ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
России трамваи останавливались, когда он шел по улице! — начисто лишился во Франции читателей и страшно от этого страдал. Про него пустили злую шутку, будто бы его машинка сама печатала стихи. Он, знавший в России многотысячные аудитории поклонников, здесь готов был вам ночь напролет читать свои стихи, лишь бы вы слушали. Перед смертью он сошел с ума...».
Сам Бальмонт так охарактеризовал этапы своего творчества:
«Оно началось с печали, угнетения и сумерек. Оно началось под Северным небом, но силою внутренней неизбежности, через жажду безграничного, Безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины подошло к Радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу».
Подобно Верлену и Фету, Бальмонт культивировал лирику импрессивно-музыкального типа. Полагая, что «поэзия есть внутренняя музыка, внешне выраженная размерною речью», он выявил новые музыкальные потенции слова и обогатил возможности звуковой символики. «Стих Бальмонта самый музыкальный на русском языке»,— писал Брюсов в 1896 г. , этому мнению он остался верен и позже.
Бальмонт покорял — не меньше чем содержанием своей «лирики современной души», -непосредственностью песенного голоса, завораживающей напевностью стиха.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня...
«Своеобразие натуры выделяло Бальмонта даже в кругу уникальных личностей русской культурной элиты начала столетия. Артистизм, моцартианская легкость дара — и тяжкий труд саморазвития, длившийся всю жизнь. Поза декадентского «художника-дьявола», подражавшего «безумствам» Э.По, Бодлера,— и библиотеки прочитанного, многие десятки томов сочинений и переводов. «Кинжальные слова» обладателя ницшеанской маски, грубоватый язык райка в политических сатирах — и проникновенная мягкость лиризма в тех строках, что «неудержимо просятся в душу» (Блок).
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность.
Холодная высь, уходящие дали... (Безглагольность», 1900)
Такие картины, подобные в своей одухотворенной грусти и высшей простоте пейзажам позднего Левитана,— лучшее, что было создано Бальмонтом» - пишет И.В. Корецкая в статье, посвящённой Константину Бальмонту, в книге «Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов)».
Что о К.Д. Бальмонте думали современники?
Марина Цветаева: «Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь сказала: — Поэт. Не улыбайтесь, господа, этого бы я не сказала ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилеве, ни даже о Блоке, ибо у всех названных было еще что-то, кроме поэта в них. Большее или меньшее, лучшее или худшее, но — еще что-то. Даже у Ахматовой была — отдельно от стихов — молитва. У Бальмонта, кроме поэта в нем, нет ничего…На Бальмонте — в каждом его жесте, шаге, слове — клеймо — печать — звезда — поэта.»
Константин Паустовский: «Он заговорил тягучим голосом. После каждой фразы замолкал и прислушивался к ней, как прислушивается человек к звуку рояльной струны, когда взята педаль.... После перерыва Бальмонт читал свои стихи. Мне казалось, что вся певучесть русского языка заключена в этих стихах.»
Иван Бунин: «Бальмонт был вообще удивительный человек. Человек, иногда многих восхищавший своей «детскостью», неожиданным наивным смехом, который, однако, всегда был с некоторой бесовской хитрецой, человек, в натуре которого было немало притворной нежности, «сладостности», выражаясь его языком, но немало и совсем другого — дикого буянства, зверской драчливости, площадной дерзости. Это был человек, который всю свою жизнь поистине изнемогал от самовлюбленности, был упоен собой…»
Сам Бальмонт чрезвычайно высоко ценил свой поэтический талант. «Имею спокойную убежденность, — писал он, — что до меня в целом не умели в России писать звучных стихов». «Предо мною другие поэты — предтечи», — восклицает он в программном стихотворении. Большое мастерство Б. не подлежит сомнению.
Почти за 100 лет до Б. возник термин «легкая поэзия», который критика отнесла к стихам К. Батюшкова. Судьба дала Бальмонту столь же легкую для своего времени изящную, изысканную, музыкальную поэзию и столь же тяжелое психическое заболевание, так же осложненное трудными условиями быта. Последние годы жизни Б. практически не писал. Бальмонта не стало 24 декабря 1942 г. в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией ( Е.Ю.Кузьминой-Караваевой). Он умер, слушая чтение своих стихов.
Источники:
Бальмонт К.Д. Автобиографическое письмо (17 мая 1903 г.) // Венгеров С. А /Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. – 1904.
Бальмонт, К. Д. Горные вершины. — М.: Книгоиздательство «Гриф», 1904. — С. 75—95.
Бунин И.А. Автобиографические заметки / Предисл. Ю. Рябинина // Литературные новости. – 1993
Литературная энциклопедия
Т. 1 / Ком. Акад.; Секция лит., искусства и яз.; Ред. коллегия: Лебедев-Полянский П. И., Луначарский А. В., Нусинов И. М., Переверзев В. Ф., Скрыпник И. А.; Отв. ред. Фриче В. М.; Отв. секретарь Бескин О. М. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — 768 стб.: ил.
URL: ФЭБ: Литературная энциклопедия (feb-web.ru) (дата обращения - 28.04.2023)
Молчанова Н.А. Поэзия К.Д. Бальмонта: Проблема творческой эволюции: дис. д-ра филологических наук: 10.01.01: защищена: 2002/ Молчанова Наталья Александровна. – Иваново, 2002. – 365 с.
URL: Диссертация на тему «Поэзия К. Д. Бальмонта: Проблемы творческой эволюции», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 10.01.01 - Русская литература (dissercat.com) (дата обращения – 28.04.2023)
Одоевцева И. В. На берегах Невы: Литературные мемуары. / Вступ. Статья К. Кедрова; Послесл. А. Сабова. – М.: Худож. Лит., – 334 с.
Паустовский К. Г. Далёкие годы. Повесть о детстве и юности. — Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, – 1960
Перцов П. П. Лит. Воспоминания / П.П. Перцов. – М.; Л., 1933
Русская литература рубежа веков (1890- е — начало 1920- х годов). Книга 1.— М., ИМЛИ РАН , «Наследие», 2001.— 960 с.
Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. / под ред. Н.Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. – с. 166–169.
Цветаева М.И. Слово о Бальмонте // Цветаева М. И. // Собрание сочинений в 7-х тт., – М.: «Эллис Лак», –1994.
Сам Бальмонт так охарактеризовал этапы своего творчества:
«Оно началось с печали, угнетения и сумерек. Оно началось под Северным небом, но силою внутренней неизбежности, через жажду безграничного, Безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины подошло к Радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу».
Подобно Верлену и Фету, Бальмонт культивировал лирику импрессивно-музыкального типа. Полагая, что «поэзия есть внутренняя музыка, внешне выраженная размерною речью», он выявил новые музыкальные потенции слова и обогатил возможности звуковой символики. «Стих Бальмонта самый музыкальный на русском языке»,— писал Брюсов в 1896 г. , этому мнению он остался верен и позже.
Бальмонт покорял — не меньше чем содержанием своей «лирики современной души», -непосредственностью песенного голоса, завораживающей напевностью стиха.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня...
«Своеобразие натуры выделяло Бальмонта даже в кругу уникальных личностей русской культурной элиты начала столетия. Артистизм, моцартианская легкость дара — и тяжкий труд саморазвития, длившийся всю жизнь. Поза декадентского «художника-дьявола», подражавшего «безумствам» Э.По, Бодлера,— и библиотеки прочитанного, многие десятки томов сочинений и переводов. «Кинжальные слова» обладателя ницшеанской маски, грубоватый язык райка в политических сатирах — и проникновенная мягкость лиризма в тех строках, что «неудержимо просятся в душу» (Блок).
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность.
Холодная высь, уходящие дали... (Безглагольность», 1900)
Такие картины, подобные в своей одухотворенной грусти и высшей простоте пейзажам позднего Левитана,— лучшее, что было создано Бальмонтом» - пишет И.В. Корецкая в статье, посвящённой Константину Бальмонту, в книге «Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов)».
Что о К.Д. Бальмонте думали современники?
Марина Цветаева: «Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь сказала: — Поэт. Не улыбайтесь, господа, этого бы я не сказала ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилеве, ни даже о Блоке, ибо у всех названных было еще что-то, кроме поэта в них. Большее или меньшее, лучшее или худшее, но — еще что-то. Даже у Ахматовой была — отдельно от стихов — молитва. У Бальмонта, кроме поэта в нем, нет ничего…На Бальмонте — в каждом его жесте, шаге, слове — клеймо — печать — звезда — поэта.»
Константин Паустовский: «Он заговорил тягучим голосом. После каждой фразы замолкал и прислушивался к ней, как прислушивается человек к звуку рояльной струны, когда взята педаль.... После перерыва Бальмонт читал свои стихи. Мне казалось, что вся певучесть русского языка заключена в этих стихах.»
Иван Бунин: «Бальмонт был вообще удивительный человек. Человек, иногда многих восхищавший своей «детскостью», неожиданным наивным смехом, который, однако, всегда был с некоторой бесовской хитрецой, человек, в натуре которого было немало притворной нежности, «сладостности», выражаясь его языком, но немало и совсем другого — дикого буянства, зверской драчливости, площадной дерзости. Это был человек, который всю свою жизнь поистине изнемогал от самовлюбленности, был упоен собой…»
Сам Бальмонт чрезвычайно высоко ценил свой поэтический талант. «Имею спокойную убежденность, — писал он, — что до меня в целом не умели в России писать звучных стихов». «Предо мною другие поэты — предтечи», — восклицает он в программном стихотворении. Большое мастерство Б. не подлежит сомнению.
Почти за 100 лет до Б. возник термин «легкая поэзия», который критика отнесла к стихам К. Батюшкова. Судьба дала Бальмонту столь же легкую для своего времени изящную, изысканную, музыкальную поэзию и столь же тяжелое психическое заболевание, так же осложненное трудными условиями быта. Последние годы жизни Б. практически не писал. Бальмонта не стало 24 декабря 1942 г. в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией ( Е.Ю.Кузьминой-Караваевой). Он умер, слушая чтение своих стихов.
Источники:
Бальмонт К.Д. Автобиографическое письмо (17 мая 1903 г.) // Венгеров С. А /Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. – 1904.
Бальмонт, К. Д. Горные вершины. — М.: Книгоиздательство «Гриф», 1904. — С. 75—95.
Бунин И.А. Автобиографические заметки / Предисл. Ю. Рябинина // Литературные новости. – 1993
Литературная энциклопедия
Т. 1 / Ком. Акад.; Секция лит., искусства и яз.; Ред. коллегия: Лебедев-Полянский П. И., Луначарский А. В., Нусинов И. М., Переверзев В. Ф., Скрыпник И. А.; Отв. ред. Фриче В. М.; Отв. секретарь Бескин О. М. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — 768 стб.: ил.
URL: ФЭБ: Литературная энциклопедия (feb-web.ru) (дата обращения - 28.04.2023)
Молчанова Н.А. Поэзия К.Д. Бальмонта: Проблема творческой эволюции: дис. д-ра филологических наук: 10.01.01: защищена: 2002/ Молчанова Наталья Александровна. – Иваново, 2002. – 365 с.
URL: Диссертация на тему «Поэзия К. Д. Бальмонта: Проблемы творческой эволюции», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 10.01.01 - Русская литература (dissercat.com) (дата обращения – 28.04.2023)
Одоевцева И. В. На берегах Невы: Литературные мемуары. / Вступ. Статья К. Кедрова; Послесл. А. Сабова. – М.: Худож. Лит., – 334 с.
Паустовский К. Г. Далёкие годы. Повесть о детстве и юности. — Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, – 1960
Перцов П. П. Лит. Воспоминания / П.П. Перцов. – М.; Л., 1933
Русская литература рубежа веков (1890- е — начало 1920- х годов). Книга 1.— М., ИМЛИ РАН , «Наследие», 2001.— 960 с.
Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. / под ред. Н.Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. – с. 166–169.
Цветаева М.И. Слово о Бальмонте // Цветаева М. И. // Собрание сочинений в 7-х тт., – М.: «Эллис Лак», –1994.