Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 804
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИКА 2
Задача №1. Объём потенциального сбыта.
Выберите один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей:
Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Ёмкость, тыс. ед. | 1500 | 4800 | 3800 |
Предполагаемая доля рынка компании | 1/10 | 1/20 | 1/10 |
Q1=1500*1/10=150 тыс. ед.
Q2=4800*1/20=240 тыс. ед.
Q3=3800*1/10=380 тыс. ед.
Следовательно, третий сегмент рынка более предпочтительный.
Задача №2. Расчёт рыночной доли организации.
1) По данным, приведённым в таблицах, определить общий объём рынка в натуральном и стоимостном выражении: заполнить строку «Итого».
2) Рассчитать долю рынка каждой компании, как в абсолютном объёме, так и в стоимостном объеме выпускаемой продукции.
3) Определить компанию, которая имеет наиболее высокую среднюю цену продукции (S).
Товарная марка | Объем производства, тыс. Л | Доля рынка в натуральном выражении,% | Выручка, тыс. руб. | Доля рынка в стоимостном выражении, % |
«Ключевая» | 144 | 22,6 | 1878,0 | 26,5 |
Polar Spring | 112 | 17,6 | 1345,0 | 19,0 |
Eviana | 102 | 16,0 | 1234,0 | 17,4 |
Aqualife | 87 | 13,6 | 962,8 | 13,6 |
Aqua Minirale | 77 | 12,1 | 779,2 | 11,0 |
«Курортная» | 59 | 9,2 | 475,2 | 6,7 |
«Альпийская весна» | 55 | 8,6 | 391,0 | 5,5 |
итого | 636 | 99,7 | 7065,2 | 99,7 |
1. «Ключевая»: S=1878,0/144=13,04
2. Polar Spring: S=1345,0/112=12,00
3. Eviana: S=1234,0/102=12,09
4. Aqualife: S=962,8/87=11,06
5. Aqua Minirale: S=779,2/77=10,11
6. «Курортная»: S=475,2/59=8,05
7. «Альпийская весна»: S=391,0/55=7,10
Компания «Ключевая» имеет наиболее высокую среднюю цену продукции.
Задача №3. Определение потенциальной ёмкости рынка в натуральном выражении.
Нормы потребления хлебных продуктов, определённые потребительской корзиной в настоящее время, для трудоспособного населения – 133,7 кг в год, для пенсионеров – 103,7 кг в год, для детей– 84 кг. На территории Кировской области проживает 1 млн жителей, из которых 50 % - пенсионеры, 20 % - дети до 18 лет. Рассчитать ёмкость рынка хлебных продуктов в натуральном выражении.
Qпенсионеры=50%*103,7=5185
Qдети до 18 лет=20%*84=1680
Qтрудоспособное население=30%*133,7=4011
Задача №4. Определение ёмкости рынка в стоимостном выражении.
Потребление электроэнергии на одного жителя России с 1995 году по настоящее время возросло на 15 %. В городе N проживает 110 тыс. жителей, среднее потребление электроэнергии на одного человека ранее было 42 к/Вт в месяц. На сколько возросла денежная ёмкость рынка электроэнергии этого города в месяц, если численность его населения прежняя, а стоимость 1 к/Вт увеличилась с 0,035 руб. в 1995 году* до 1,95 руб. в настоящее время?
Q=110000*48,3*1,95=10 360 350
Задача №5. Расчёт концентрации фирм на рынке.
На рынке региона конкурируют четыре крупных мясоперерабатывающих компании. Рыночные доли трёх из них соответственно 0,45; 0,27; 0,13. Найти рыночную долю четвёртой компании и ранговый индекс концентрации.
Рыночная доля 4 компании:
1) 0,45+0,27+0,13=0,85
2) 1-0,85=0,15
НТ=1/2*(1*0,45+2*0,27+3*0,13+4*0,15)-1=0,3378
Ранговый индекс концентрации далёк от единицы, следовательно, концентрация на рынке невысока.
Задача №6. Определение устоявшейся доли рынка организации по модели Маркова.
На рынке бытовых услуг посёлка Пригородного конкурируют ООО «Комбинат бытового обслуживания» и ИП «Алиса». Лояльность потребителей к первой организации – 70 %, ко второй – 50 %. Какова будет устоявшаяся доля «Комбината бытового обслуживания»?
Доли компаний | Вероятность обращения к ООО «Комбинат бытового обслуживания» | Вероятность обращения к ИП «Алиса» |
Устоявшаяся доля ООО «Комбинат бытового обслуживания»=Х | 70% | 100%-70%=30% |
Устоявшаяся доля ИП «Алиса»=1-Х | 100%-50%=50% | 50% |
Х=0,7*Х+(1-Х) * (1-0,5)
Х=0,7Х+1-Х-0,5+0,5Х
0,5Х=0,5
Х=1
Таким образом, при рыночной доле в 70% и существующем конкурентном положении устоявшаяся доля рынка ООО «Комбинат бытового обслуживания» равна Х=1.
Задача №8. Развитие НК «Роснефть».
ОАО «НК Роснефть» – одна из крупнейших и наиболее динамично развивающихся российских компаний. Акционерное общество «Роснефть» было создано в сентябре 1995 года, Постановлением Правительства РФ на базе одноименного государственного предприятия. «Роснефть» работает в более чем 20 регионах Российской Федерации. География деятельности компании охватывает практически всю страну – от Мурманска до Сахалина, от Ямала до Северного Кавказа. Основное конкурентное преимущество НК «Роснефть» – размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает почти 49 млрд. барр. запасов нефти и газа, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. Обеспеченность компании доказанными запасами углеводородов составляет 27 лет. Роснефть активно увеличивает свою ресурсную базу за счет геологоразведки. Основную часть геологоразведочных работ «Роснефть» осуществляет в наиболее перспективных нефтегазоносных регионах России: Восточная Сибирь, Дальний Восток, шельф южных морей России. Это обеспечивает компании доступ к более чем 75 млрд. барр. перспективных ресурсов.
Роснефть реализует стратегию ускоренного роста добычи, в том числе благодаря внедрению самых современных технологий. В 2005 году около 70 % выручки компании обеспечили поступления от продажи нефти, добытой «Юганскнефтегазом». В 2007 году «Роснефть» начала масштабные геологоразведовательные работы по проекту «Сахалин-5». Объём добычи нефти компании
, с учётом аффилированных структур, в 2007 году составил 740 млн баррелей (101,2 млн тонн), газа – 15,7 млрд м3, это принесло выручку 49,2 млрд долларов. Для сравнения: в том же году бразильская Petrobras добыла нефти 95,9 млн тонн, но получила выручку в 1,8 раза больше,87,74 млрд долларов. Выручка «Роснефти» за 2008 год выросла до 68,9 млрд долларов, а чистая прибыль – до 11,1 млрд долларов. В 2009 году между Россией и Китаем заключён ряд соглашений, предусматривающих двадцатилетний контракт о поставке нефти между «Роснефтью» и китайской компанией CNPC (15 млн тонн нефти ежегодно), о строительстве и эксплуатации ответвления от Восточного нефтепровода в Китай, и о предоставлении кредитов под залог этих поставок банком China Development Bank в размере 15 млрд «Роснефти» и 10 млрд «Транснефти».
НК «Роснефть» является крупнейшим производителем газа в России. Компания добывает более 15 млрд м3 природного и попутного газа в год и обладает существенным потенциалом для дальнейшего наращивания объемов добычи за счет уникального портфеля запасов. В настоящее время «Роснефть» реализует программу по увеличению использования попутного газа до 95 %.
Компании был присущ низкий уровень вертикальной интеграции, что было связано с наличием у неё лишь двух нефтеперегонных заводов (НПЗ) суммарной мощностью чуть более 80 млн.барр. (11 млн тонн) в год. В 2007 году компании удалось полностью решить данную проблему путем приобретения пяти новых НПЗ на территории России. Теперь суммарная проектная мощность НПЗ компании составляет рекордные для российского нефтеперерабатывающего сектора 415 млн.барр. (56,7 млн т.). НПЗ компании характеризуются выгодным географическим положением, что позволяет значительно увеличить эффективность поставок нефтепродуктов. «Роснефть» реализует проекты расширения и модернизации своих НПЗ для улучшения баланса объемов добычи и переработки нефти, а также увеличения выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, соответствующей современным экологическим стандартам.
Задание
1. Назовите рыночные показатели, отраженные в данной ситуации.
- доказанные запасы углеводородов почти 49 млрд барр., что составляет обеспеченность компании «Роснефть» на 27 лет при нынешнем уровне добычи.
- в 2007 году выручка компании «Роснефть» составила 49,2 млрд долларов.
- в 2008 году выручка компании выросла по сравнению с 2007 и составила 68,9 млрд долларов.
- компания добывает более 15 млрд м3 природного и попутного газа в год.
- чистая прибыль компании составляет до 11,1 млрд. долл.
2. Определите факторы внешней и внутренней среды «Роснефти».
Внутренняя среда:
Стратегия - Роснефть реализует стратегию ускоренного роста добычи; Роснефть активно увеличивает свою ресурсную базу за счет геологоразведки.
Ресурсы - Компания располагает почти 49 млрд. барр.; доступ к более чем 75 млрд. барр. перспективных ресурсов.
Выручка - Объём добычи нефти компании, с учётом аффилированных структур, в 2007 году составил 740 млн баррелей (101,2 млн тонн), газа – 15,7 млрд м3, это принесло выручку 49,2 млрд долларов.
Научно-технический фактор - «Роснефть» реализует проекты расширения и модернизации своих НПЗ для улучшения баланса объемов добычи и переработки нефти, а также увеличения выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, соответствующей современным экологическим стандартам.
Внешние факторы:
Конкуренты - бразильская Petrobras добыла нефти 95,9 млн тонн, но получила выручку в 1,8 раза больше,87,74 млрд долларов.
Международный фактор - В 2009 году между Россией и Китаем заключён ряд соглашений, предусматривающих двадцатилетний контракт о поставке нефти между «Роснефтью» и китайской компанией CNPC (15 млн тонн нефти ежегодно), о строительстве и эксплуатации ответвления от Восточного нефтепровода в Китай, и о предоставлении кредитов под залог этих поставок банком China Development Bank в размере 15 млрд «Роснефти» и 10 млрд «Транснефти».