Файл: Сергиево посдского городского округа московской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО – ПОСДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

имени Героя Советского Союза М.К. Нехаева»

141300,г. Сергиев Посад, ул. Л. Булавина, д.6

Тел. 8(496)542-93-09

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Методика Л.И. Плаксиной

«Развитие зрительного восприятия

у детей с нарушением зрения»
Развитие зрительного восприятия
В своей работе использую методики:

Л.И. Плаксина «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»

Е.А. Стребелева «Коррекционно-равивающее обучение детей в процессе дидактических игр»

Г.А. Дивиенко «Цветовое восприятие у дошкольников с нарушением зрения»
Целями системного подхода в развитии зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте является:

  • расширение представления детей о предметах и явлениях окру­жающей действительности,

  • развитие скорости и полноты зрительного обследования,

  • формирование зрительно-двигательного умения обследо­вать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки,

  • учить пользоваться оптическими средствами при рассматривании предметов.


Для достижения этих целей, необходимо решить следующие задачи коррекционной работы по развитию зрительного восприятия:

  • стимулировать зрение и активно использовать сохранные зрительные функции;

  • тренировать и активизировать зрение вблизи, тренировать глазодвигательные мышцы;

  • выделять цветность, объемность, величину предмета, что спо­собствует формированию бинокулярного зрения;

  • развивать и совершенствовать психические процессы.

  • компенсировать ослабленное зрение за счет сочетания коррекции речи, тактильных и двигательных ощущений;

  • закреплять связи между вербальным и зрительным представлением;


Обучение
и воспитание в детских садах для детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению нарушениями зрения, а также спешную подготовку детей к обучению в школе. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-восстановительной работы для детей с нарушениями зрения является развитие восприятия, при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей.

Эффективно использовать различные виды детской деятельности для упражнения зрительных функций и развития зрительного восприятия.

В период восстановления остроты зрения важно организовать систематиче­скую упражняемость амблиоличного глаза на выделение формы, цвета, величины предме­тов и их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) си­стема работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы мелко­го размера. При близорукости не допускается зрительная пере нагрузка, и пособия и мате­риалы даются более крупного размера.

Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. При обучении таких детей не­обходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, об­следования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространствен­но-временных признаков и свойств. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зри­тельного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способ­ствуют формированию мышления ребенка.



Учить целенаправленному осмысленному зрительному наблюде­нию предметов и явлений окружающей действительности, формиро­вать заинтересованность и положительное отношение к наблюде­нию, поиску, анализу воспринимаемых объектов. Уметь выражать в слове признаки, связи, зависимости в предметном мире.

Учить детей описывать предметы и находить их по описанию, уметь оперировать не только зрительно воспринимаемыми предметами, но и отмечать признаки, воспринимаемые на слух, осязанием, обонянием и т. д.

Находить по части предмета целый, составлять из частей целое.

Упражнять, стимулировать и активизировать зрение детей соот­ветственно требованиям лечебно-восстановительной работы по ги­гиене зрения.

Учить анализу сложной формы предметов с помощью вписыва­ния сенсорных эталонов формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.), цвета, величины.
ЦВЕТ: Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту. Узнавать цвет реальных предметов в жи­вотном и растительном мире. Создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений. Замечать цвет движущихся объектов.
ФОРМА: учить отличать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, эллипсоид, конус, куб, призма). Обучать использованию их формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов. Использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.
ВЕЛИЧИНА: учить зрительному анализу формы и величины предметов, отби­рать предметы по убывающей и возрастающей "величине. Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине. Знать и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах, соотносить эти признаки в разных по величине предметах.
ПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: учить называть предметы и материалы, их разнообразные качества (форма, вкус, цвет, запах). Ориентироваться в многообразии предметов одного вида, совершенствовать умение группировать предметы по признакам. Учить делать обобщения, дифференцировать предметы одного рода. Учить уходу за предметами, учить пользоваться предметами.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

1-й год обучения

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.

Формировать у детей зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.

Дидактические игры и упражнения: «Предметное лото», «Найди и назови такую же игрушку», «Чудесный мешочек», «Угадай, что это», «Подбери одинаковые по форме», «Собери кубики», «Собери матрешку», «Собери грибок».

Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.

Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Соедини разноцветные воздушные шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы».

Различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой — маленький), зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.).

Дидактические игры и упражнения: «Найди большие и маленькие предметы», «Что больше, что меньше?», «Составь пирамидку», «Собери корзинки», «Составь башенку», «Найди такой же предмет», «Собери матрешку».

Учить видеть движущиеся объекты: мяч катится, летит; машина, санки едут с горки; «Мы едем медленно — быстро, бежим очень быстро» и т. д. Наблюдать на улице за движением транспорта, ходьбой, бегом людей, животных. Учить выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки и т. п.

Дидактические игры и упражнения: «Прокати шар», «Прокати шар в ворота», «Прокати машину с горки», «Добежим до флажка».

Учить детей находить предметы, геометрические фигуры определенной формы, цвета, величины в окружающем мире.

Дидактические игры и упражнения: «Найди такую же игрушку», «Найди такой же шар, куб, круг, кубик, квадрат», «Найди такой же предмет в группе», «Найди круглые игрушки», «Найди что-нибудь квадратное», «Найди такой же цвет в игрушках», «Найди игрушку такого же цвета», «Найди большого мишку в группе», «Где стоит большой (маленький) шкаф?», «Обними большое дерево, маленькое деревце», «Найди самый большой лист и самый маленький листок».


Учить детей различать, называть и сравнивать предметы с изображением на картинке, последовательно выделять основные признаки (например: мячик круглый, как шар, синего и красного цвета; этот большой, а этот маленький).

Дидактические игры и упражнения: «Что больше, что меньше?», «Найди пару. Чем похожи два предмета?», «Назови, что нарисовано», «Какого цвета нарисованные предметы?», «Подбери предмет по картинке», «Посмотри на картинку через цветное стекло», «Обведи по контуру мяч, шар, флажок».

Учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению: находить реальный предмет: пирамидка подбирается вначале по цветному, затем по силуэтному, а позже по контурному изображению.

Дидактические игры и упражнения: «У кого такой предмет?», «Найди такую же картинку», «Что это?», «Найди и назови», «Где предмет?».

Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) соответствующими фигурами по размеру, цвету; закреплять умения измерять два предмета путем наложения и приложения. Развивать глазомер. Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).

Дидактические игры и упражнения: «Выбери зеленые, желтые, красные», «Дай все круглое», «Подбери большие и маленькие», «Найди кубики», «Соберем большие зеленые листья», «Найди красные маленькие листочки».

Закреплять умения соотносить разнородные предметы, осуществлять выбор заданных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

Дидактические игры и упражнения: «Найди все синее», «Дай красные квадраты», «Дай желтые большие круги».

Закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности, используя предметы, мозаику разной величины, формы, цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом: красная мозаика — флажок, ягода, грибок; желтая мозаика — солнышко, цветочек, репка; овальная мозаика — огурец, яйцо, орех, грибок и т. д.

Сформировать у детей представление об окружающих реалиях (одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, здания). Обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.

Для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию различных способностей зрения, цветоразличения, движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации и т. д.