

где – стоимость бизнес-процесса (единицы производимой продукции, оказания услуги) до обучения, ден. ед.;

– стоимость бизнес-процесса после обучения, ден. ед;


– стоимость программы обучения (затраты компании на содержание учебного центра), ден. ед.

Интерпретировать результаты такого подхода очень просто. Показатель эффективности больше нуля говорит об эффектинвости обучения, если показатель меньше нуля , то мероприятия по обучения персонала были неэффективны.

Наиболее распространен показатель доходности, который позволяет в большей степени судить об эффективности обучения персонала. Показатель доходности ( ) выражается соотношением чистого дохода к затратам организации:

(6)

где – стоимость бизнес-процесса (единицы производимой продукции, оказания услуги) до обучения, ден. ед.;

– стоимость бизнес-процесса после обучения, ден. ед;

– стоимость программы обучения (затраты компании на содержание учебного центра), ден. ед.

Показатель доходности отражает возврат на инвестиции в обучение и выражается в процентах.

Интерпретация показателя доходности следующая: если , значит данные мероприятия приносят доход организации. Если же наблюдается противоположная ситуация, то затраты на обучение не возвращаются в виде дополнительного эффекта.

Необходимо понимать, что количественная оценка эффективности обучения персонала не является достаточной. Во-первых, возможен пролонгированный эффект. Во-вторых, отсутствие гарантий, что новые знания будут применимы на практике. Поэтому необходимо сформировать систему показателей, оценивающую обучение персонала, включающую и социальные результаты.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что правильно отобранный метод обучения или использование комплекса методов обучения, позволят при их последующей оценки эффективности получить положительный результат. Обучение персонала это способ внедрения изменений в деятельность организации, бизнес-процессы организации путем наименьших реформ в производственно-хозяйственной деятельности. Мотивация и удовлетворенность персонала работой зачастую являются неразрывными аспектами обучения. Степень эффективности системы обучения и применяемых методологий оценивается руководителями организации и используется для формирования перспективных направлений обучения.