Файл: Лекция 1. Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная наука и отрасль здравоохранения рассматриваемые вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27.04.2023, 10:01
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №1. Общественно…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264340&pageid=447564 1/3
Лекция №1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания
К настоящему времени Вы заработали баллов: 6 из 8 возможных.
4. История становления ОЗ
Предпосылки, а вернее, причины возникновения науки и учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохра нение»,
заключаются в появлении потребности на учно обоснованного объяснения природы здоровья и болезней не только отдельного человека,
но и групп людей, их со обществ, т.е. общественного здоровья.
Первой предпосылкой, способствовавшей зарождению данной дисциплины, можно назвать установление причин и механизмов распространения в обществе различных инфекционных и парази тарных заболеваний, которые, как известно, являлись наиболее массовыми вплоть до XIX столетия и во многом определяли тип или профиль патологии населения, а, следовательно, и обществен ное здоровье. Борьба с инфекционными заболе ваниями была основой общественных (государственных) мер или социальной политики в области медицины. Вся история врачева ния, начиная с рабовладельческой эпохи, вся история цивилизо ванной медицины свидетельствует о неустанных попытках лечения и, что особенно важно, предотвращения массовых, т.е. инфекци онных, паразитарных, прежде всего, особо опасных эпидемических заболеваний. Однако, пока не наступила
1   2   3   4

эра бактериологии, когда с помощью микроскопа были обнаружены микроорганизмы-возбудители инфекционных заболе ваний, и были раскрыты научные основы, т.е. установлены подлинные причины
этих заболеваний, нельзя было рассчитывать на успех в борьбе с ними. Именно это великое открытие XIX века положило начало учению
об иммунитете и на его основе — вакцинации и другим действенным шагам лечения и предупреждения массовых инфекци -
онных заболеваний. Большой вклад в решение этого вопроса внесли Л. Пастер, Р. Кох, И. И. Мечников и другие выдающиеся ученые.
Именно в этот период возникает выраженная потреб ность в научном обосновании комплекса медико-социальных ме роприятий,
направленных на снижение распространенности инфек ционных и паразитарных заболеваний, уменьшение социальных по следствий.
Вторая причина развития общественного здоровья и здравоох ранения — это организованные общественные движения трудящих ся
за социальные и политические права, среди которых на одно из первых мест выдвигалось право на охрану здоровья. Правящий класс,
государство были вынуждены в той или иной мере решать выдвигаемые требования. В середине и к концу XIX века правитель ства ряда европейских стран были вынуждены в ответ на массо вые выступления трудящихся осуществить реформы и принять за коны о
социальной помощи рабочим, в том числе о страховании и охране здоровья.
Третья предпосылка связана с появлением и развитием государ ственных медицинских учреждений и элементов государственно го
здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, пред назначенных прежде всего для оказания медицинской помощи ма - лоимущим слоям населения и профилактики инфекционных забо леваний. В России получили развитие земская и фабрично-завод ская медицина.
Развитие социологии — науки об обществе — четвертая пред посылка, способствовавшая становлению общественного здоровья и здравоохранения. Социология широко использовала для своих целей знания философии, экономические концепции, статистику и демографические данные. К этому времени были созданы теории о народонаселении, классификация и номенклатура болезней.
Пятая предпосылка — это интенсивное развитие естествозна ния и гигиены. К числу наиболее важных достижений в данной области можно отнести: дарвинизм, нервизм, появление новых ме дицинских дисциплин (оториноларингологии, офтальмологии, пе диатрии и др.).
Среди новых наук и учебных дисциплин — экспериментальная гигиена, которая разрабатывает учение о влиянии на организм физических, химических, биологических факторов внешней среды. Однако некоторые ее первые представители не ограничиваются лишь исследованием природных факторов — в поле их внимания попадает человек не только как биологическая особь, но и как су щество социальное, живущее в мире человеческих, общественных отношений, которые влияют на здоровье и патологию. Возникает интерес к
изучению социальных условий, факторов, процессов по отношению к здоровью человека и его воспроизводству. Создается предпосылка для формирования и исследования, так сказать, со циальной, общественной стороны гигиены. Именно так в начале ХХ
столетия обозначается новая наука (дисциплина) об обществен ном здоровье и здравоохранении.
В начало
/
Мои курсы
/
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика ...
/
Лекционный курс
/
Лекция №1. Общественное здоровье и здравоохранение...
4-й курс Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)


27.04.2023, 10:01
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №1. Общественно…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264340&pageid=447564 2/3
Наиболее интенсивно становление общественного здоровья и здравоохранения происходило в Германии. В 1903 г. в этой стране молодой врач Альфред Гротьян начал издавать журнал по социальной гигиене, в 1905 г. он основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а в 1912 г. добился доцентуры и в 1920 г.учреждения кафедры социальной гигиены в Берлинском университете.
Поэтому он фактически является основоположником социальной медицины как самостоятельной научной и учебной дисциплины.
В последующем и в других университетах Германии стали создаваться курсы и кафедры социальной гигиены, которые после второй мировой войны были превращены во многих университетах в кафедры социальной медицины как научной дисциплины, охватывающей все социальные проблемы медицины, а не только профилактический ее раздел (социальная медицина). В Германии в области социальной гигиены работали видные ученые. Среди них соратник и последователь А. Гротьяна профессор А. Фишер, написавший первый учебник
по социальной гигиене, который был переведен на русский язык в 1929 году. Социальная гигиена Гротьяна была реформистской, так как посредством этой науки была вскрыта социальная этиология многих болезней. На основе социальной гигиены активно развивались натуралистические теории медицины, объяснявшие многие ее социальные проблемы: евгеника, мальтузианство, социал-дарвинизм.
Социальная гигиена Германии очень сильно переплеталась с социальными проблемами политики. Поэтому в 1934 году, когда к власти в
Германии пришли национал-социалисты (фашисты), на основе социальной гигиены была создана расовая гигиена. Этим самым был нанесен большой вред данной науке и был приостановлен процесс ее активного развития в Германии и в других странах Европы.
В царской России начало по активному изучению социальных проблем медицины положил М.В. Ломоносов своим трудом «О
размножении и сохранении российского народа». Крупный вклад в социальные проблемы медицины внесли отечественные ученые- медики XVIII-XIX века: Мудров, Пирогов, Боткин, Сеченов, Захарьин. Особый вклад в становление в стране социальной гигиены как основы социальной медицины внесли ученые-гигиенисты Ф.Ф. Эрисман и А.П. Доброславин. Они в своих лекция х и трудах раскрывали социальные проблемы медицины и связывали проблемы медицины с социальными проблемами общества.
Активно стала развиваться социальная гигиена как самостоятельная научная и учебная дисциплина только в советский период.
Уже в 1918 году был открыт музей по социальной гигиене в Москве известным гигиенистом А.В. Мальковым. На базе музея в 1923 году
был организован научно-исследовательский институт социальной гигиены во главе с А.В. Мальковым. Начали создаваться кафедры
социальной гигиены в медицинских вузах.
В 1922 году Н.А. Семашко (первый нарком здравоохранения РСФСР) создал первую кафедру социальной гигиены при Московском
университете. В 1923 году З.П. Соловьев (заместитель наркома здравоохранения РСФСР) создал вторую кафедру при II Московском
медицинском институте. В этот же год были созданы кафедры социальной гигиены и в других городах бывшего СССР: Ленинграде,
Киеве, Воронеже, Саратове, Харькове. В этот период стали издаваться первые учебники Т.Я. Ткачева (1924 г.), З.Г. Френкеля (1923 г., 1926
г.), А.В. Малькова с группой соавторов (1927 г.). С 1923 по 1930 год издавался специальный журнал «Социальная гигиена». В 20-х и 30-х годах в Советском Союзе функционировало несколько НИИ по социальной гигиене и организации здравоохранения.
Кафедры и институты социальной гигиены выполняли в стране функции центров развития гигиены, объединяя представителей различных гигиенических дисциплин и формируя отдельные узкие отрасли гигиены, такие как гигиена труда, школьная гигиена и гигиена питания. При кафедрах социальной гигиены первоначально были организованы и клиники профессиональных болезней, где изучалась роль профессиональных факторов в формировании общественного здоровья.
В 1941 году кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения. Произошло это,
прежде всего, по политическим причинам, так как в Германии фашистские власти на основе социальной гигиены создали расовую гигиену. Это привело к резкому спаду исследований в области социальных проблем медицины и застою в этой области знаний. В 1966
году кафедры были восстановлены под названием «Социальная гигиена и организация здравоохранения». Социальная гигиена как основа социальной медицины в Советском Союзе активно развивалась и до, и после второй Мировой войны. Прогресс этой науки в
Советском Союзе был самым существенным в мире.
Научно-исследовательские институты, работающие в области социальных проблем медицины, кафедры и факультеты социальной медицины в настоящее время имеются во многих высокоразвитых странах: Англии, Германии, Странах Восточной Европы и Скандинавии,
Индии, США. Проблемы социальной медицины мирового уровня разрабатываются ВОЗ и издаются в трех журналах: «Здоровье Мира»,
«Бюллетень ВОЗ», «Международный форум здравоохранения».
В нашем вузе кафедра организована в 1934 году как кафедра социальной гигиены. Первым заведующим кафедрой была доц. Белицкая
Е.Н. определенные периоды заведовали кафедрой доценты: Розет Г.И., Вержбловский М.В., Бойко Э.П., Вязьменский Э.С. В 1963 году
кафедру возглавил доц. Брага Г.Ф., который имел опыт организаторской работы на посту заместителя Министра здравоохранения УССР.
Брага Г.Ф. руководил кафедрой длительный период (21 год) и она активно развивалась. Здесь обучались студенты и повышали свою квалификацию курсанты – руководители ЛПУ. В этот период кафедра приобрела более широкий формат и стала называться кафедрой
социальной гигиены и организации здравоохранения.
В 1984 году кафедру возглавил доц. Руднев А.С., а уже в 1991 году кафедрой впервые стал руководить доктор медицинских наук,
профессор Агарков Владимир Иванович, который оставался ее заведующим по 2020 год. В этот период на кафедре стала развиваться фундаментальная наука, и она вышла на более высокий, современный научный и организационный уровень. Она стала именоваться как
кафедра социальной медицины и организации здравоохранения. В 2020-21 учебном году во главе кафедры стал к. мед.н, доцент
Коктышев Игорь Витальевич. В настоящее время на кафедре трудится: 2 профессора – доктора медицинских наук, 7 доцентов и 3
ассистента.


27.04.2023, 10:01
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №1. Общественно…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264340&pageid=447564 3/3
Основными направлениями научной и учебной деятельности кафедры в настоящее время является общественное здоровье, факторы его формирующие (социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические), системные меры его охраны,
менеджерские и экономические основы здравоохранения. Эти направления нашли отражение в современном названии кафедры –
кафедра общественного здоровья, здравоохранения, экономики здравоохранения.
По проблемам общественного здоровья и здравоохранения в последние два десятилетия кафедрой подготовлены и изданы 18
фундаментальных монографий, 20 научно-методических рекомендаций, 300 научных статей, разработано 10 методик исследований,
сформулировано 5 законов развития общественного здоровья, обоснованы и сформулированы принципы первичной, вторичной и третичной профилактики болезней человека, изучены и сформулированы современные закономерности эпидемиологии 5 основных классов болезней человека, создана теория функционально-оптимальных возможностей детского организма в условиях интенсивной умственной деятельности в ходе освоения школьной учебной программы.
В ходе педагогической деятельности кафедрой изданы 15 фундаментальных учебных пособий по изучению общественного здоровья,
экономики здравоохранения, медицинской статистики и медицинского обслуживания населения. Ряд этих учебных пособий утверждено на министерском уровне для всеобщего использования.
За последние 20 лет на кафедре защищены 2 докторские и 12 кандидатских диссертаций, запланированы и выполняются 1
докторская и 2 кандидатские диссертации. При кафедре работает студенческий научный кружок.
Далее
Вы прошли 80% лекции
80%
Вы зашли под именем
Кирилл Федоров
(
Выход
)
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
Русский (ru)
Русский (ru)
English (en)
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение
◄ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Перейти на...
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статистики. Статистические методы обработки медицинских данных ►