Файл: Совершенствование системы обучения персонала на предприятии (на примере пао гк Космос) по направлению подготовки 38. 03. 02 Менеджмент.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При ответе на вопрос «Коммуникабельность наставника, желание наладить контакт с обучаемым» были получены следующие результаты, рис 8.
Рисунок 8 – Структура ответа на вопрос «Коммуникабельность наставника, желание наладить контакт с обучаемым»
Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать определенные выводы относительно осуществления обучения в ПАО «ГК «Космос». Сотрудники гостиницы не удовлетворены получаемыми знаниями, т.к. в гостинице материал подается без четкого регламента, а для сотрудников разных служб применяются одинаковые подходы.
Нельзя с уверенностью утверждать, что все полученные в ходе обучения знания, умения и навыки будут использоваться всеми сотрудниками гостиницы на рабочем месте. Всегда существует определенная доля персонала, испытывающая трудности при реализации полученных знаний по каким-либо причинам. Поэтому оценка эффективности обучения должна включать разные аспекты данного процесса.
Проведем оценку эффективности обучения персонала в гостинице «Космос» с помощью модели оценки Блума (таксономии Блума). Данная модель позволяет оценить эффективность реализации учебных целей в практической деятельности.
Таблица 10 – Оценка системы обучения персонала гостиницы «Космос» с помощью модели Блума.
Уровень оценки | Характеристика | Система обучения персонала в гостинице «Космос» | |
Уровни низкого мышления | Знание | Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории | Сотрудники воспроизводят выученные термины; В практической работе вспоминают и используют конкретные факты, методы и процедуры из тренингов. |
Понимание | Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую интерпретацию материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. | Данный уровень оценки говорит об отсутствии преобразования в гостинице материала устной формы в модели, позволяющие описать будущие последствия ситуаций, происходящие вследствие настоящих событий. | |
Уровень оценки | Характеристика | Система обучения персонала в гостинице «Космос» | |
Уровни высокого мышления | Применение | Данная категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. | Весь учебный материал используется не всеми категориями персонала и не в полном объеме, что является следствием различных причин: нежелание обучающихся использовать материал; не раскрытие наставником полной учебной информации; различия в ситуациях при обучении и на практике. |
Анализ | Данная категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. | Логика предоставления учебного материала не всегда прослеживается достаточно четко, отсутствует четкая структурированность в подходах к обучению различных категорий персонала, обладающих своей спецификой. Существуют различия между фактами и следствиями обучения. |
Продолжение таблицы 10
Уровень оценки | Характеристика | Система обучения персонала в гостинице «Космос» | |||
| Синтез | Данная категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной | В гостинице используются утвержденные методики и способы обучения персонала, при этом плохо отражается синтез передовых способов обучения и внутренних условий в гостинице. | ||
| Оценка | Данная категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. | В гостинице осуществляется аттестация персонала по предложенным методикам обучения. |
По результатам оценки можно сделать выводы о существующей системе обучения персонала, которая не изобилует новыми подходами к обучению персонала и не всегда учитывает специфику различных категорий работников.
Процесс обучения в организации может быть оценен с различных точек зрения в зависимости от участников данного процесса. Так, например, обучающиеся сотрудники получают определенные преимущества и недостатки от процесса обучения, таблица 11.
Таблица 11 – SWOT-анализ системы обучения с точки зрения обучающегося.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Знание специфики деятельности служб гостиницы Высокая мотивация к самореализации Налаживание взаимодействия с будущими коллегами Работодатель заинтересован в предоставлении рабочего места | У новых сотрудников нет четкой ориентации в организационных процессах гостиницы Действующие сотрудники отрываются от рабочего процесса Поглощение проявленных инициатив рутинной программой обучения |
Возможности | Угрозы |
Возможность продвижения по карьерной лестнице или между подразделениями гостиницы Возможности диверсификации сферы деятельности Понимание решений сложных задач Привнесение методов, практических технологий решения трудовых обязанностей | Слабая мотивация к обучению Разочарование от неоправданных ожиданий Высокие амбиции при блестящих результатах обучения могут создать иллюзию больших возможностей карьерного роста |
Свои преимущества и недостатки от управления системой обучения имеет и сама гостиница в лице руководителей высшего звена, таблица 12.
Таблица 12 – SWOT-анализ системы обучения с точки зрения руководителей гостиницы.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Повышение квалификации и профессионального уровня сотрудников Новые сотрудники в большей степени знают специфику деятельности служб гостиницы Руководство получает информацию о навыках и способностях сотрудников | Финансовые затраты на процесс обучения Необходимость учитывать в рабочем процессе отсутствие действующих сотрудников |
Возможности | Угрозы |
Возможность выявления способностей к руководящей работе или другом подразделении гостиницы Возможность появления у обучающихся новых идей и предложений | Результаты деятельности, не соответствующие ожиданиям организации Превращение в кадровый балласт при отставании в процессе обучения |
По результатам анализа системы управления обучением персонала гостиницы можно сделать следующие выводы.
Не все действующие сотрудники заинтересованы в наставничестве новых сотрудников гостиницы. Данный аспект находит отражение не в нежелании действующих сотрудников помогать обучающимся, а в связи с большой нагрузкой в трудовой деятельности.
Часть сотрудников гостиницы проходит обучение без мотивации, а по поручению руководства. Некоторый процент общей численности персонала проходит обучение без понимания сути данного процесса, т.к. не видит перспектив своего развития в организации или не желает развиваться в профессиональной сфере.
В системе обучения персонала применяются широко используемые, устоявшиеся методы обучения, при отсутствии передовых методов обучения. Тренинги и наставничество не всегда позволяют добиться положительного эффекта, т.к. у обучающегося нет возможности ощутить себя на рабочем месте, в рабочем процессе.
Отсутствует четкая структурированность в подходах к обучению различных категорий персонала. Используемые методы обучения сотрудников не всегда позволяют раскрыть специфику работы на местах. Рассматриваемые вопросы, как правило, являются систематизированными и не отражают весь спектр возможных ситуаций в деятельности гостиницы.
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления системой обучения ПАО «ГК «Космос»
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы обучения ПАО «ГК «Космос»
Управление системой обучения персоналом гостиницы представляет собой сложный и многогранный процесс, в частности, когда речь идет о крупном предприятии с большой списочной численностью персонала. Система обучения должна учитывать различные аспекты трудового процесса, которые могут оказать воздействие не только на сам процесс обучения, но и на работу организации.
Для устранения выявленных во второй главе работы недостатков обучения можно предложить использование современных методов обучения персонала. Например, в гостинице могут быть применены такие методы обучения как:
-
метод Secondment; -
метод Buddying; -
метод геймификации (Gamification).
Представленные методы не имеют широкого распространения в практике российских гостиниц и коммерческих организаций, в общем. Однако зарубежные компании успешно применяют перечисленные методы, что позволяет судить о возможности эффективного перенятия опыта в российских условиях.
Метод Secondment подразумевает перемещение сотрудников между различными должностями, что помогает получить новые знания и умения, а также получить сведения о работе, которая выполняется другими сотрудниками гостиницы. В переводе с английского языка данный термин означает «командирование», именно поэтому происходит командирование сотрудников на другую должность, в другую службу гостиницы. В данном подходе время такого командирования может отличаться в зависимости от условий и принятых рамок обучения. Соответственно, обучение может проходить в краткосрочный период сроком до 80 часов или в долгосрочный период, который может длиться до нескольких месяцев. Различают внутренний и внешний Secondment, соответственно командирование сотрудника внутри организации или в другие компании, дочерние компании.
Использование метода Secondment несет в себе ряд положительных и отрицательных сторон. К преимуществам данного метода можно отнести получение и возможность применения опыта другого рабочего места; профессиональное развитие сотрудников и расширение кругозора их профессиональных знаний; совершенствование навыков межличностного общения; возможность для сотрудника по-новому взглянуть на свое прежнее место работы, оценить его. К недостаткам данного метода можно отнести возможность возникновения проблем при замещении данного сотрудника по основному рабочему месту; риск потерять сотрудника по основному месту работы. Безусловным достоинством данного метода обучения является отсутствие существенных расходов при командировании сотрудника внутри гостиницы, между внутренними подразделениями.