Файл: Совершенствование системы обучения персонала на предприятии (на примере пао гк Космос) по направлению подготовки 38. 03. 02 Менеджмент.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Затраты, которые организация несет в процессе обучения персонала делятся на прямые и косвенные.
К прямым затратам относится, прежде всего, оплата труда всех лиц, вовлеченных в программу обучения (тренеры, консультанты и сотрудники организации), во-вторых, аренда помещений и оборудования для проведения обучения, в-третьих, затраты, связанные с перемещениями и командировками обучающихся.
К косвенным затратам в данном случае можно отнести, оплату труда сотрудников, которые замещают обучающихся, а также стоимость координации и администрирования процесса обучения.
Процесс обучения персонала имеет определенные временные рамки, а также может быть направлен на последующий эффект от обучения рассчитанный на конкретный период времени. В зависимости от целей организации применяются различные способы обучения. Оценка эффективности обучения зависит от периода обучения. Так, показатели и методы оценки эффективности при краткосрочном обучении представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели и методы оценки эффективности при краткосрочном обучении.
Показатель__Методы_оценки'>Показатель | Методы оценки |
Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств | Анкеты оценки обучения заполняются сотрудниками после обучения |
Эффективность внесенных сотрудником, прошедшим обучение, предложений по совершенствованию его (отдела/подразделения) деятельности или выполнение сотрудником специального задания. | Сотрудник, прошедший обучение, вносит на рассмотрение предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных знаний, которое рассматривается и руководителем |
Удовлетворенность руководства обучившегося. | Непосредственный руководитель заполняет анкету оценки результативности обучения, проводит оценку в баллах |
В таблице 4 рассмотрены показатели и методы оценки эффективности при долгосрочном обучении.
Талица 4 – Показатели и методы оценки эффективности при долгосрочном обучении.
Показатель | Методы оценка |
Приобретение обучающимся знаний, навыков и качеств | Для оценки сотрудников по приобретению знаний, возможно проведение экзамена на наличие тех или иных знаний |
Результативность деятельности (эффективности) обучаемого | По этому критерию оценивается результативность (эффективность) сотрудника после обучения: – повышение норм выработки – повышение производительности – уменьшение времени на выполнение работ – повышение объема продаж – экономия затрат |
Для оценки эффективности процесса обучения необходимо соизмерять понесенные расходы с потенциальными преимуществами организации. К списку потенциальных преимуществ в данном случае можно отнести:
-
уменьшение количества ошибок со стороны персонала организации; -
увеличение производительности труда; -
снижение текучести кадров; -
мотивация труда; -
подведение целей сотрудников к целям организации; -
улучшение морально-психологического климата; -
способность выполнять более сложные задания с меньшим контролем со стороны руководства.
Одним из показателей, способных отразить соотношение обучающихся сотрудников в организации с сотрудниками, не проходящими обучение, является коэффициент обучения персонала. Данный показатель можно рассчитать следующим образом:
(1)
Анализируя затраты организации следует проводить расчет стоимости обучения персонала организации, которая может быть рассчитана следующим образом:
(2)
где — стоимость обучения, руб. на сотрудника;
R — заработная плата сотрудника, руб. в час;
t — объем программы обучения (в часах);
Ц — цена программы обучения, руб.
Оценка эффективности обучения проводится в соответствии с проводимыми мероприятиями по обучению персонала. Специфика данных мероприятий оказывает влияние на оценку эффективности.
Одним из способов оценки эффективности обучения персонала является анализ через снижение стоимости бизнес-процессов. В данном случает рассчитывают, так называемый, частный экономический эффект (Е) от мероприятия по обучению персонала, которое впоследствии стало катализатором изменения стоимости данного бизнес процесса:
(3)
где – стоимость бизнес-процесса (единицы производимой продукции, оказания услуги) до обучения, ден. ед.;
– стоимость бизнес-процесса после обучения, ден. ед.
Однако данный показатель дает возможность выявить только тенденции, масштаб и характер эффекта от обучения - положительный, нейтральный, отрицательный. В этой связи целесообразно сопоставление значение эффекта с затратами, направленными на обучение персонала.
В данном случае результаты интерпретируются следующим образом: если , значит можно говорить об успешности программы обучения, о чем свидетельствует снижение издержек на осуществление данного бизнес-процесса.
Однако такой подход не учитывает стоимость самого обучения, что не позволяет судить о чистом экономическом эффекте. Следовательно, чистый экономический эффект от обучения можно рассчитать по формуле:
(4)
где – стоимость программы обучения (затраты компании на содержание учебного центра), ден. ед.
Абсолютное значение данного показателя уже позволяет соотнести результат от обучения персонала с затратами на осуществление данного процесса.
Интерпретировать результат обучения в данном случае можно следующим образом: если , значит результат положителен и снижение издержек на бизнес-процесс превысило и понесенные затраты на обучение, следовательно достигнут чистый экономический эффект.
Использование представленных походов к оценке эффективности обучения может быть применена для линейного персонала организации, который проходил обучение в виде тренингов и, к примеру, в результате обучения улучшилось качество обслуживания потребителей. При этом на качество обслуживания могут влиять разные факторы и снижение количества ошибок сотрудниками, и снижение количества жалоб от потребителей.
Если же в расчет принимается вся совокупность методов и форм обучения персонала, в том числе с учетом временных и пространственных параметров, то эффективность следует оценивать иначе.
В данном случае следует прибегнуть к расчету относительных показателей экономической эффективности обучения персонала, т.е. должна прослеживаться динамическая связь между ресурсами организации и деятельностью:
(5)
где – стоимость бизнес-процесса (единицы производимой продукции, оказания услуги) до обучения, ден. ед.;
– стоимость бизнес-процесса после обучения, ден. ед;
– стоимость программы обучения (затраты компании на содержание учебного центра), ден. ед.
Интерпретировать результаты такого подхода очень просто. Показатель эффективности больше нуля говорит об эффектинвости обучения, если показатель меньше нуля , то мероприятия по обучения персонала были неэффективны.
Наиболее распространен показатель доходности, который позволяет в большей степени судить об эффективности обучения персонала. Показатель доходности ( ) выражается соотношением чистого дохода к затратам организации:
(6)
где – стоимость бизнес-процесса (единицы производимой продукции, оказания услуги) до обучения, ден. ед.;
– стоимость бизнес-процесса после обучения, ден. ед;
– стоимость программы обучения (затраты компании на содержание учебного центра), ден. ед.
Показатель доходности отражает возврат на инвестиции в обучение и выражается в процентах.
Интерпретация показателя доходности следующая: если , значит данные мероприятия приносят доход организации. Если же наблюдается противоположная ситуация, то затраты на обучение не возвращаются в виде дополнительного эффекта.
Необходимо понимать, что количественная оценка эффективности обучения персонала не является достаточной. Во-первых, возможен пролонгированный эффект. Во-вторых, отсутствие гарантий, что новые знания будут применимы на практике. Поэтому необходимо сформировать систему показателей, оценивающую обучение персонала, включающую и социальные результаты.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что правильно отобранный метод обучения или использование комплекса методов обучения, позволят при их последующей оценки эффективности получить положительный результат. Обучение персонала это способ внедрения изменений в деятельность организации, бизнес-процессы организации путем наименьших реформ в производственно-хозяйственной деятельности. Мотивация и удовлетворенность персонала работой зачастую являются неразрывными аспектами обучения. Степень эффективности системы обучения и применяемых методологий оценивается руководителями организации и используется для формирования перспективных направлений обучения.