ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 430
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
3. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.
Правило максимизации полезности
Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.
Издержки производства в долгосрочном периоде
Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции
Эффект объема и эффект замещения
Правило оптимального соотношения ресурсов
Определения оптимального соотношения ресурсов
Неценовые факторы совокупного спроса
13. Фискальная политика
13.1. Содержание, инструменты и механизм фискальной политики.
Автоматическая и дискреционная фискальная политика
Фискальная политика – это система мер в области налогообложения и государственных расходов, призванная помочь экономике в достижении уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Государство изменяет налоги и государственные расходы, если в экономике инфляция или безработица. Выделяют дискреционную и автоматическую фискальные политики.
Дискреционная политика
Если уровень ВНП и занятости изменяется вследствие изменения правительством уровня расходов и налогов, то такая политика называется дискреционной.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) направлена на преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Политика снижения налогов может привести не только к росту экономического потенциала, но и стать причиной дефицита государственного бюджета.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. Эти меры в краткосрочной перспективе позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой механизма стагфляции. В результате такой политики может возникнуть профицит бюджета.
Инструменты фискальной политики.
К инструментам фискальной политики относятся государственные расходы и налоги. Государственные расходы – это расходы правительства, региональных или местных органов власти по приобретению товаров и услуг и осуществлению трансфертных платежей.
Если правительственные расходы возрастают не за счет роста налоговых платежей, то это приводит к росту равновесного ВНП. Государственные расходы подвержены действию эффекта мультипликатора.
Мультиприликатор государственных расходов – числовой коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов.
Е
(92)
сли происходит приращение общей суммы государственных расходов
, то доход и выпуск продукции будут увеличиваться на сумму, которая в k раз превосходит увеличение государственных расходов.
ΔY = ΔG * kG,
где ΔY – равновесный ВНП;
ΔG – изменение государственных расходов;
kG – мультипликатор государственных расходов.
О
(93)
сновой мультипликатора служит предельная склонность к потреблению.
kG = 1 / (1-MPC) = 1 / MPS
Увеличение государственных расходов – это рост совокупного спроса, следовательно, рост ВНП. Данный рост может сопровождаться дефицитом государственного бюджета.
Если государственные расходы снижаются, то это приведет к снижению ВНП на соответствующую величину.
Налоги – обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами
Основные функции:
-
фискальная – сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства; -
социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними; -
регулирующая – влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание его темпов, усиление или ослабление накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса посредством применения налогов.
Налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые – взимаются непосредственно с владельцев имущества и получателей доходов (реальные – поземельные, подомовые, на ценные бумаги, личные – подоходные, на прибыль корпораций, с наследства и дарения). Средняя ставка налога может быть одинакова для всех облагаемых сумм.
Косвенные налоги – взимаются в сфере реализации и потребления товаров и услуг.
Основные виды:
-
акцизы – налоги, взимаемые внутри страны включением их в цены товаров широкого потребления; -
таможенные налоги – налоги с ввозимых, транзитных и вывозимых товаров; -
фискальные монопольные налоги – монополии государства на производство и продажу товаров через установление высоких цен.
Налоги классифицируются и по величине налоговых ставок.
Основные виды:
-
с твердой ставкой – определяются в абсолютной величине на единицу обложения; -
пропорциональные – ставка одинакова для всех облагаемых сумм; -
прогрессивные – средняя ставка повышается по мере роста облагаемой суммы; -
регрессивные – средняя ставка уменьшается по мере роста облагаемой суммы.
При изменении величины налогов будет изменяться и величина ВНП.
Увеличение налогов повлечет за собой:
-
снижение располагаемого дохода; -
снижение потребительских расходов; -
снижение совокупных расходов; -
снижение совокупного спроса; -
падение национального производства.
Уменьшение налогов повлечет за собой:
-
увеличение располагаемого дохода; -
увеличение потребительских расходов; -
увеличение совокупных расходов; -
увеличение совокупного спроса; -
увеличение национального производства.
Числовой коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода и выпуска продукции от изменения налогов называется налоговым мультипликатором.
Δ
(94)
Y = ΔТ * kТ,
где ΔY – равновесный ВВП;
ΔТ – изменение налогов;
kТ – налоговый мультипликатор.
Механизм налоговой мультипликации связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:
Основой является предельная склонность к потреблению.
k
(95)
Т = – MPC / (1–MPC)
Автоматическая фискальная политика
Автоматическая фискальная политика – автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов в результате циклических колебаний совокупного дохода.
В период экономического спада объем налоговых поступлений автоматически снижается, а уровень государственных расходов в части трансфертных платежей растет, и наоборот, в ходе экономического подъема объем налоговых поступлений увеличивается, а уровень государственных расходов автоматически снижается в части выплат пособий по безработице.
При автоматической фискальной политике бюджетный дефицит или излишек возникают автоматически, в результате действия так называемых встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.
13.2. Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету
Государственный бюджет – финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы государственного бюджета:
Основные формы доходов – налоги и сборы;
Основные формы расходов – финансирование экономики, социально-культурные программы, оборона, управление.
Состояние государственного бюджета может быть как нормальным, так и дефицитным. При нормальном состоянии расходная часть равна доходной, а при дефицитном – расходная часть превышает доходы.
Основные формы бюджетного дефицита:
-
структурный дефицит; -
циклический дефицит.
Структурный дефицит – возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов.
Циклический дефицит – возникает в результате циклического падения производства и отражает кризисные явления в экономике, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию.
Общая сумма непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленная за время существования страны называется государственным долгом.
Концептуальные подходы к бюджету
Бюджет, в котором правительственные расходы совпадают с общими поступлениями за вычетом займов, называют сбалансированным.
Концепция ежегодно балансируемого бюджета
Суть: к концу каждого финансового года бюджет должен быть сбалансирован. Данная концепция не является экономически нейтральной. Она выступает как проциклическая. Например: в экономике наблюдается спад, правительство, стремясь сбалансировать бюджет, повышает налоги и снижает государственные расходы. Данные меры сдерживают совокупный спрос, в то время как правительство должно было его стимулировать. То есть, данными мерами экономический спад еще более углубляется.
Концепция бюджета балансируемого на циклической основе
Суть: в ходе экономического цикла бюджет должен быть сбалансирован. Однако, подъемы и спады уровня экономической активности различаются по глубине и длительности. Глубокий и длительный спад, за время которого образуется существенный дефицит, может сменяться коротким и непродолжительным подъемом, за время которого ранее возникший дефицит не ликвидируется.
Функциональные финансы
Суть: цель любого правительства – обеспечение не инфляционной, полной занятости. Если при этом и будет возникать дефицит государственного бюджета, то его величина не столь важна, поскольку данная проблема может быть решена с помощью различных займов.
13.3. Проблемы эффективности фискальной политики
Основными рычагами фискальной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.
В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.
Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства.
Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов:
-
населения, а, следовательно, к росту сбережений; -
бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций.
Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы.
«Эффект Лаффера»
Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически доказать американские экономисты во главе с профессором А. Лаффером.
0
Рис.13.1. Кривая Лаффера
Графически так называемый эффект Лаффера отражается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
-
ставка налога равна нулю (поступлений в бюджет нет); -
ставка налога равна 100% (поступлений в бюджет нет, так как в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»);