Файл: Моделирование предметной области «Учет материальных ценностей» с помощью UML (Описание предметной области. Постановка задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

К тому, что компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, мы привыкли уже достаточно давно. На сегодняшний день любая организация на определенной стадии своего развития сталкивается с вопросом о необходимости автоматизации. Организации, решившие внедрить систему автоматизированного учета своей деятельности, руководствуются желанием упростить уже существующий комплекс операций учета за счет оптимизации документооборота и сокращения трудозатрат персонала компании.

Резкий подъем спроса на услуги автоматизации, наблюдаемый в последнее время, в первую очередь связан с общим ростом производства в стране. Но есть и другие, более глубинные причины, основанные на понимании руководителями предприятий необходимости постановки на более современный уровень систем планирования, расчета полной себестоимости, определения центров затрат и т.д.

Целью настоящего курсового проектирования является проектирование автоматизированной информационной системы учета товарно-материальных ценностей.

1 глава. Аналитическая часть

Описание предметной области. Постановка задачи

Компания занимается поставками сварочных материалов, а также другой метизной продукции производства.

Склад металлоизделий поставляет по низким ценам метизы оптом и в розницу. Все расходные сварочные материалы закупаются непосредственно у производителя по эксклюзивным ценам. Помимо расходных сварочных материалов на складе можно купить метизную продукцию общего назначения, а также тканую и сварную сетку, гвозди строительные и винтовые, абразивные круги луга шлифовальные и отрезные. Также на складе можно заказать ограждения и заборы из сетки рабицы, тканой или сварной сетки и купить к ним ворота, калитки и столбы по низкой цене.

Внутренняя организационная структура организации представляет собой схему, изображенную на рисунке 1.1

Рис. 1.1 – Внутренняя структура организации

Объектом автоматизации являются следующие отделы организации:

- Отдел снабжения,

- Отдел сбыта,

- Склад.

Продукция поступает от оптовых фирм и реализуется непосредственно потребителям, нуждающимся в данном виде материалов. Организация материально-технического учета, последовательность выполнения различных операций зависят от потребительских свойств материала, степени его готовности к продаже. Приемка материалов по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями, принятыми в организации. Приемка материалов по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших материалов с показателями сопроводительных документов. Приемка материалов по качеству - это выявление качества и комплектности материала, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам. После приемки материала необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения материалов основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения материалов в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение материалов в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. Продажа материалов - завершающая стадия торгово-технологического процесса.


1.2 Предлагаемые мероприятия по улучшению технологии решения задачи

Задача материально-технического учета подразумевает реализацию типовых задач работы со справочной информацией: просмотр, добавление, редактирование, поиск, удаление.

Предполагаемая схема сбора, обработки и выдачи информации основана на стандартном подходе обработки информации в АИС - замкнутой технологии обработки данных, обеспечивающей корректность ввода оперативных данных, за счет стыковки документов-источников, информационной базы и формирования отчетов, которые в свою очередь могут быть основой для ведения информационного массива .

Источниками оперативной информации в нашем случае являются:

- информация о материалах;

- информация от клиента;

- информация о приходных и расходных накладных.

Анализ состава информации, связанной с учетом заказов, позволяет сгруппировать основные расчеты на ПЭВМ, выполняемые в рамках создаваемой АИС:

- математическая обработка (расчет суммы заказа);

- группировка информации, как символьной, так и числовой.

С учетом решаемых задач автоматизированная информационная система должна обеспечить формирование следующих результатов:

- экранная форма с данными о материалах и контрагентах;

- форма работы с накладными;

- реестр приходных накладных;

- реестр расходных накладных.

2 Глава. Проектная часть

2.1 Выбор средства для моделирования предметной области решаемой задачи

Объектно-ориентированные концепции особенно важны для анализа и проектирования программного обеспечения, поскольку они касаются фундаментальных вопросов адаптируемости и развития. Сравнительно недавно появившийся унифицированный язык моделирования (UML) предлагает стандартизованную нотацию для описания объектно-ориентированных моделей.

UML (англ. Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур.


UML является языком широкого профиля, это — открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода.

Объединение концепций объектно-ориентированного проектирования с концепциями параллельного выполнения необходимо для успешного создания распределенных приложений, работающих в реальном масштабе времени. Поскольку UML содержит стандартную нотацию для описания объектно-ориентированных моделей, будем использовать именно этот язык. Особое внимание уделим моделированию динамики системы, представляющему интерес для приложений реального времени и распределенных приложений.

2.2 Моделирование предметной области решаемой задачи с использованием объектно-ориентированного подхода к проектированию

Для того чтобы графически представить поведение АИС, была применена методология визуального моделирования. Унифицированный язык моделирования UML – это нотация, которая позволяет детально описать информационную систему, а также отметить особенности реализации системы.

Для того чтобы увидеть функциональность и поведение системы, можно воспользоваться диаграммой вариантов использования (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Диаграмма вариантов использования

Диаграмма вариантов использования описывает функциональность АИС. Каждая функциональность изображается в виде прецедентов использования (use case) или просто прецедентов.

Можно выделить следующих действующих лиц в системе отдела склада и снабжения:

  1. Начальник отдела склада и снабжения - контролирует деятельность отдела;
  2. Специалист по закупкам формирует закупки необходимых ТМЦ.
  3. Кладовщик – оприходует и выдает ТМЦ.
  4. Менеджер – контролирует учет материалов.

Трассировка – один из видов зависимости, указывающий на связь между элементами, которые представляют собой одну и туже концепцию, находящуюся на разных уровнях значимости, диаграммы трассировки для основных вариантов использования, рисунки 2.2-2.5


Рисунок 2.2 Диаграмма трассировки «Выдача ТМЦ»

Рисунок 2.3 Диаграмма трассировки «Инвентаризация»

Рисунок 2.4 Диаграмма трассировки «Прием ТМЦ»

Рисунок 2.5 Диаграмма трассировки «Формирование отчетности»

Кроме общей информации о варианте использования, описан его основной сценарий и расширение к нему. Основной сценарий представляет собой последовательность действий, при успешном выполнении которых достигается цель варианта использования. Расширения основного сценария описывают действия при возникновении исключительных ситуаций.

Далее рассмотрены сценарии вариантов использования, каждый из которых представлен графическими диаграммами (рисунки 2.6 – 2.37). Для составления диаграмм были использованы:

- диаграммы последовательности;

- диаграммы взаимодействия;

Диаграмма последовательности действий отображает взаимодействие объектов, упорядоченное во времени. На ней показаны объекты и классы, используемые в сценарии, и последовательность сообщений, которыми обмениваются объекты для выполнения сценария. Диаграммы последовательности действий обычно соответствуют реализациям вариантов использования в текстовом представлении.

Диаграмма кооперации – это альтернативный способ отображения сценариев. Такой тип диаграммы показывает взаимодействие объектов, организованное вокруг них, и их связи друг с другом. Подобно диаграммам последовательности, кооперативные диаграммы отображают поток событий через конкретный сценарий варианта использования. Диаграммы последовательности упорядочены по времени, а кооперативные диаграммы заостряют внимание на связях между объектами.

Вариант использования «Авторизация пользователя»

Главное действующее лицо – сотрудник отдела склада и снабжения (Пользователь).

Контекст использования: пользователь системы проходит авторизацию в системе.

Масштаб: бизнес процесс авторизации, рассматривается общий механизм подтверждения заявленной идентичности для гарантии того, что установленная идентичность пользователя корректна.

Предусловие: учетная запись (имя и пароль пользователя) в базе данных.

Результат успешного завершения: пользователь вошел в систему.


Сценарий.

  1. Запуск проверки введенного имени и пароля пользователя – пользователь системы вводит свои имя и пароль в специальное поле на интерфейсе «Авторизация в системе».
  2. Запуск процедуры авторизации – интерфейс «Авторизация в системе» посылает данные пользователя контролеру «Авторизация».
  3. Проверка имени и пароля – контролер «Авторизация» посылает запрос к таблице «Пользователи» для нахождения введенного имени и пароля, и устанавливает существование таких данных.
  4. Подтверждение имени и пароля – форма «Авторизация в системе» получает подтверждение запроса к таблице.
  5. Форма «Авторизация в системе» регистрирует результат авторизации в «Журнал».
  6. Форма «Авторизация в системе» получает результат записи в «Журнал».
  7. Далее отображение интерфейса авторизации пользователя – с интерфейса «Авторизация в системе» происходит отображение результата авторизации.

Альтернативные сценарии.

Если пользователь ввел логин или пароль с ошибкой, то система оповещает о данной проблеме, выводя сообщение «Неверно введен логин или пароль». После чего пользователь нажимает кнопку «ОК» и повторяет попытку ввода логина и пароля.

Диаграмма последовательности, иллюстрирующая описанный сценарий «Авторизация пользователя в системе», изображена на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 - Диаграмма последовательности «Авторизация пользователя в системе»

В верхней части диаграммы показаны все действующие лица и объекты, требуемые в системе для выполнения этого варианта использования: Пользователь, форма «Авторизация в системе», контролер «Авторизация», «Пользователи», «Журнал».

Стрелки соответствуют сообщениям, передаваемым между действующим лицом и объектом или между объектами для выполнения требуемых функций.

Диаграмма взаимодействия, иллюстрирующая описанный сценарий «Авторизация пользователя в системе», изображена на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 Диаграмма взаимодействия «Авторизация пользователя в системе»

Вариант использования «Обновление информации в системе о ТМЦ»

Главное действующее лицо – сотрудник отдела склада и снабжения (Пользователь).

Контекст использования: сотрудник отдела склада и снабжения (Пользователь) вводит информацию в соответствующие поля о изменения в состоянии ТМЦ (выдаче ТМЦ, приемке ТМЦ, местоположении ТМЦ).