Файл: Совершенствование системы обучения персонала на предприятии (на примере пао гк Космос) по направлению подготовки 38. 03. 02 Менеджмент.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По результатам качественного состава можно сделать вывод, что сотрудники организации удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям в сфере уровня образования. Регламенты и должностные инструкции отражают необходимость высшего образования для руководящего состава гостиницы. Многие сотрудники гостиницы имеют профильное среднее профессиональное образование.
Таким образом, к качественному составу работников гостиницы нельзя делать претензий, также данная тенденция свидетельствует об эффективности работы департамента управления персоналом, который качественно выполняет работу по найму сотрудников.
Для выстраивания эффективной системы обучения немаловажен стаж работы сотрудников гостиницы. В зависимости от стажа работы могут применяться различные методы обучения, различные программы обучения и, в целом, обучение выстраивается исходя из различных принципов.
Таблица 8 – Стаж работы персонала ПАО «ГК «Космос» в 2018-2019 гг.
Средний стаж работников | 2018 | 2019 | ||
чел. | % | чел. | % | |
Стаж до 3-х лет | 148 | 25,83 | 123 | 22,78 |
Стаж свыше 3-х лет | 425 | 74,17 | 417 | 77,22 |
Таким образом, практически 2/3 коллектива представляют собой сложившийся костяк работников, трудящихся в отеле более 3 лет, что говорит о низком уровне текучести кадров. Данный аспект также положительно сказывается на деятельности гостиницы, т.к. сотрудники имеют налаженные взаимоотношения и четко понимают предъявляемые к ним требования.
Анализ кадрового состава персонала любой организации не проводится без анализа структуры сотрудников по половым и возрастным признакам. Половозрастной анализ также позволяет сделать выводы о необходимости внедрения в систему обучения персонала определенных методов обучения. В таблице 9 представлен половозрастной анализ сотрудников гостиницы.
Таблица 9 – Половозрастной состав персонала ПАО «ГК «Космос» в 2019 г.
Возрастные группы | Пол | Всего | |
Мужской | Женский | ||
до 19 лет | 25 | 52 | 77 |
20 - 30 лет | 52 | 168 | 220 |
31 -40 лет | 74 | 123 | 197 |
41 -50 лет | 10 | 9 | 19 |
От 51 года и старше | 17 | 10 | 27 |
Всего | 178 | 362 | 540 |
По результатам анализа можно сделать вывод, что большую часть персонала организации составляют женщины. При этом весь персонал гостиницы имеет средний возраст от 20 до 40 лет.
Управление системой обучения в ГК «Космос» осуществляет департамент управления персоналом. В обязанности департамента входит не только подбор персонала, но и обучение его и подготовка для работы на рабочих местах. В этой связи в гостинице разработаны стандарты управления персоналом. Данные стандарты направлены на формирование оптимальной системы организации кадровых процессов и призваны обеспечить эффективное использование кадрового потенциала гостиницы. Внедрение стандартов предусматривает выстраивание систем оценки, карьерного роста и развития персонала, соответствующих международному уровню.
Департамент управления персоналом разрабатывает и обеспечивает утверждение планов проведения тренингов, семинаров и подготовки обучающих материалов для сотрудников гостиницы.
В гостиничном комплексе «Космос» для работников проводятся различные мероприятия по обучению. Прежде всего, обучение проходит вновь нанимаемый персонал гостиницы, который успешно прошел отбор департаментом персонала. При поступлении нового сотрудника в гостиницу ему предлагается посетить ряд тренингов, где ему будут объяснены основные положения функционирования гостиницы, рассказаны требования к сотрудникам гостиницы, а также проведены мероприятия, раскрывающие суть работы подразделения, в которое он принимается. После этого сотрудник приступает к работе в своем подразделении под присмотром наставника, который должен также обучать его принципам работы.
Каждый сотрудник гостиницы обучается стандартам поведения в гостинице и стандартам внешнего вида. Основой целью подобного обучения является ознакомление сотрудника с нормами, которые в обязательном порядке предъявляются ко всему персоналу гостиницы.
Также сотрудники обучаются стандартам обслуживания в сфере гостеприимства. Основное назначение данного обучения это понимание новым сотрудником основополагающих принципов гостеприимства, что должно обеспечить качественное выполнение своих трудовых обязанностей.
Отдельное внимание в гостинице уделяется обучению этикета. Данное направление обучения имеет определяющее значение для определенных категорий работников и служб гостиницы. Гости взаимодействуют с персоналом гостиницы и имеют представление о нормах поведения сотрудников в конкретных ситуациях. Главная цель такого обучения заключается в формировании у сотрудников представления об этике и этикете в индустрии гостеприимства. Помимо того обучение этикету представлено в разных формах в зависимости от спецификации работы сотрудника, т.к. знания и умения данного направления имеют свои особенности при личном общении с гостем, при общении посредством информационно-коммуникационных средств связи и в других обстоятельствах.
В гостинце проводятся тренинги, направленные на развитие коммуникативных способностей сотрудника. Основной целью данного обучения является формирование или поддержание устойчивых навыков межличностного взаимодействия в различных ситуациях при взаимодействии сотрудника с гостем, сотрудника с другим сотрудником гостиницы.
Обучение сотрудников гостиницы в общем виде может быть представлено следующими мероприятиями:
-
учебные занятия (теоретического плана) в соответствии с должностной инструкцией; -
практические занятия с целью достижения требуемого стандартами гостеприимства уровня подготовки; -
стажировку в соответствии с требованиями должностной инструкции; -
постоянная отработка навыков в соответствии с существующими профессиональными стандартами.
Следует отметить, что не только новые сотрудники гостиницы проходят обучение, но и действующие сотрудники также проходят обучение в соответствии с распоряжением руководства гостиницы и разработанными программами обучения.
2.3 Оценка эффективности процессов обучения ПАО «ГК «Космос»
Обучение персонала гостиницы это необходимое условие для эффективной работы организации. Во многом можно сказать, что обучение персонала представляет собой инвестиции в гостиницу. При этом такие инвестиции
направлены на один из важнейших ресурсов организации, а именно трудовые ресурсы. Подготовка специалистов высокого уровня позволяет добиться эффективного, качественного выполнения трудовых обязанностей.
В гостиничном комплексе «Космос» одним из преимуществ выстроенной системы обучения является наличие площадей для проведения тренингов, семинаров и т.д. Также в процессе обучения принимают участие тренеры и наставники, находящиеся в структуре организации, что положительно сказывается на взаимодействии между обучающимися, тренерами и руководством.
Однако в процессе обучения есть и свои отрицательные стороны. В частности, после прохождения новыми сотрудниками тренингов не всегда наставники на местах имеют возможность качественно продолжать процесс обучения. Гостиница «Космос» представляет собой очень крупный комплекс, которому присущи высокий темп работы. Это создает определенные проблемы для руководителей различных служб при обучении направленных к ним сотрудников. Во многом сотрудники получает первичный инструктаж на месте, могут получить какие-либо документы, регламентирующие деятельность данной службы, и далее приступают к своим обязанностям под присмотром более опытных коллег. Но и рядовые сотрудники работают в напряженных условиях при большом потоке гостей, соответственно, выполняя собственные трудовые обязанности, они не всегда могут качественно проследить за выполнением работы новым сотрудником, прошедшим обучение.
Одним из немаловажных аспектов работы нового сотрудника является его адаптация. Процедура адаптации в гостинице также проходит с определенными недостатками, т.к. адаптационным мероприятиям не уделяется серьезное внимание. Пренебрежение процедурой адаптации новых сотрудников является одним из негативных факторов, которые не позволяют добиться эффективного выполнения работы сотрудником. Отсутствует личностный подход к сотрудникам организации, т.к. каждый из вновь принятых сотрудников может по-разному относится к ситуации выхода на рабочее место после завершения обучения. Кому-то требуется больше подсказок и внимания со стороны наставника, кто-то в меньше степени зависит от наставника. Тем не менее, не всегда у действующих сотрудников, в частности руководителей, есть возможность лично отразить свое мнение по отношению к действиям новых работников.
Таким образом, фактически процедура адаптации сводится к организационным моментам введения в должность, а на
деле преимущества, которые дает адаптация новых сотрудников, в компании не реализуются. Иными словами, в гостинице отсутствует институт наставничества, обучение нового сотрудника на месте происходит спонтанно и в основном осуществляется при непосредственной просьбе нового сотрудника.
В целом, можно сказать, что процесс обучения в гостинице сводится к прохождению тренингов, изучению стандартов и регламентов служб гостиницы.
В качестве одного из позитивных аспектов системы обучения персонала в гостинице «Космос» можно отметить качественно организационную систему аттестации сотрудников.
Аттестация позволяет выявить слабые и сильные стороны сотрудников гостиницы, а также судить о дальнейших действиях с каждым из аттестуемых. В гостинице «Космос» аттестационные мероприятия проводятся в двух основных формах:
-
очередная аттестация, которая представляет собой обязательное мероприятие, направленное на выявление сильных и слабых сторон в профессиональной подготовке сотрудников гостиницы по занимаемой им должности; -
аттестация с целью продвижения сотрудника по карьерной лестнице. Данный вид аттестации проводится в соответствии с требованиями новой должности и должностных обязанностей.
По мнению руководителей высшего звена, подготовка к аттестации способствует обновлению и систематизации специальных знаний, помогает исключить имеющиеся в них пробелы – «подтягивает» профессиональный уровень аттестуемых, и в этом смысле оказывает положительное воздействие на персонал.
Для анализа используемой системы обучения в гостинице «Космос» нужно определить удовлетворенность обучением сотрудников гостиницы. С помощью анкетирования выявим мнение в отношении различных аспектов обучения, и оценим какие изменения в подходе к обучению хотели бы видеть сотрудники. Была разработана анкета–опросник, в которой 20 респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с обучением в гостинице (Приложение 2).
Например, при оценке критерия «Широта используемых методов обучения (практические упражнения, слайды, кейсы, групповая работа)» по 10-балльной шкале, где 1 – неудовлетворительно, 10 – отлично, были получены следующие результаты, рис 7.
Рисунок 7 – Структура ответа на вопрос «Широта используемых методов обучения (практические упражнения, слайды, кейсы, групповая работа)»