Файл: По учебному курсу Образовательная среда в дошкольной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью) |
Кафедры - "Педагогика и психология" |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология и педагогика дошкольного образования |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №_1
по учебному курсу «Образовательная среда в дошкольной организации»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Аптрейкина Елизавета Алексеевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-2001б | |
| | |
Преподаватель | Анфисова Светлана Евгеньевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Подходы к классификации компонентов образовательной среды
№ | Ф. И. О автора | Компоненты образовательной среды, выделенные автором. Их краткая характеристика |
| Ковалев Георгий Алексеевич | 1. Физическое окружение (архитектура и дизайн школьных помещений и школьных зданий и т.д.) 2. Человеческие факторы (социальная плотность среди субъектов образовательного процесса, половозрастные особенности учащихся и учителей и т.д.) 3. Программы обучения (деятельностная структура, стиль преподавания и т.д.) |
| Климов Евгений Александрович | 1. Социально-контактная часть среды (личный пример, культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы их представителей, с которыми приходится взаимодействовать; «устройство» своей группы и других коллективов, с которыми контактирует человек, реальное место человека в структуре своей группы, включенность его в другие группы и группировки). 2. Информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, традиции, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности, персонально адресованные воздействия). 3. Соматическая часть среды (собственное тело и его состояния). 4. Предметная часть среды (материальные, физико-химические, биологические, гигиенические условия). |
| Щуркова Надежда Егоровна | 1. Предметно-пространственное окружение (становится фактором воспитания, т.е. за предметом видится отношение, за вещами угадываются интересы. «Вочеловечивание» - расценивание предмета с точки зрения значимости его для жизни человека, социальная сущность вещи доводится до сознания воспитанника). 2. Поведенческая среда (школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех, или иных поведенческих форм. Условием создания высокого уровня поведенческой среды является, широко внедряемая в школьном коллективе, ориентация на отношения и интерпретирование любого поведенческого акта, как способа выражения вполне определенного отношения к человеку) 3. Событийное окружение (совокупность событий, попадающих в поле восприятия школьника, служащих предметом оценки, поворотом к раздумью и основанием для жизненных выводов. Педагогическое господство над событийным окружением, заключается не в том, что ему закрывают глаза и не позволяют воспринимать негативные или преждевременные для него события, а в том, что делается педагогическая интерпретация происходящего, и тогда ребенок видит картину ценностных отношений, либо утверждаемых, либо отсутствующих. Событие становится фактором его личного развития, по тому, что он был с происходящим, сопереживал случившемуся) 4. Информационное окружение (учебное занятие) выполняет те же функции, при условии, что уровень интеллектуального напряжения школьника всегда должен быть таков, чтобы восприятие информации требовало интеллектуального и духовного умения). |
| Ясвин Витольд Альбертович | 1. Субъектный компонент (взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями. Продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса). 2. Пространственно-предметный компонент (материально-техническое обеспечение среды, окружающая учителя и ученика) 3. Социальный (Система социального партнерства. Социальное окружение. Имидж образовательного учреждения.) 4. Психодидактический (Стиль воспитания и обучения, и характер социально-психологического контроля. Образовательные технологии. Содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гиькость). |
| Черноушек Михаил | 1. Семейная среда («физическая и жилищная организация пространства, а также отношения между людьми, среди которых растет ребенок») 2. Школьная среда («от яслей и садика до окончания средней школы и дальше») 3. Эмоциональная среда («эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок») 4. Окружающая среда (среда сверстников, культурная, этническая, идеологическая, информационная, географическая). |
| Клаус Карл | 1. социально-культурная среда (образовательный уровень и социальный статус родителей) 2. технико-гигиеническая среда 3. социально-экономическая среда 4. демографическая среда (структура семьи, имущественные отношения, занятость родителей) 5. среда воспитательных и школьных учреждений и локальная среда (микрорайон, поселок) |
| Макаренко Антон Семенович | 1. Воспитательный коллектив (В результате педагогического процесса у обучающихся формируются определенные нормы и взаимоотношения, присущие человеческому коллективу. Дети связаны общими целями в воспитательном коллективе. Педагог подчеркивал, что коллектив – это социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей». Взаимодействие членов коллектива служит благоприятной средой для развития личности. Коллектив помогает подростку адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью.) 2. Воспитание трудом (Труд, как воспитательное средство возможен только как часть общей системы. В оценке производительного труда в воспитательной системе Макаренко следует, прежде всего, провести принципиальную линию, отделяющую его понимание роли труда в воспитании детей от теории так называемого “трудового обучения и практики и “трудовой школы”. У Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве, оборудованном по последнему слову техники. Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.) 3. Дисциплина и режим. (Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.) |
| Корчак Януш | 1. Догматическая среда (Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению Корчака, характеризуется, прежде всего, высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.) 2. Идейная среда (Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления — есть добрая воля. Нет догм — есть проблемы. Нет благоразумия — есть жар души, энтузиазм. В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.) 3. Среда безмятежного потребления (Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. По мнению Корчака, в подобной воспитывающей среде формируется личность, которая, в принципе, всегда довольна тем, что у нее есть. Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире, как улитка скрывается в своей раковине. 4. Среда внешнего лоска и карьеры (Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма — искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, завить, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают. Основные черты личности, формирующейся в такой среде, — фальшь и лицемерие — «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т.п.) |